Разработка стратегии развития предприятия на примере ООО «Стройконтракт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск в бою». В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большин¬ства отечественных фирм осознали необходимость кон¬центрации внимания на выработке долгосрочной стра¬тегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ ..................................................................................................... 6
1.1. Понятие и сущность стратегии развития предприятия................................. 6
1.2. Этапы разработки стратегических альтернатив .......................................... 13
1.3. Анализ среды и формулирование миссии организации ............................. 20
1.4. Типы стратегий развития предприятия ........................................................ 32
1.5. Оценка выбранной стратегии развития ........................................................ 39
2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СТРОЙКОНТРАКТ» .............................. 48
2.1. Общая характеристика предприятия ............................................................ 48
2.2. Оценка среды предприятия............................................................................ 54
2.3. Выбор стратегии развития предприятия ...................................................... 67
2.4. Корреляционно-регрессионный анализ влияния эффективности
выбранной стратегии на результат финансовой деятельности ......................... 79
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО
«СТРОЙКОНТРАКТ».......................................................................................... 85
3.1. Резюме ............................................................................................................. 85
3.2. Описание продукции...................................................................................... 86
3.3. Оценка рынка сбыта ....................................................................................... 87
3.4. Оценка конкурентов ....................................................................................... 89
3.5. Стратегия и план маркетинга ........................................................................ 89
3.6. Прогноз объемов продаж............................................................................... 92
3.7. Финансовый план ........................................................................................... 93
3.8. Стратегия финансирования............................................................................ 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............

Файлы: 1 файл

Разработка стратегии развития предприятия (ООО Стройконтракт).doc

— 805.50 Кб (Скачать файл)

Масштаб по горизонтальной оси берется в удвоении предыдущего показателя, а по вертикали — исходя из максимального темпа увеличения объемов продаж на данном рынке за определенный период.

Исходя из полученной позиции товара, к нему применяется соответствующая стратегия.

Определим положение нашей фирмы с помощью матрицы БКГ (рис. 14).

 

                          Темпы роста рынка


 


      Высокие          «Трудный                                       «Звезда»

                                ребенок»

                                                                                                      

              1                                                                

                                                                                            


                              «Худая собака»                       А       «Дойная корова»

       Низкие                                                                                                 

 

0


                                    Сильная                            Слабая            Относительная доля на рынке

 

 

Рис. 14. Выработка стратегии предприятия по матрице БКГ

Как видно из диаграммы, для нашей фирмы целесообразно применять стратегию «Дойная корова». Она занимает лидирующее положение на сокращающемся рынке и имеет преданных потребителей.

Для нее целесообразна стратегия, которая ориентируется на «сбор урожая» с использованием «напоминающей рекламы», периодических ценовых скидок, поддержания каналов сбыта и предложения новых вариантов для стимулирования повторных покупок.

Далее проведем выбор стратегии предприятия с помощью матрицы Мак-Кинси. Для этого вначале оценим положение предприятия по каждому из факторов, приведенных на рис. 15, и определить его, исходя из 3-х возможных уровней: низкого (Н), среднего (С), высокого (В).

 

Привлекательность рынка

Стратегическое положение

Факторы

Оценка

Факторы

Оценка

Характеристика рынка (отрасли)

- Размер рынка

- Размер ключевых сегментов

- Чувствительность рынка  к ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов

- Воздействие поставщиков  на характер заключаемых сделок

В

С

С

 

 

С

- Доля рынка

- Охват ключевых сегментов 

- Влияние на рынок 

- Отношения с поставщиками 

- Воздействие на позицию фирмы потребителей

С

В

Н

В

В

Факторы конкуренции

- Типы конкурентов 

- Уровень конкуренции

- Чувствительность к товарам-субститутам (заменителям)

- Степень интеграции фирм  в отрасли

С

В

С

 

Н

- Приспособленность к конкуренции по выпускаемой продукции, возможностям обслуживания рынков, производительной силы, качества управления

- Относительная доля рынка 

- Уязвимость со стороны новой технологии

В

 

 

 

 

 

С

Н

Финансово-экономические факторы

- Степень использования производственных мощностей

- Отраслевой уровень доходности 

- Отраслевой уровень ликвидности

В

 

С

С

- Уровень использования мощностей

- Уровень доходности

- Показатели платежеспособности

В

 

С

С

Социально-психологические факторы

- Социальная среда 

- Юридические ограничения

В

С

- Внешний образ 

- Внутрифирменная  культура  и этика

С

Н

ИТОГО (общая оценка)

С

 

С


 

Рис. 15. Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса ООО «Стройконтракт»

 

На основе этой оценки определим место предприятия в одном из квадратов матрицы «Мак-Кинси» (рис. 16).

 

Привлекательность рынка


 

высокая

 


средняя

 


 

низкая

 

 

 

Стратегическое положение

                                             хорошее                       среднее                    низкое    

 

Рис.16. Оценка стратегии фирмы с помощью портфельной модели

«Мак-Кинси»

 

Таким образом, положение нашей фирмы, оцененное с помощью матрицы Мак-Кинси, можно охарактеризовать как двойственное, имеющее   ограниченные возможности для роста.

В целом можно сделать выводы, что задачи, стоящие перед предприятием, решаются посредством стратегических действий в рамках выбранной стратегии. В зависимости от состояния сферы бизнеса, потенциала организации, а также специфики продукта и рынка, на котором она работает, можно выделить четыре типа устойчивых изменений.

Первый тип изменений — это перестройка организации, изменяющая ее миссию и культуру при изменении сферы деятельности, продукта или услуги и занимаемой позиции на рынке.

Второй тип — это радикальное преобразование организации, если она не меняет сферы деятельности, но радикально преобразуется, например, в случае слияния с другой организацией или же изменения формы собственности.

К третьему типу изменений можно отнести умеренное преобразование при выходе на рынок с новым продуктом, что требует изменений или перестройки технологических процессов в производстве и маркетинговой деятельности.

Четвертый тип — это обычные изменения, связанные с преобразованиями в сфере маркетинга и в первую очередь в рекламной кампании с целью поддержания интереса к предлагаемому продукту или услуге.

Также для выбора стратегии бизнеса можно воспользоваться матрицей Портера (рис. 17).

В соответствии с проведенным анализом можно дать следующие рекомендации по совершенствованию стратегии предприятия. Для основных видов деятельности ООО «Стройконтракт» наилучшей является стратегия низких издержек, основанная на более полном использовании основных фондов. Также руководству предприятия нужно налаживать контакты с новыми поставщиками сырья и материалов, на более выгодных для предприятия условиях.

Таким образом, по модели Портера для фирмы можно предложить стратегию дифференциации, когда фирма нацелена на большой рынок, предлагая как стандартный, так и выделяющийся новый продукт.

Предложение широкого видового выбора новых стройматериалов является выгодным для ООО «Стройконтракт». Сейчас большинство видов строительной продукции находится на этапе зрелости, поэтому фирме нужно стараться сохранить  отличительное преимущество (высокое качество, продуманная система скидок и т. д.) как можно дольше.

 



 

 

 

 

 



 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 17. Матрица Портера для предприятия

 

Нынешняя стратегия ценообразования для продукции фирмы была рассчитана правильно, что в конечном итоге отразилось на высокой прибыли фирмы. Также был правильно выбран путь преобразования, модификации товара для возобновления спроса после насыщения товаром рынка. В то же время на рынок нужно внедрять новую модификацию продукта, тогда фирма снова сможет получать высокую выручку и прибыль.

Поэтому в ближайшей перспективе для фирмы рекомендуется стратегия, направленная на выявление более глубинных потребностей покупателей и расширение за счет этого своей зоны действия (например, производство новых видов строительных конструкций).

 

 

 

 

2.4. Корреляционно-регрессионный анализ влияния эффективности выбранной стратегии на результат финансовой деятельности

Корреляционно-регрессионный анализ применяется для выявления степени влияния различных факторов на исследуемую величину. Теснота связи количественно выражается величиной коэффициентов корреляции.

Коэффициенты корреляции, представляя количественную характеристику тесноты связи между признаками, дают возможность определить «полезность» факторных признаков при построении уравнений множественной регрессии.

Величина коэффициента корреляции служит также оценкой соответствия уравнения регрессии выявленным причинно-следственным связям.

Рассмотрим корреляционный анализ для ООО «Стройконтракт».

В качестве метода анализа была выбрана корреляционно-регрессионная модель, рассчитанная с помощью пакета анализа офисного приложения Microsoft Excel.

Временной период — с 2006 по 2009 год.

В качестве результативного фактора был выбран показатель прибыли  от основной деятельности (У), в качестве факторов-признаков:

    • объем реализации продукции, т. руб. (Х1);
    • численность работников, чел. (Х2);
    • стоимость ОПФ, т. руб. (Х3).

Исходные данные для анализа представлены в таблице 13.

Таблица 13

Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа

 

 

Год

Квартал

Прибыль от основной деятельности, т. руб.

Объем реализации продукции, т. руб.

Численность работников, чел.

Стоимость ОПФ, т. руб.

   

у

х1

х2

х3

2006

1

8426

1880

370

4012

 

2

2238

2238

371

4125

 

3

12438

2775

377

4177

 

4

17022

2058

374

4190

2007

1

13297

3041

374

4251

 

2

2238

2238

381

4315

 

3

19629

4489

389

4376

 

4

28155

4713

386

4436

2008

1

16594

5122

448

4587

 

2

2238

2238

449

4412

 

3

24495

7562

449

4381

 

4

35690

9470

447

4316

2009

1

20109

5370

416

4358

 

2

2238

2238

427

4424

 

3

29684

7927

435

4494

 

4

43725

10037

433

4502


 

В результате корреляционного анализа, определяющего тесноту и направления связи между изучаемыми факторами, были найдены парные коэффициенты корреляции, определяющие тесноту связи между факторами (табл. 14).

Таблица 14

Матрица парных коэффициентов корреляции

анализа результатов финансовой деятельности

 

 

Прибыль от основной деятельности

Объем реализации продукции

Численность работников

Стоимость ОПФ

Прибыль от основной деятельности

1

     

Объем реализации продукции

0,80857307

1

   

Численность работников

0,01136296

0,01909440

1

 

Стоимость ОПФ

-0,04716033

0,08883880

-0,03539472

1


 

Анализ матрицы коэффициентов корреляции установил, что существует связь некоторых из перечисленных факторов с результативным признаком.

Так, выяснилось, что фактор У (прибыль от основной деятельности) прямо пропорционально связан с фактором Х1 (объемом реализации продукции), и эта связь достаточно сильная, так как их коэффициент корреляции равен 0,80857307.

Связь между факторами У и Х2 (численность работников) очень слабая, прямо пропорциональная, так как коэффициент корреляции составил 0,01136296. 

Связь между факторами У и Х3 (стоимость ОПФ) очень слабая и обратно пропорциональна, так как коэффициент корреляции составил 0,04716033. 

Связь между остальными факторами также существует. Однако она очень слабая.

Такие зависимости являются закономерными, так как прибыль более всего зависит от объема реализации продукции, менее — от численности персонала, и практически в нашем случае не зависит от стоимости основных фондов.

Регрессионный анализ позволил оценить связь результативного признака У сразу со всеми факторами-признаками (Х1, Х2, Х3), построить и оценить линейное уравнение, связывающее эти факторы математической зависимостью.

Множественный коэффициент корреляции R=0,89541 показал, что связь результативного признака У с остальными факторами очень высокая и поэтому имеет смысл проверить линейное уравнение регрессии, то есть уравнение вида:

У = a0 + al*Хl + a2*Х2 + а3*Х3.

Дисперсионный анализ уравнения показал его высокую значимость (F=0,0022647<0,05), а это значит, что линейное уравнение подходит для описания связи между результативным признаком (У) и факторами-признаками (Х1, Х2, Х3).

Уравнение имеет вид:

 У = 14,2364 + 0,423655*Хl — 0,33545*Х2 + 1,63214 *Х3.

Коэффициенты уравнения показывают количественное воздействие каждого фактора на результативный показатель при неизменности других. Так, в нашем случае можно дать следующую интерпретацию полученному уравнению: результат финансовой деятельности от основной деятельности повышается на 423 руб. при увеличении на 1000 руб. объема реализации продукции; уменьшается на 335 руб. при увеличении на 1 количества работников; увеличивается на 1632 руб. при увеличении на 1000 руб. стоимости основных фондов.

Из уравнения видно, что чем больше значения факторов Хl и Х3, тем больше значение результативного признака У, и, наоборот, чем больше значение фактора Х2, тем меньше значение результативного признака У.

Значит, чем больше объем реализации продукции и стоимость основных фондов на предприятии, тем лучше результат финансовой деятельности, и, наоборот, чем больше численность работников, тем хуже результат финансовой деятельности.

Проведем анализ значимости коэффициентов корреляции. Из таблицы 14 видно, что связь между финансовым результатом деятельности предприятия (У) и стоимостью ОПФ (Х3) недостаточно сильная. Фактор Х2  (количество работников) также слабо связан и с финансовым результатом У, и с объемом реализации продукции Х2.

Проверка значимости коэффициентов регрессии выявила, что коэффициенты Х2 и Х3 необходимо исключить из уравнения регрессии, так как их значение меньше стандартной ошибки, т. е. они не являются значимыми. Поэтому в уравнении регрессии будет присутствовать только 1 фактор — объем реализации продукции (Х1).

Таким образом, для уравнения мы берем самый значимый показатель, влияющий на результат финансовой деятельности, и уравнение регрессии будет выглядеть следующим образом:

У = 14,2364 + 0,423655*Хl

Уравнение в таком виде позволяет оценить влияние объема реализации продукции на прибыль, другие показатели в оценке не участвуют.

Проведем регрессионный анализ зависимости результатов финансовой деятельности предприятия от объема реализации.

Для того, чтобы убедиться в точности (надежности) уравнения связи и правомерности его использования для практической цели, необходимо дать статистическую оценку надежности показателей связи. Для этого используются специальные показатели (критерий Фишера, коэффициенты корреляции и детерминации). Фактическая величина F-отношения сопоставляется с табличной и делается заключение о надежности связи. В нашем случае величина F-отношения, рассчитанная по таблице значений, равна 416,64672. При уровне вероятности Р=0,05 она будет составлять 86,54.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ООО «Стройконтракт»