Сущность антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Термин “антикризисное управление", как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.
Антикризисное управление предполагает высокий уровень знаний экономических законов развития общественных процессов всеми членами общества, их высокая исполнительная дисциплина и ответственность; наличие профессионалов-управленцев во всех сферах деятельности общества и на всех уровнях управления обществом, что решается его сильной целенаправленной кадровой политикой; высочайшая степень информированности о ситуации и вокруг нее; целеустремленность и самоотдача общества и каждого его члена.

Содержание работы

Введение
1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы
2. Стадии антикризисного управления
3. Эффективность антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

9.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  предмету:

Антикризисное управление.

 

на  тему: Сущность и значение антикризисного управления.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила:

              Студентка 5-го курса

              факультета  «ЭП»

              специальность 080502 пфо

              Антошина  Марина Леонидовна 
               
               
               
               

Москва  – 2011.

  Содержание 

  Введение

  1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы

  2. Стадии  антикризисного управления

  3. Эффективность  антикризисного управления 

  Заключение

  Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Термин  “антикризисное управление", как  отмечается в работах некоторых  отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических  разночтений является отсутствие прочных  научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

  Антикризисное управление предполагает высокий уровень  знаний экономических законов развития общественных процессов всеми членами  общества, их высокая исполнительная дисциплина и ответственность; наличие профессионалов-управленцев во всех сферах деятельности общества и на всех уровнях управления обществом, что решается его сильной целенаправленной кадровой политикой; высочайшая степень информированности о ситуации и вокруг нее; целеустремленность и самоотдача общества и каждого его члена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность антикризисного  управления, подходы,  методы, принципы 

  Антикризисное управление - это:

  обработка, изучение и анализ максимального  объёма информации о состоянии внешней среды и возможностях внутренней среды;

  прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании  анализа и оценки информации, а  также возможностей интуиции и личных качеств кадров;

  выбор целей, опережающих время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью;

  постановка  задач по достижению выбранных целей  перед обществом, разбивка задач  на периоды и этапы, соответствующие  всё возрастающим возможностям страны;

  разработка  и реализация мероприятий по решению  задач на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением;

  познание  экономического механизма возникновения  возможных кризисных ситуаций и  создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его "избегания";

  разработка  политики поведения в случае возникновения  кризисной ситуации.

  Антикризисное управление использует следующие подходы:

  процессный, управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов;

  системный, управление рассматривается как  совокупность взаимосвязанных элементов  системы;

  ситуационный, управление рассматривается как  подход к конкретной ситуации.

  Качество  управления зависит от применения именно тех подходов, принципов и методов, которые на данный момент времени и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны.

  Антикризисное управление предусматривает меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в  случае его возникновения. Оно изучает и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние системы (общества, государства) и изучает и прогнозирует возможные факторы влияния внешней среды (международные факторы).

  Для решения  задач по упреждению кризисной ситуации и ликвидации кризиса в случае его возникновения необходимы специальные меры и подходы.

  Упреждение  кризисной ситуации состоит из следующих  этапов:

  Образование антикризисной группы. Исполнитель-руководитель страны.

  Анализ  событий, фактов, обработка информации по интересующим вопросам и прогнозирование дальнейшего развития событий. Исполнитель - антикризисная группа.

  Выбор и  принятие решений по возможным возникновениям кризисных ситуаций. Исполнитель - руководитель страны.

  Комплексный подход к реализации принятого решения по упреждению кризисных ситуаций.

  При реализации упреждающих этапов, хотя и имеется  время, но его необходимо использовать экономно, с целью и пользой.

  Этапы преодоления  кризиса несколько отличаются от этапов упреждения кризисной ситуации:

  Образование антикризисной группы.

  Анализ  и оценка событий, фактов, обработка  информации в предельно сжатые сроки.

  Выбор и  оперативное принятие решений в  увязке с краткосрочными и среднесрочными целями.

  Реализация  мер по уменьшению вероятных потерь и смягчению тяжести последствий кризиса.

  Реализация  мер по восстановлению положения, существовавшего  до возникновения кризиса. 

  2. Стадии антикризисного  управления 

  Антикризисное управление на разных стадиях развития кризисной ситуации проявляется  в разной степени. Оно наиболее эффективно в предкризисной ситуации и при легких кризисах. При усугублении кризиса эффективность управления снижается, т.е. снижаются возможности антикризисного управления, при этом затраты государства на преодоление кризиса достигают своего пика в какой-то точке, лежащей в зоне на отрезке среднего или тяжёлого кризиса в зависимости от уровня развития страны. Выше этой точки затраты государства начинают уменьшаться из-за уменьшения экономических и финансовых возможностей страны (падение производства, инфляция, увеличение безработицы, обесценивание национальной валюты и т.д.), но увеличиваются влияния внешних финансовых источников под имущество и гарантии страны, охваченной кризисом (приобретение, слияние, займы и т.д.).

  Из вышеизложенного следует, что чем тяжелее кризисная ситуация, тем меньше возможности государства самостоятельно ликвидировать её последствия и тем больше вероятность вмешательства внешних источников. Эта ситуация приводит к снижению и потере влияния государственных институтов власти на экономику страны и пропорциональная передача управления экономикой и, соответственно, власти внешним источникам. Поэтому степень свободы каждого общества и государства можно определить, в какой-то мере, по доле участия государства и отечественных финансово-экономических институтов и предпринимателей (внутренние источники) в управлении экономикой и долей в управлении экономикой внешних источников, а также степенью эксплуатации наемного труда в принадлежащим им производственным структурам и единицам. Показателями степени свободы государства и уровня эксплуатации наемного труда, могут быть: объём производства товаров и услуг (или объём продаж) и уровень заработной платы работников аналогичных производств, в зависимости от принадлежности к внутренним или внешним источникам.

  Упредить  кризис, смягчить тяжесть его последствий  и уменьшить потери при его  возникновении и, в возможно короткое время, ликвидировать кризис - основные задачи антикризисного управления. При  движении от предкризисной ситуации к экстремальной, эффективность антикризисного управления снижается пропорционально росту затрат, потерь и времени. Поэтому главная роль антикризисного управления - это недопущение или ликвидация кризисной ситуации в возможно кратчайшие сроки, когда эффективность антикризисного управления может быть максимальной. При этом необходимо мобилизовать как управленческие, научные и производственные кадры, так и всю экономику страны на ликвидацию кризисных явлений в самом начале их возникновения, используя новейшие методы и способы как с научной экономической теории, так и практику реальной жизни (государственное регулирование товарно-денежных отношений, импорта, производства, стимулирование экспорта и др.).

  Исходя  из вышеизложенного, цель антикризисного управления можно также определить как разработка и реализация таких мероприятий, которые бы позволили нейтрализовать и устранить причины возникновения кризисной ситуации.

  Первая  стадия кризиса, часто скрытая, - это  падение предельной эффективности  капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

  Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда и т.п. Однако масштаб и сложность проблем можно определить и предупредить только на стадии диагностики, установив цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

  Вторая  стадия кризиса - появление убыточности  производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые в этом случае способы распознавания отличны от других своей направленностью, методами и требованиями к исходной информации.

  Третья  стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

  Четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности  профинансировать даже сокращенное  воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта финансовой несостоятельности и возможность нейтрализовать ее через процедуру банкротства.

  Таким образом, уточнение понятий диагностики, этапов кризиса предприятия и  его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов. Введение в научный оборот этих понятий и их обоснование, обогащает теорию антикризисного управления объяснением специфики диагностических процедур на каждой стадии кризиса.

  Исследование  причин, обусловливающих процесс  антикризисного управления, позволяет  предложить следующую классификацию  факторов возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия:

  внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура  потребностей населения; уровень доходов  и накоплений населения; величина платежеспособного  спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

  внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование  ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента  и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре. 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Эффективность антикризисного  управления  

  Эффективность антикризисного управления во многом зависит от:

  радикально  направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего

Информация о работе Сущность антикризисного управления