Процесс реструктуризации на Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемый в Украине переход к рыночным отношениям, вхождение предприятий на товарные, финансовые и другие рынки, нарастающая здесь конкуренция предъявляют новые жесткие требования к производственному, финансово-экономическому, управленческому и трудовому потенциалу хозяйствующих субъектов. К сожалению, большинство отечественных предприятий, в том числе и горно-металлургического комплекса, не соответствуют этим требованиям, а потому – оказались в сложном, нередко кризисном положении.

Файлы: 1 файл

на украине.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

А это в свою очередь  даст возможность профкому выработать собственную обоснованную позицию по данному вопросу и довести ее до сведения государственных органов управления, уполномоченных принимать решения о проведении реструктуризации (Кабинет Министров Украины для стратегически важных предприятий, Фонд госимущества Украины или Минпромполитики - для остальных). Обращаем внимание, что срок подготовки выводов о целесообразности реструктуризации предприятия (согласно Положению о порядке реструктуризации предприятия, п. 2.6) не должен превышать 1 (одного) месяца.

Анализируя информацию о  результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о состоянии социально-трудовых отношений, профсоюзный комитет обязан регулярно доводить свою позицию до трудящихся. Для этого могут использоваться разнообразные формы:

    • проведение совещаний с профсоюзным активом;
    • подготовка информационных листков;
    • проведение собраний в трудовых коллективах цехов, других структурных подразделений;
    • публикации в заводской прессе;
    • размещение материалов на информационном стенде профкома;
    • публикации в общегородских СМИ.

2.3. Параллельно с проведением мониторинга состояния предприятия профсоюзному комитету обязательно необходимо освоить (изучить) действующую законодательную и нормативно-правовую базу реструкту-ризации предприятий. Перечень документов, регламентирующих ее проведение в Украине, приведен в Приложении.

2.4. После принятия решения о реструктуризации предприятия на протяжении 15 (пятнадцати) дней (со дня принятия решения) формируется комиссия по реструктуризации предприятия (далее – Комиссия). Комиссия является временно действующим органом, который создается для решения вопросов, связанных с реструктуризацией предприятия.

Задачи, функции  и полномочия Комиссии, порядок принятия ею решений определены вышеупомянутым Положением.

Согласно п.3.6. Положения в состав Комиссии может быть включен представитель профсоюзного комитета предприятия. Поэтому профсоюзному комитету необходимо в установленный 15-дневный срок внести в Фонд госимущества Украины свое предложение по кандидатуре члена Комиссии от профкома предприятия. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Фонда госимущества Украины.

2.5. Одной из основных задач Комиссии является разработка и согласование с заинтересованными органами Проекта реструктуризации предприятия. Установленный Положением срок на выполнение этой задачи не должен превышать 3 (трех) месяцев со дня образования Комиссии.

Проект реструктуризации является важнейшим документом, поскольку  от того, каким будет его содержание, в значительной мере будет зависеть и ход, и результаты реструктуризации. Учитывая это, профсоюзному комитету (или созданной при профкоме рабочей группе по реструктуризации предприятия) обязательно необходимо выработать и внести в Комиссию свои предложения к Проекту реструктуризации с целью придания ему направленности, соответствующей интересам трудового коллектива предприятия, а также целям оздоровления и развития предприятия.

Согласно п.4.2 Положения Проект реструктуризации должен включать такие разделы:

    • общие положения;
    • анализ финансового состояния предприятия;
    • анализ организационной структуры предприятия;
    • анализ рынков сбыта производимой предприятием продукции;
    • мероприятия по реструктуризации предприятия;
    • прогноз социально-экономических последствий реструктуризации.

Проект реструктуризации может включать раздел о реорганизации ОАО с обоснованием его целесообразности и соответствующим бизнес – планом.

К Проекту  прилагаются:

план мероприятий  по реструктуризации; 
перечни имущества предприятия, которое подлежит: списанию, продаже, консервации, передаче в аренду, коммунальную собственность; 
перечни имущества предприятия, на базе которого целесообразно создать в процессе реструктуризации новые юридические лица, филиалы, представительства; 
бизнес-планы создания новых юридических лиц.

При этом, согласно п.4.3 Положения, вышеназванные перечни имущества предприятия до подачи их на утверждение Комиссии должны быть согласованы с профсоюзным комитетом предприятия.

Особое внимание профсоюзный комитет обязан уделить  двум последним разделам Проекта  реструктуризации. При их проработке необходимо строго следить за безусловным соблюдением следующих социальных критериев:

- максимально  возможным сохранением количества  рабочих мест в процессе реструктуризации  предприятия. А для работников, подлежащих высвобождению, - включение в Проект реструктуризации конкретных мер (с определением реальных источников финансирования) по их переобучению и последующему трудоустройству в рамках городской (областной) программы содействия занятости;  
- скорейшим погашением существующей задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам перед работниками исходного предприятия и работниками, переведенными во вновь образованные в результате реорганизации предприятия, с определением конкретных сроков и реальных источников средств на погашение этой задолженности;

    • установлением на сохраняемых и вновь создаваемых рабочих местах уровня оплаты труда в соответствии с действующим коллективным договором, или Отраслевым соглашением;
    • минимальным сокращением социальной инфраструктуры предприятия в ходе реструктуризации.

При подготовке предложений к проекту реструктуризации профкому необходимо определиться в  отношении будущего каждого объекта  социальной сферы, находящегося на балансе  предприятия или в его собственности. Возможные варианты решения этой проблемы следующие:

    • сохранение всей социальной сферы;
    • ликвидация всей социальной сферы предприятия посредством: 1) передачи объектов, состоящих на балансе, в коммунальную собственность, либо 2) продажи объектов, вошедших в уставный фонд предприятия;
    • минимизация социальной сферы, то-есть передача в коммунальную собственность только части объектов, например, жилищного фонда предприятия.

В условиях, когда  предприятие оказалось в сложном  финансовом положении, оптимальным  представляется третий вариант решения  проблемы.

При этом во всех случаях при решении вопросов, связанных с изменением статуса  объектов социальной сферы, необходимо следовать нормам Закона Украины "О  передаче объектов права государственной  и коммунальной собственности".

2.6. Разработанный Комиссией (совместно с предприятием, потенциальным инвестором) Проект реструктуризации предприятия подлежит утверждению. При этом, для государственного предприятия, а также для ОАО, 100% акций которого принадлежит государству, проект утверждается приказом Фонда госимущества Украины. Для ОАО, продажа акций которого уже началась, проект утверждается высшим органом ОАО (общим собранием акционеров).

Так как реструктуризация затрагивает интересы не только собственников (акционеров), но и работников предприятия, подготовленный Комиссией проект ее проведения целесообразно рассмотреть на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия. Причем – обязательно до его утверждения Фондом госимущества Украины, или собранием акционеров ОАО. Для этого профсоюзному комитету необходимо инициировать и вовремя провести общее собрание (конференцию) трудового коллектива, а затем – его (ее ) решение приложить к проекту реструктуризации предприятия. Такое право предоставлено профсоюзному комитету в соответствии с п.4.5 Положения.

2.7. После утверждения Проекта реструктуризации на предприятии начинается этап его реализации. Для этого руководитель предприятия в течение 5 (пяти) дней со дня утверждения Проекта реструктуризации разрабатывает и издает приказ об организации проведения реструктуризации. В нем должны быть определены сроки выполнения каждого мероприятия и лица, ответственные за их выполнение. Общий срок реализации мероприятий по реструктуризации предприятия не должен превышать одного года (в отдельных случаях он может быть продлен Комиссией на период, не более 6 месяцев).

Профсоюзному  комитету через своего представителя  в Комиссии следует подключиться к разработке этого документа  с тем, чтобы обеспечить: соответствие между утвержденным Проектом реструктуризации и приказом руководителя об организации его внедрения, реальность сроков выполнения предусмотренных мероприятий, а также закрепление за ними квалифицированных исполнителей.

2.8. Согласно п.5.1. Положения функцию контроля за проведением реструктуризации на предприятии осуществляет Комиссия. Таким образом оказывается, что Комиссия разрабатывает проект реструктуризации и сама же контролирует его реализацию, что не может не вызывать сомнение в действенности подобного контроля. Учитывая это, с целью обеспечения успешного проведения реструктуризации, достижения всех поставленных перед ней целей, и при этом соблюдения прав и интересов трудового коллектива, представляется целесообразным также введение профсоюзным комитетом общественного контроля за ходом и результатами реструктуризации.

Прежде всего, в период реализации Проекта реструктуризации профком должен усилить контроль за соблюдением администрацией трудового  законодательства и положений коллективного  договора. Необходимо также отслеживать  полноту и своевременность исполнения намеченных мероприятий по реструктуризации, соответствие их действующему законодательству, динамику изменения финансово-экономических и социальных показателей предприятия и (или) образованных хозяйствующих субъектов.

2.9. После выполнения мероприятий, предусмотренных Проектом реструктуризации, профсоюзный комитет должен подвести итоги ее проведения, проанализировать позитивные и негативные последствия и направить свою оценку результатов реструктуризации предприятия в общее собрание акционеров и в Фонд госимущества Украины (одновременно с подачей отчета руководителем предприятия).

Поскольку ни Положением, ни Методическими указаниями не установлены  никакие специальные критерии для  определения успешности (эффективности) проведенной реструктуризации предприятия, профсоюзному комитету для выработки собственной оценки необходимо сравнить состояние предприятия "до" и "после" реструктуризации по следующим традиционным показателям:

    • объемы производства и реализации продукции;
    • затраты на 1 грн. чистого дохода (выручки) от реализации;
    • рентабельность реализованной продукции;
    • дебиторская и кредиторская задолженность;
    • сумма затрат на техническое переоснащение производства, освоение новых технологий;
    • обеспеченность собственными оборотными средствами;
    • уровень бартерных операций;
    • доля производства по давальческим схемам;
    • численность работающих на предприятии и вновь образованных хозяйствую- щих субъектах;
    • задолженность по заработной плате;
    • уровень средней заработной платы;
    • доля ФОТ в себестоимости продукции;
    • общая сумма расходов на содержание социальной инфраструктуры.

Такое сопоставление  и позволит выработать объективную  интегральную оценку проведенной реструктуризации предприятия.

2.10. В высшей степени важной задачей, которую профсоюзный комитет должен выполнять на всех этапах проведения реструктуризации, является регулярное информирование трудового коллектива о происходящих событиях и соответствующей позиции профкома.

Очевидно, и  после завершения реструктуризации предприятия целесообразно созвать  общее собрание (конференцию) трудового коллектива, где обсудить результаты реструктуризации и заслушать администрацию предприятия о планах на ближайшую и отдаленную перспективу.

3.Вопросы реорганизации первичной  профсоюзной организации, действующей  на реструктуризируемом предприятии

В случае реструктуризации предприятия главная задача состоит  в том, чтобы сохранить, предусмотренные  пунктом 3.3. Устава принципы организационного единства и целостности профсоюзных  звеньев, работоспособность выборных органов профсоюза.

Реорганизация (и даже ликвидация) предприятия, согласно пункту 3.2. Устава профсоюза металлургов и горняков Украины, сама по себе не может служить прямым основанием для изменения профсоюзной структуры или прекращения деятельности первичной профсоюзной организации.

Информация о работе Процесс реструктуризации на Украине