Международный опыт правового регулирования банкротства предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:06, реферат

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы обусловлена рядом причин: во-первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению украинского рынка. Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности украинских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность, причины и признаки банкротства предприятий в Украине.
2. Процедура банкротства в Украине. Виды банкротства.
3. Международный опыт правового регулирования банкротства предприятий.
Выводы.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИТЗ.docx

— 34.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.

1. Сущность, причины и  признаки банкротства предприятий  в Украине.

2. Процедура банкротства  в Украине. Виды банкротства.

3. Международный опыт  правового регулирования банкротства  предприятий.

Выводы.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов  в наиболее доходные сферы, перераспределение  собственности от неэффективных  хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение  посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов  механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.

Банкротство – это сравнительно новое для украинской экономики  явление, которое стало насущной необходимостью в условиях рыночных отношений.

В настоящий момент нашей  рыночной экономике присущи такие  явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности  хозяйствующих субъектов. И перед  обществом встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями?

Актуальность и практическая значимость темы обусловлена рядом  причин: во-первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой  является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало  уже давно объявить банкротами, а  полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению украинского рынка. Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности украинских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его  финансового состояния.

 

1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ  И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ  В УКРАИНЕ

Понятие банкротства органически  присуще современным рыночным отношениям. Оно характеризует неспособность  предприятия (организации) удовлетворить  требования кредиторов относительно оплаты товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджетные  и внебюджетные фонды.

В законе Украины «О возобновлении  платежеспособности должника признание  его банкротом» под банкротством понимается признанная арбитражным  судом неспособность должника возобновить  своею платежеспособностью и  удовлетворить признанные судом  требования кредиторов не иначе как  через применение ликвидной процедуры.

В нормальных условиях хозяйствования акционеры и кредиторы надеются на вознаграждение, величина которого зависит от уровня прибыльности фирмы. Один из первых признаков приближения  банкротства — падение прибыльности фирмы ниже стоимости капитала. Проценты за кредит и выплачиваемые фирмой дивиденды перестают соответствовать  современным рыночным условиям хозяйствования. Кредиторы (владельцы облигаций  и др.) еще получают определенные суммы, зафиксированные кредитными соглашениями, но относительная выгодность их вложений в данную фирму уменьшается, а в связи со спадом стоимости  акционерного капитала падает и цена акций, увеличивается риск невозвращения  средств, возникают трудность с  наличностью, особенно если кредиторы  не продлевают кредитные соглашения и фирма вынуждена выплачивать  не только проценты, но и сумму основного  долга. Может возникнуть кризис ликвидности  и фирма окажется в состоянии  «технической неплатежеспособности». Это явление уже можно рассматривать  как банкротство [1, c.508].

Как показывает зарубежный опыт, банкротство можно спрогнозировать  за 1,5—2 года до появления его очевидных  признаков. Вполне возможным является определение начальных признаков банкротства через прогнозирование «цены предприятия» на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Причины банкротства предприятий  могут быть самыми разнообразными. В целом их можно разделить  на две группы:

1) внешние, которые практически  очень трудно (иногда невозможно) учесть;

2) внутренние, непосредственно  зависящие от форм, методов и  организации работы на самом  предприятии. Результатом одновременного  влияния всех факторов является  наступившее банкротство субъекта  хозяйствования

Внешние факторы могут  быть международными и национальными. Международные факторы формируются  под влиянием динамики общеэкономических  показателей развития ведущих стран, состояния мировой финансовой системы, стабильности международной торговли, таможенной политики, уровня международной  конкуренции, движения международного капитала и др.

Анализ зарубежной практики свидетельствует, что в странах  с развитой экономикой и устоявшейся  политической системой, как правило, одна треть банкротств объясняется  внешними, а две трети — внутренними  причинами. Вполне очевидно, что факторы  банкротства для отечественных  предприятий являются другими, производными от кризисного состояния национальной экономики.

Именно необоснованная экономическая  политика правительства, неуправляемые  инфляционные процессы, тотальный экономический  кризис, политическая нестабильность в обществе, спад деловой активности, в экономике несовершенство законодательной  базы в наибольшей мере влияют на результаты деятельности предприятий. На современном  этапе в Украине очень также  замедлилось развитие науки и  техники в результате того же глубокого  кризиса в инвестиционной сфере. Низкий уровень интегрированности отечественной экономики, неэффективное использование зарубежного капитала, резкое ухудшение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков приводят к появлению заметных симптомов банкротства на многих предприятиях Украины [1, c.511].

Существуют вполне конкретные симптомы наступления тотальной  задолженности и полной неплатежеспособности предприятия. Например, рост процентных ставок и цен вызывает подорожание  сырья, материалов, комплектующих изделий, которое опережает повышение  цен на готовую продукцию, увеличивает  при прочих равных условиях кредиторскую задолженность предприятия. Все  это требует дополнительных кредитных  ресурсов и, как следствие, приводит к негативным изменениям в структуре  обязательств предприятия из-за повышения  средней стоимости пассивов баланса.

В дальнейшем нарастают кризисные  явления, обусловленные резким изменением структуры баланса предприятия: трудности с наличного и резкое уменьшение денежных средств на счетах; увеличение кредиторской и дебиторской  задолженности; снижение объемов продажи. Как правило, возникают задержки с подачей отчетности, конфликтны с ситуации на предприятии.

 

2. Процедура банкротства  в Украине. Виды банкротства

 

Согласно Закону Украины  «О банкротстве», субъектом банкротства  может быть любое юридическое  лицо, которое не в состоянии своевременно удовлетворить потребности кредиторов и выплатить налоги и зарегистрированное как субъект предпринимательской  деятельности. Должником является юридическое  лицо, против которого открыто дело о банкротстве, а банкрот –  это должник, который находится  в процессе ликвидации [3].

 

Как кредитор может выступать  любая украинское или иностранное  юридическое или физическое лицо, имеющее требования (претензии) к  должнику на основании как имущественных  и неимущественных обязательств последнего. Стоимость требования определяется в зависимости от ее сущности: стоимость  не денежного обязательства –  по рыночной цене в день подачи такого заявления о банкротстве (к подаче такого заявления сумма любого обязательства  включает только проценты и штрафы), стоимость обязательства по контракту  – по стоимости убытков, причиненных  кредитору должником в связи  с невыполнением условий контракта.

Заявление о банкротстве  могут подать кредиторы (кроме кредиторов, имущественные требования которых  полностью обеспеченно залогом), органы государственной налоговой  службы, органы государственной контрольно-ревизионной  службы, сам должник. Письменное заявление  кредитора (должника, органов налоговой  службы или государственной контрольно-ревизионной  службы) в хозяйственный суд и  является основанием для возбуждения  дела о банкротстве. К заявлению  кредитора добавляются: список других кредиторов, которых знает заявитель; список подписанных должником контрактов; список хозяйственных или других судебных дел; должника или против должника. Если должник в случае его финансовой несостоятельности (или угрозы такой  несостоятельности) по собственной  инициативе обратился в хозяйственный  суд, то к его заявлению добавляются  список кредиторов и должников, бухгалтерский  баланс и другая информация, о его  финансовом и имущественном положении. Достоверность и полнота бухгалтерского баланса и другой информации о  финансовом и имущественном положении  должника должна быть подтверждена аудитором (аудиторской фирмой) независимо от оснований, из которых возбуждено дело. Заявление кредитора может быть отозвано заявителем до принятия хозяйственным  судом решения о признании  должника банкротом. Отозвание заявления  должником возможно только при согласии кредитора [3].

 

После принятия заявления  проводится предыдущее заседание хозяйственного суда, на котором рассматриваются  поданные документы, заслушивается  объяснение сторон и в случае необходимости  назначается распорядитель имущества  должника. Если суд решает, что все  процедурные требования соблюдены, то он назначает судебное разбирательство  дела, посылает сообщение всем сторонам судебного процесса и публикует  сообщение о решении суда в  официальном печатном органе Верховной  Рады Украины или Кабинета Министров  Украины.

 В законе “О возобновлении  платежеспособности должника или  признания его банкротом” закреплен  перечень официальных печатных  органов: “Голос Украины” и  “Правительственный курьер” и  изъято издание соответствующего  областного совета за местонахождением  должника.

 Дело о банкротстве  согласно ст. 6 Закона Украины  “О возобновлении платежеспособности  должника или признания его  банкротом” возбуждается хозяйственным  судом, если бесспорные требования  кредиторов к должнику совокупно  составляют не меньше чем 300 минимальных размеров заработной  платы, которые не были довольны  должником в течение трех месяцев  после установленного для их  погашения срока [2].

Суд возлагает на банк, который  осуществляет расчетно-кассовое обслуживание должника, Фонд государственного (коммунального) имущества, если должник – государственное  предприятие, организация, или другое лицо по предложению должника или  кредиторов полномочий относительно распоряжения и контроля над имуществом должника. Распорядитель имущества несет  ответственность за неподобающее осуществление  отмеченных полномочий. Полномочия распорядителя  имущества теряют силу с момента  образования ликвидационной комиссии.

Кредиторы в месячный срок со дня опубликования в официальном  печатном органе Верховной Рады Украины  или Кабинета Министров Украины  объявления о возбуждении дела о  банкротстве подают в суд письменные заявления с имущественными требованиями к должнику, а также документы, что их подтверждают. Хозяйственный суд за результатами рассмотрения этих требований своим постановлением признает их или отклоняет. Отмеченное постановление может быть проверено в порядке присмотра. Заявления кредиторов оплачиваются государственной пошлиной. Граждане и юридические лица, которые желают принять участие в санации должника, в тот же срок должны подать в хозяйственный суд заявления с письменным обязательством о переводе на них долга, а также указать условия санации юридического лица – должника.

По окончании срока, отмеченного  в статье 10 Закона “О банкротстве”, суд может вынести решение  о проведении санации должника, если поступили предложения от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику, и выполнить его  обязательства перед бюджетом, при  условии согласия собраний (комитета) кредиторов со сроками выполнения этих обязательств и на перевод долга.

В постановлении назначаются  ликвидаторы из числа представителей собраний кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного (коммунального) имущества, если банкротом  признано государственное предприятие  или организация. На ликвидаторов полагаются обязанности проведения удовлетворения требований кредиторов.

К должнику хозяйственный  суд может применять такие  типы процедур:

а) реорганизационные (санация);

б) ликвидационные;

 в) мировое соглашение.

К реорганизационным  процедурам принадлежит внешнее управление имуществом, санация и реорганизация (реструктуризация) предприятия. Санация является процедурой, которая включает соглашение между сенатором и кредиторами, направлена на урегулирование долгов и финансовое оздоровление юридического лица должника.

К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию предприятия-должника на постановление хозяйственного суда и добровольную ликвидацию предприятия под контролем кредиторов. Мировое соглашение заключается между должником и кредиторами.

В практике ведения хозяйства  достаточно часто можно столкнуться  с предприятиями, которые фактически есть финансово несостоятельными, однако, из определенных мотивов скрывают это  обстоятельство. В данном случае можно  говорить о наличии скрытого банкротства. С другой стороны, ряд субъектов  хозяйствования, преследуя определены цели, могут умышленно объявить себя банкротами, не будучи такими. При этом имеет место фиктивное банкротство. Для многих государственных предприятий  характерной является ситуация, когда  служебные лица злоумышленно или  при своей халатности доводят  субъект хозяйствования до финансового  кризиса и к банкротству. Для  предотвращения указанных негативных проявлений Криминальным кодексом Украины  установлено наказание, если предприниматели  или ответственные служебные  лица прибегают к ним [2].

Скрытое банкротство: преднамеренное сокрытие факта стойкой финансовой несостоятельности через представление недостоверных данных, если это нанесло материальные убытки кредиторам, карается лишением свободы сроком до 2 годов или штрафными санкциями до 300 минимальных размеров зарплаты с лишением права заниматься определенной деятельностью в течение 5 годов.

Информация о работе Международный опыт правового регулирования банкротства предприятий