Сущность и значение антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Термин “антикризисное управление", как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте.

Содержание работы

Введение
1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы
2. Стадии антикризисного управления
3. Эффективность антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сущьность и значение антикризисного управления.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету:

Антикризисное управление.

 

на тему: Сущность и значение антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5-го курса

факультета «ЭП»

специальность 080502 пфо

Антошина Марина Леонидовна

 

 

 

 

 

Москва – 2011.

Содержание

 

Введение

1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы

2. Стадии антикризисного  управления

3. Эффективность антикризисного  управления 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин “антикризисное управление", как отмечается в  работах некоторых отечественных  специалистов по теории менеджмента, в  российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений  является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

Антикризисное управление предполагает высокий уровень  знаний экономических законов развития общественных процессов всеми членами  общества, их высокая исполнительная дисциплина и ответственность; наличие профессионалов-управленцев во всех сферах деятельности общества и на всех уровнях управления обществом, что решается его сильной целенаправленной кадровой политикой; высочайшая степень информированности о ситуации и вокруг нее; целеустремленность и самоотдача общества и каждого его члена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  антикризисного управления, подходы,  методы, принципы

 

Антикризисное управление - это:

обработка, изучение и анализ максимального объёма информации о состоянии внешней среды и возможностях внутренней среды;

прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании  анализа и оценки информации, а  также возможностей интуиции и личных качеств кадров;

выбор целей, опережающих  время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью;

постановка  задач по достижению выбранных целей  перед обществом, разбивка задач  на периоды и этапы, соответствующие  всё возрастающим возможностям страны;

разработка  и реализация мероприятий по решению  задач на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением;

познание экономического механизма возникновения возможных  кризисных ситуаций и создание системы  сканирования (отслеживания) внешних  и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его "избегания";

разработка  политики поведения в случае возникновения  кризисной ситуации.

Антикризисное управление использует следующие подходы:

процессный, управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов;

системный, управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов системы;

ситуационный, управление рассматривается как  подход к конкретной ситуации.

Качество управления зависит от применения именно тех подходов, принципов и методов, которые на данный момент времени и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны.

Антикризисное управление предусматривает меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в  случае его возникновения. Оно изучает и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние системы (общества, государства) и изучает и прогнозирует возможные факторы влияния внешней среды (международные факторы).

Для решения  задач по упреждению кризисной ситуации и ликвидации кризиса в случае его возникновения необходимы специальные меры и подходы.

Упреждение  кризисной ситуации состоит из следующих  этапов:

Образование антикризисной  группы. Исполнитель-руководитель страны.

Анализ событий, фактов, обработка информации по интересующим вопросам и прогнозирование дальнейшего развития событий. Исполнитель - антикризисная группа.

Выбор и принятие решений по возможным возникновениям кризисных ситуаций. Исполнитель - руководитель страны.

Комплексный подход к реализации принятого решения по упреждению кризисных ситуаций.

При реализации упреждающих этапов, хотя и имеется  время, но его необходимо использовать экономно, с целью и пользой.

Этапы преодоления  кризиса несколько отличаются от этапов упреждения кризисной ситуации:

Образование антикризисной  группы.

Анализ и  оценка событий, фактов, обработка информации в предельно сжатые сроки.

Выбор и оперативное  принятие решений в увязке с краткосрочными и среднесрочными целями.

Реализация  мер по уменьшению вероятных потерь и смягчению тяжести последствий кризиса.

Реализация  мер по восстановлению положения, существовавшего  до возникновения кризиса.

 

2. Стадии  антикризисного управления

 

Антикризисное управление на разных стадиях развития кризисной ситуации проявляется  в разной степени. Оно наиболее эффективно в предкризисной ситуации и при легких кризисах. При усугублении кризиса эффективность управления снижается, т.е. снижаются возможности антикризисного управления, при этом затраты государства на преодоление кризиса достигают своего пика в какой-то точке, лежащей в зоне на отрезке среднего или тяжёлого кризиса в зависимости от уровня развития страны. Выше этой точки затраты государства начинают уменьшаться из-за уменьшения экономических и финансовых возможностей страны (падение производства, инфляция, увеличение безработицы, обесценивание национальной валюты и т.д.), но увеличиваются влияния внешних финансовых источников под имущество и гарантии страны, охваченной кризисом (приобретение, слияние, займы и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что чем тяжелее кризисная ситуация, тем меньше возможности государства самостоятельно ликвидировать её последствия и тем больше вероятность вмешательства внешних источников. Эта ситуация приводит к снижению и потере влияния государственных институтов власти на экономику страны и пропорциональная передача управления экономикой и, соответственно, власти внешним источникам. Поэтому степень свободы каждого общества и государства можно определить, в какой-то мере, по доле участия государства и отечественных финансово-экономических институтов и предпринимателей (внутренние источники) в управлении экономикой и долей в управлении экономикой внешних источников, а также степенью эксплуатации наемного труда в принадлежащим им производственным структурам и единицам. Показателями степени свободы государства и уровня эксплуатации наемного труда, могут быть: объём производства товаров и услуг (или объём продаж) и уровень заработной платы работников аналогичных производств, в зависимости от принадлежности к внутренним или внешним источникам.

Упредить кризис, смягчить тяжесть его последствий  и уменьшить потери при его  возникновении и, в возможно короткое время, ликвидировать кризис - основные задачи антикризисного управления. При  движении от предкризисной ситуации к экстремальной, эффективность антикризисного управления снижается пропорционально росту затрат, потерь и времени. Поэтому главная роль антикризисного управления - это недопущение или ликвидация кризисной ситуации в возможно кратчайшие сроки, когда эффективность антикризисного управления может быть максимальной. При этом необходимо мобилизовать как управленческие, научные и производственные кадры, так и всю экономику страны на ликвидацию кризисных явлений в самом начале их возникновения, используя новейшие методы и способы как с научной экономической теории, так и практику реальной жизни (государственное регулирование товарно-денежных отношений, импорта, производства, стимулирование экспорта и др.).

Исходя из вышеизложенного, цель антикризисного управления можно также определить как разработка и реализация таких мероприятий, которые бы позволили нейтрализовать и устранить причины возникновения кризисной ситуации.

Первая стадия кризиса, часто скрытая, - это падение  предельной эффективности капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда и т.п. Однако масштаб и сложность проблем можно определить и предупредить только на стадии диагностики, установив цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

Вторая стадия кризиса - появление убыточности  производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые в этом случае способы распознавания отличны от других своей направленностью, методами и требованиями к исходной информации.

Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

Четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности  профинансировать даже сокращенное  воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта финансовой несостоятельности и возможность нейтрализовать ее через процедуру банкротства.

Таким образом, уточнение понятий диагностики, этапов кризиса предприятия и  его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов. Введение в научный оборот этих понятий и их обоснование, обогащает теорию антикризисного управления объяснением специфики диагностических процедур на каждой стадии кризиса.

Исследование  причин, обусловливающих процесс  антикризисного управления, позволяет  предложить следующую классификацию  факторов возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия:

внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и  накоплений населения; величина платежеспособного  спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

внутренние: ошибочная  рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий  уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность  антикризисного управления 

 

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от:

радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего

управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления

других организационных  и экономических мероприятий.

План внешнего управления предприятий может предусматривать  следующие меры пот восстановлению платежеспособности должника:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской  задолженности;

продажа части имущества  должника;

уступка прав требования должника;

исполнение  обязательств должника собственником  имущества должника - унитарного предприятия  или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника.

Продажа части  имущества должника может быть осуществлена после инвентаризации и оценки посредством проведения открытых торгов. Таким же образом осуществляется уступка прав требования должника.

Исполнение  обязательств должника третьим лицом  допускается при условии, если такое  исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

При продаже  предприятия (бизнеса) должника отчуждаются  все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской  деятельности должника, включая земельные  участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Информация о работе Сущность и значение антикризисного управления