Правовые основы антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 04:03, курсовая работа

Описание работы

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды работы и осуществления, чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые аспекты антикризисного управления
1.1. Основы действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий
1.2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятельности в зарубежной практике
Глава 2. Правовые методы антикризисного управления
2.1 Банкротство
2.2 Реструктуризация
2.3 Реорганизация
2.4 Санация
2.5 Ликвидация
2.6 Мировое соглашение
2.7 Оживление
Глава 3 .Один из процессов антикризисного управления
3.1 Реструктуризация
3.2 Принципы и критерии эффективности реструктуризации
3.3. Организация реструктуризации
3.4. Роль реструктуризации в антикризисном управлении
3.5 Вывод
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Э-правовые основы антикризис управления.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Основными целями периода наблюдения являются обеспечение арбитражным управляющим сохранности имущества и про ведение анализа финансового состояния несостоятельного предприятия для определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

В период наблюдения основные цели данного этапа арбитражного управления реализует временный управляющий, назначаемый арбитражным судом. Период наблюдения длится, как правило, до семи месяцев. В это время требования кредиторов в индивидуальном порядке не удовлетворяются, а предприятию предоставляется возможность нормально функционировать и восстановить свою платежеспособность.

Временный управляющий имеет те же права, что и другие арбитражные управляющие: административный, внешний и конкурсный, а также специфические для данного этапа арбитражного управления права, например, он имеет право:

- предъявлять  в суд от своего имени требования  о признании недействительными  сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона;

- обращаться  в суд с ходатайством о принятии  дополнительных мер по обеспечению  сохранности имущества должника.

Период наблюдения имеет следующие особенности :

1. Имущественные  требования к предприятию-должнику  предъявляются с учетом порядка, предусмотренного Законом (кредиторы  в месячный срок с момента  получения уведомления временного  управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вправе предъявлять свои требования должнику).

2. По ходатайству  кредитора может быть приостановлено  производство по делам, связанным  с взысканием с должника долга, однако при этом кредитору  необходимо помнить, что он сможет принять участие в первом собрании кредиторов лишь в том случае, если предъявит свои требования к должнику в месячный срок (указанный в п.l).

3. Приостанавливается  исполнение судебных решений  по имущественным взысканиям (исключение  составляют взыскания задолженностей по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступившие в законную силу до момента принятия судом заявления о банкротстве). Задержка исполнения решений по имущественному взысканию действует до вынесения судом соответствующего определения. Если будет принято решение об отказе признания должника банкротом, то исполнение решений восстанавливается.

4. Запрещается  удовлетворение требований должника - юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников предприятия. Участники предприятия не признаются кредиторами, и их требования удовлетворяются по завершении конкурсного производства, после удовлетворения требований кредиторов.

В период наблюдения несостоятельным предприятием фактически управляют прежние руководитель и другие органы управления, а временный управляющий лишь контролирует их действия.

Контроль за действиями руководителя предприятия-должника заключается в согласовании сделок , связанных:

. с передачей  недвижимого имущества в аренду, залог, уставный капитал других  предприятий или распоряжением  недвижимостью иным образом;

. с распоряжением  иным имуществом предприятия-должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов предприятия;

. с получением  и выдачей займов (кредитов), выдачей  поручительств и гарантий, уступкой  прав требования, переводом долга, а также с доверительным управлением имуществом должника.Кроме того, в этот период вводятся ограничения на действия органов управления предприятием. Они не могут принимать решения:

· о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и Ликвидации должника;

· о создании юридических лиц, филиалов и представительств; · об участии в иных юридических лицах;

· о выплате дивидендов;

· о размещении должником эмиссионных ценных бумаг;

· о выходе из состава участников предприятия-должника;

· о приобретении у акционеров выпущенных акций.

Решение об участии предприятия в ассоциациях и других объединениях юридических лиц может быть принято органами управления с согласия временного управляющего.

Если органы управления предприятием нарушают вышеизложенные ограничения их деятельности, действующее законодательство, или не предоставляют всей необходимой для временного управляющего информации, или осуществляют иные действия, препятствующие исполнению обязанностей временного управляющего, последний может ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя предприятия от должности. В этом случае арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности; руководство предприятием переходит к временному управляющему.

В результате анализа содержания процесса управления предприятием в период наблюдения автору представляется возможность сформулировать пять специфических функций, которые обязан реализовать временный управляющий:

1) обеспечение  сохранности имущества;

2) анализ финансового  состояния несостоятельного предприятия;

3) определение  наличия признаков фиктивного  и преднамеренного банкротства;

4) установление  кредиторов должника и определение  размеров их требований;

5) организация  первого собрания кредиторов.

3.2 Финансовое оздоровление

На основе сведений о финансовом состоянии должника и предложений временного управляющего (изложенных в его отчете) о возможности восстановления платежеспособности должника решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления, график погашения задолженности и требования к кандидатуре административного управляющего.

С ходатайством о введении финансового оздоровления организации должника и его обеспечении могут к первому собранию кредиторов обратиться учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица.

Если такое ходатайство отсутствует, но есть основания для восстановления платежеспособности организации - должника, принимается решение о введении внешнего управления с обращением в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.К ходатайству о введении финансового оздоровления организации прилагаются:

- График погашения  задолженности;

- Документы о  предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и иными способами. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, имуществом и имущественными правами, при надлежащими должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Одновременно с введением финансового оздоровления арбитражным судом утверждается административный управляющий. Утверждение административного управляющего не означает отстранение от управления руководителя организации. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления и содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Важным документом по регулированию процедуры финансового оздоровления организации является план финансового оздоровления организации. План финансового оздоровления подготавливается учредителями (участниками) должника, собственником имущества – унитарного предприятия, руководителем и аппаратом управления организации должника, при участии административного управляющего, утверждается собранием кредиторов и предусматривает способы получения Денежных средств за счет мобилизации внутрипроизводственных резервов и за счет обеспечения, предоставившего третьими лицами.

Получаемые по плану финансового оздоровления денежные средства будут использованы для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе проведения данной процедуры банкротства.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее, чем за месяц до даты окончания срока процедуры финансового оздоровления, погашение требований кредиторов первой и второй очереди (требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью, требования граждан по оплате труда и выходных пособий) не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

- вести реестр  требований кредиторов;

- созывать собрание  кредиторов;

- рассматривать  отчеты о ходе выполнения плана  финансового оздоровления и графика  погашения задолженности и докладывать  собранию кредиторов;

- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

Имеет право:

- согласовывать  сделки и решения должника  и представлять информацию кредиторам  об этих сделках и решениях;

- обращаться  в арбитражный суд с ходатайством об устранении руководителя должника, если он не принимает действенных мер по восстановлению платежеспособности организации;

- предъявлять  в арбитражный суд от своего  имени требования о признании  недействительными сделок и решений.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должника обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления с приложениями: балансом на последнюю отчетную дату, отчетом о прибылях и убытках, документами, подтверждающими погашение требований кредиторов. Административный управляющий на основании полученного отчета должника составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Данное заключение направляется в арбитражный суд и кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов. Если требования кредиторов не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которые помогут принять одно из решений об обращении с ходатайством в суд о:

- введении внешнего  управления;

- признании должника  банкротом и открытии конкурсного  производства.

Соответственно арбитражный суд выносит решение:

- при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника - ввести внешнее управление;

- при отсутствии  оснований для введения внешнего  управления и при наличии признаков  банкротства - признать должника  банкротом и открыть конкурсное  производство.

Учитывая то обстоятельство, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двадцать четыре месяца, в случае, если с даты введения финансового оздоровления до дать, рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления для должника прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления, а только о введении процедуры конкурсного производства.

3.3 Внешнее управление

Внешнее управление - одна из реорганизационных процедур, которая состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника. Эта мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена, и для этого необходимо реализовать часть имущества и осуществить некторые другие меры организационного и экономического характера.

Внешнее управление вводится арбитражным судом по ходатайству самого должника, собственника или кредитора. В заявлении должна быть обоснована целесообразность применения этой процедуры, а также дожна быть указана кандидатура на должность арбитражного управляющего, которая должна удовлетворять требованиям, указанным в законе.

Внешний управляющий приобретает все полномочия руководителя предприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет и утверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежит доведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее собрание кредиторов может вносить коррективы в план, которые после утверждения их арбитражным судом принимаются к исполнению управляющим.

Внешнее управление вводится на 18 месяцев. На все это время вводится отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий). Мораторий распространяется на долги предприятия, возникшие до введения внешнего управления.

Управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления. При этом различаются две ситуации:

1. Цель внешнего  управления достигнута, то есть  платежеспособность предприятия  восстановлена. В этом случае арбитражный суд выносит определение о завершении внешнего управлении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

2. Достижение  цели внешнего управления невозможно. Суд выносит определение о  завершении внешнего управления, признании предприятия банкротом и возбуждении конкурсного производства.

3.4 Конкурсное  производство

Конкурсное производство является специальной формой ликвидации, которая призвана обеспечить соразмерность удовлетворения требований кредиторов, а также охрану интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Процедура начинается с опубликования в “Вестнике Высшего арбитражного суда” решения об объявлении должника банкротом. С этим моментом связан ряд последствий:

1. Запрещается  отчуждение имущества должника, а также удовлетворение им каких-либо требований без согласия на то собрания кредиторов.

2. Время исполнения  всех долгов считается наступившим  и все требования кредиторов, независимо от времени их наступления, уравниваются между собой.

Информация о работе Правовые основы антикризисного управления