Процесс реструктуризации на Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.

Файлы: 1 файл

на украине.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Как не бывает трафаретной схемы реструктуризации предприятия, так не может быть и трафаретной системы реорганизации профсоюзной структуры в связи с этим. В каждом конкретном случае реорганизация профсоюзной структуры зависит от многих факторов.

Необходимо, прежде всего, исходить из того, что Закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" рассматривает первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов конкретного профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии или обеспечивают себя работой самостоятельно.

Поэтому любая  первичная профсоюзная организация, как структурное подразделение  Всеукраинского профсоюза, может действовать  как на одном, так и на нескольких предприятиях, а также и вне  предприятия. Даже в случае начала процедуры ликвидации предприятия профсоюзный комитет вправе продолжать выполнять свои функции по защите прав и законных интересов членов профсоюза в течение их двухмесячного предупреждения о сокращении и на весь период получения помощи по безработице, что предусмотрено пунктом 2.3. Устава профсоюза металлургов и горняков Украины.

В случае, когда  на базе ликвидированного предприятия  создается новое юридическое  лицо, а членам профсоюза, состоящим  на учете в этой первичной профсоюзной  организации, предложено перейти на работу в новое предприятие, деятельность данной первичной организации профсоюза металлургов и горняков Украины автоматически переносится на вновь созданное предприятие.

При этом профсоюзный  комитет, при необходимости, заключает  договор с новым работодателем (собственником) о преимущественном приеме на работу членов профсоюза, которые ранее работали на ликвидированном предприятии.

В отдельных  случаях по согласованию с вышестоящим  органом профсоюза на базе вновь  созданных предприятий могут  создаваться первичные профсоюзные  организации, которые на добровольной основе могут объединиться в единую профсоюзную организацию и избрать ее профсоюзный комитет с функциями, делегированными вновь созданными первичными профсоюзными организациями.

В каждом конкретном случае реструктуризации предприятия  должен быть индивидуальный подход к  профсоюзной структуре при обязательном соблюдении принципа независимости профсоюзной структуры от хозяйственной, и необязательности их совпадения.

4.Коллективно-договорное регулирование  социально-трудовых отношений на  реструктуризируемом предприятии

Статьей 9 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" определено, что в случае реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет силу в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен с согласия сторон.

В случае изменения  собственника предприятия, действие коллективного договора сохраняется, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового или изменении либо дополнении действующего коллективного договора.

При решении  проблемы коллективно-договорного регулирования на предприятиях, которые образовались в результате проведения реструктуризации базового предприятия, должна учитываться совокупность всех сложившихся факторов.

Это, прежде всего:

    • наличие единой профсоюзной организации (объединенного профкома);
    • наличие единого собственника предприятия;
    • наличие в каждом вновь созданном предприятии своего профсоюзного комитета.

В зависимости  от реальной ситуации возможны следующие  варианты коллективно- договорного  регулирования социально-экономических отношений на таких предприятиях:

1.Заключение  единого коллективного договора  для всех хозяйственных структур, созданных в процессе реструктуризации. 
2.Заключение на каждом финансово-самостоятельном предприятии своего коллективного договора. 
3.Заключение коллективного договора для базового предприятия и одновременное заключение коллективных договоров на каждом вновь созданном предприятии.

В системе, состоящей  из единого (базового) коллективного  договора и сопряженных с ним  коллективных договоров самостоятельных хозяйственных обществ. При этом часть норм базового коллективного договора распространяется на работников всех предприятий. Такая система применима в случае, когда все предприятия, входящие в нее, имеют одну или несколько структур, обслуживающих их общие интересы. Например, социальную сферу, которой пользуются все работники этих предприятий.

В пользу рассматриваемой  системы можно отнести то, что  она обеспечивает консолидацию стороны  наемных работников в отстаивании  их общих интересов. Слабостью ее является определенная сложность построения коллективно-договорных отношений.

Решение о применении конкретного варианта коллективно-договорного  регулирования должно быть принято, прежде всего, исходя из интересов трудовых коллективов предприятий, образованных в процессе реструктуризации, и способствовать повышению степени их социальной защиты.

(Рекомендации подготовлены авторским  коллективом в составе: Капалин  В.Т., Анистрат В.Д., Костарева В.Н.)

 

Приложение

П Е Р Е Ч Е Н Ь 
нормативно- правовых актов, регламентирующих проведение 
реструктуризации в Украине (по состоянию на 01.06.2002г.)

Для сегодняшнего этапа развития нормативно-правового  регулирования реструктуризации в  Украине характерно отсутствие (в  отличие от большинства стран  Центральной и Восточной Европы) специального законодатепьства. У нас эти вопросы регулируются при помощи подзаконных нормативных актов (постановлений и распоряжений Кабинета Министров, положений и методик Фонда государственного имущества, приказов министерств и ведомств).

Основными нормативно-правовыми документами в этой сфере являются:

1."Положення  про порядок реструктуризації  підприємств" (затверджено Наказом  ФДМУ від 12 квітня 2002 р., №667) - Офіційний  вісник України, 2002, №19, с.37-45.

2."Методичні  вказівки щодо проведення реструктуризації державних підприємств" (затверджені Наказом Міністерства економіки України від 23 січня 1998р., №9) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 6 липня 1999р.

3."Положення  про порядок поділу підприємств  і об'єднань та відокремлення від них структурних підрозділів і одиниць" (затверджено Наказом Мінекономіки, Мінстату, Антимонопольного комітету від 20.04.1994, № 43/79/5 – там же.

4."Положення  про порядок проведення санації  державних підприємств" (затверджено  Постановою Кабінету Міністрів України від 8 лютого 1994р, №67) – там же.

5."Методика  розробки планів реструктуризації  державних підприємств та організацій" (затверджена Наказом Агентства  з питань запобігання банкрутству  підприємств та організацій від  2 червня 1997р., №73) – там же.

6."Методика  складання бізнес-планів" (затверджена  Наказом Агентства з питань  запобігання банкрутству підприємств  та організацій від 21 квітня 1997р., №56) - там же.

7."Державна  програма приватизації на 2000-2002 роки" (затверджена Законом України  "Про Державну програму приватизації" від 18 травня 2000р., № 1723-111) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 27 червня 2000р.

8."Положення  про порядок погодження планів  санації господарських товариств  та державних підприємств, щодо  яких прийнято рішення про приватизацію" (затверджено Наказом ФДМУ від 5 жовтня 2001р., №1809) – Українська інвестиційна газета (Нормативна база), від 13 листопада 2001р.

9."Положення  про порядок проведення досудової  санації господарських товариств,  у статутних фондах яких державна частка перевищує 25 відсотків, та державних підприємств, щодо яких прийняте рішення про приватизацію" (затверджено Наказом ФДМУ від 12 жовтня 2001р., №1865) – "Законодавство України про банкрутство". – Київ: Юрінком Інтер, 2002, с. 132.

10."Методичні рекомендації щодо виявлення ознак неплатоспроможності підприємства та ознак дій з приховування банкрутства, фіктивного банкрутства чи доведення до банкрутства" (затверджені Наказом Мінекономіки України № 10 від 17 січня 2001 року). – Українська інвестиційна газета (Нормативна база) від 13 лютого 2001 р.

11."Методика  проведення поглибленого аналізу  фінансово-господарського стану  підприємств та організацій" (затверджена  Наказом Агентства з питань  запобігання банкрутству підприємств  та організацій від 27. 06.1997 р., №81).

12."Комплексна  програма реструктуризації державних  підприємств", затверджена Розпорядженням  Кабінету Міністрів України від  29 серпня 2001р., №401-р.

13.Закон України "Про  відновлення платоспроможності  боржника або визнання його  банкрутом" ( із внесеними змінами та доповненнями). – Урядовий кур'єр, 13 квітня 2002 р.

Рекомендуемая литература

1.Афонін А.С., Нестерчук  В.П. Технологія реструктуризації  підприємства. – Київ: 2000. 
2.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. – М.:Экономика, 2001. 
3.Примакова Е. Ликвидация (реорганизация) предприятия. – Харьков: Фактор, 2002. 
4.Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств. – Київ: КНЕУ, 2000.  
5.Проблеми банкрутства підприємств і професійні спілки. – К.: "Профінформ" ФПУ, 2001 (Бібліотечка голови профспілкового комітету, №9, 2001). 
6."Законодавство України про банкрутство. Збірник нормативних актів." – Київ: Юрінком Інтер, 2002.


Информация о работе Процесс реструктуризации на Украине