Сущность и цель антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение теоретических основ применения инструментов антикризисного управления и разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические основы формирования инструментов антикризисного управления предприятием;
провести анализ инструментов антикризисного управления Стерлитамакского ДРСУ филиала ОАО «Башкиравтодор»;
разработать рекомендации и практические меры на основе инструментов антикризисного управления Стерлитамакского ДРСУ филиала ОАО «Башкиравтодор».

Файлы: 1 файл

теория диплом.docx

— 57.28 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждая экономическая система (страна, отрасль, регион, предприятие) сталкивается в своей деятельности с кризисными ситуациями. И далеко не каждая находит свой путь выхода из кризиса. Именно поэтому проблемы предотвращения банкротства предприятий, их выживания в рыночной обстановке так беспокоит российское общество.

Анализ циклической формы движения рыночной экономики позволяет показать потенциальные возможности кризиса как стимула новой ступени развития, которые воплощаются в реальность не без помощи мер антикризисного регулирования.

Для многих российских хозяйствующих субъектов преодоление кризисов является первоочередной задачей. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что доля убыточных предприятий в России очень высока. Поэтому эффективное антикризисное управление имеет исключительно важное значение для развития российской экономики.

В жизненном цикле любого предприятия возможно наступление кризиса, причем он может возникнуть абсолютно на всех этапах развития. Кризисы могут быть различными, но если ситуация на предприятии в целом и без этого носит отрицательный характер, то даже краткосрочный и локальный кризис может привести к серьезным последствиям. Для того чтобы это предотвратить, необходимо разработать эффективную систему управления, содержащую меры по прогнозированию и предупреждению негативных ситуаций. Многие исследователи в настоящее время считают, что любое управление должно быть антикризисным.

Некоторые считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства – реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на «лечение» кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер.

Актуальность данной темы предопределяется важностью решения проблем эффективного применения инструментов антикризисного управления предприятием для повышения финансовой устойчивости и привлекательности предприятия в условиях развития рынка. Данная деятельность объединяется понятием антикризисное управление и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.

Цель данной работы – изучение теоретических основ применения инструментов антикризисного управления и разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретико-методологические основы формирования инструментов антикризисного управления предприятием;
  • провести анализ инструментов антикризисного управления Стерлитамакского ДРСУ филиала ОАО «Башкиравтодор»;
  • разработать рекомендации и практические меры на основе инструментов антикризисного управления Стерлитамакского ДРСУ филиала ОАО «Башкиравтодор».

Предмет исследования: применение инструментов антикризисного управления.

Объект исследования: Стерлитамакское ДРСУ филиал ОАО «Башкиравтодор».

Оценивая степень научной разработанности темы дипломного проекта, необходимо отметить, что проблемы функционирования предприятия в кризисной ситуации находятся под пристальным вниманием ученых- экономистов достаточно давно. При изучении теоретических основ использовались фундаментальные научные работы таких авторов как Е.П.Жарковская, А.Н.Дондуков, О.В.Бобылева, Л.С.Васильева.

При анализе деятельности и функционирования фирмы использовались различные методы анализа и обобщения для оценки реального состояния и положения дел на предприятии: метод анализа литературы по теме диагностика финансового состояния предприятий, анализ нормативно-правовой документации, анализ документов, архивов, сравнительный анализ.  Все методы направлены на выявление недостатков, которые можно сгладить при правильном применении предложенных мероприятий.

Практическая значимость дипломного проекта состоит в том, что теоретические и практические выводы и предложения могут быть использованы руководителями предприятия в процессе улучшения финансового состояния, совершенствования форм, методов и системы антикризисного управления предприятием.

Данный дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

    1. Сущность и цель антикризисного управления предприятием

 

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход), резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; острое затруднение в чем-либо преимущественно с предметами потребления; тяжелое положение.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия1.

Тяжелое положение предприятий наблюдается сегодня повсеместно. На сегодняшний день основным документом, регулирующим несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г. (далее Закон)2.

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно с началом реформирования экономики России и с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях. Обострение кризиса в России вызвало потребность в директивном антикризисном управлении. Этот особый тип управления получил название антикризисного.

При этом возникает вопрос о необходимости антикризисного управления как практической деятельности, науки и учебной дисциплины после выхода страны из кризиса, ведь, безусловно, экономический кризис, каким глубоким он ни был, когда-нибудь пройдет.

Но история экономического развития многих стран и особенности развития воспроизводственных процессов в социально-экономических системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и цикличность являются неотъемлемыми характеристиками любого процесса развития.3

Неотвратимость и неизбежность периодов спада и подъема в развитии различных систем существует при любом, даже самом успешном управлении. И не только экономика, но и все системы развиваются циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства возникают кризисные ситуации. Поэтому процесс управления социально-экономической системой должен быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития. Основная цель антикризисного управления – восстановление управляемости организацией (возможности оперативно принимать и реализовывать управленческие решения, эффективно разрешать выявляемые проблемы).

Целью антикризисного управления является разработка, и реализация мер, направленных на предотвращение возникновения негативных явлений, приводящих к кризисному состоянию предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости и прочного положения на рынке при любых метаморфозах в стране. При этом следует подчеркнуть, что на различных этапах развития кризиса, кризисных тенденций и с учетом их последствий для деятельности предприятия цели антикризисного управления могут корректироваться.

Возможность антикризисного менеджмента связано с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.4

Все проблемы антикризисного управления можно распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им.5

Но система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции.

Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.

Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции.6

Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.

Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.7

Информация о работе Сущность и цель антикризисного управления предприятием