Международный опыт правового регулирования банкротства предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:06, реферат

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы обусловлена рядом причин: во-первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению украинского рынка. Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности украинских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

Содержание работы

Введение.
1. Сущность, причины и признаки банкротства предприятий в Украине.
2. Процедура банкротства в Украине. Виды банкротства.
3. Международный опыт правового регулирования банкротства предприятий.
Выводы.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИТЗ.docx

— 34.64 Кб (Скачать файл)

Объективно факт сокрытия банкротства определяется такими двумя  признаками:

    • предоставление кредитору неправдивых данных о финансовом состоянии неплатежеспособного должника;
    • причинные связи между подачей таких данных и убытками, что их испытал кредитор.

 

 

 Мотивы и цели сокрытия  банкротства:

    • надежда на улучшение финансового состояния или на выполнение финансовых обязательств лицами, которые, в свою очередь, являются должниками данного лица;
    • попытка получить банковский кредит для покрытия задолженности или присвоения полученных средств со следующей ликвидацией предприятия;
    •   стремление получить выгодный заказ на производство товаров, работ, услуг, от государства или других заказчиков и так далее.

Доведение до банкротства. Новым законодательством о банкротстве внедренное положение об ответственности за преднамеренное банкротство. Преднамеренное банкротство - это преднамеренное доведение субъекта предпринимательской деятельности до стойкой финансовой неплатежеспособности с помощью осуществления из корыстных побуждений владельцем или должностным лицом предприятия противоправных действий или из-за невыполнения или неподобающего выполнения своих служебных обязанностей, что нанесло существенный вред государственным или общественным интересам или законным правам собственников и    кредиторов  [2].

 

3. Международный  опыт правового регулирования  банкротства предприятий

Понятия несостоятельности  и банкротства как юридические  термины обозначают одно и то же явление и возникли под влиянием законодательства и судебной практики англоязычных стран. Банкротство имеет  более узкое содержание как элемент  несостоятельности. Причем банкротство  может считаться уголовным деянием, и оно регулируется уголовным  законодательством. Таким образом, употребляемые в отечественном  законодательстве термины банкротство, процедура банкротства, институт банкротства  совпадают с аналогичным термином — конкурсное производство, представляющее собой специальный институт урегулирования неплатежеспособности должника.

Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах с  рыночной экономикой необходимо для  развития экономики, основанной на конкуренции  и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота  в области финансового управления, а также предназначено для  содействия реструктуризации неэффективных  предприятий либо их цивилизованному  выводу из рынка. Таким образом, оно  является важной составляющей законодательной  базы рыночной экономики либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии, как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны [4,с. 107].

Основными задачами, решаемыми  законами о банкротстве предприятий  в странах с рыночной экономикой, являются следующие:

    • защита активов предприятия-должника в интересах кредиторов и их распределение в соответствии с законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов;
    • возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций реорганизованного действующего предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности;
    • максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его структурных единиц, которые посредством процедуры банкротства будут восстановлены и смогут внести свой вклад в экономику страны;
    • обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.

 

В Германии субъектами несостоятельности  могут быть любые лица — физические или юридические, независимо от предмета их деятельности и коммерческого  статуса, которые оказались не в  состоянии платить долги [3].

В США могут быть признаны несостоятельными физические лица, корпорации и товарищества.

В Украине субъектом банкротства  является должник — субъект предпринимательской  деятельности, неспособный исполнить  свои денежные обязательства перед  кредиторами, в том числе по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), в течение трёх месяцев после  наступления установленного срока  их уплаты. Субъектами банкротства  не могут быть обособленные структурные  подразделения юридического лица (филиалы, представительства, отделения и  т. п.) [6, c.54].

В Германии инициировать конкурсное производство может как должник, так и кредиторы. Инициировать конкурсное производство один кредитор не может, и принудительное взыскание задолженности  осуществляется в общем порядке. Основанием для открытия конкурсного  производства является прекращение  внесения должником платежей независимо от размера. Факт прекращения платежей со стороны должника доказывают кредиторы. Задача суда состоит в установлении факта превышения пассива над  активом и отграничении от временной  неплатежеспособности.

В США производство по делу о несостоятельности начинается по ходатайству кредиторов (без обеспечения) и должника. Минимальный размер требований установлен в 5 тысяч долларов. Должник  инициирует процедуру, когда осознает, что не может погасить долги. После  подачи ходатайства и принятия его  судом вступает в действие механизм защиты имущества должника. К нему относится установление иммунитета, охранного режима имущества должника. Суть иммунитета состоит в том, что  вне конкурсного производства не может быть предъявлен имущественный  иск кредиторами, а возбуждение  производства во всех судах США против должника приостанавливается. При охранном режиме имущества суд назначает куратора, который совершает определенные действия от имени должника для возврата имущества от третьих лиц, требует исполнения по договорам, выступает истцом в суде. При этом должник продолжает оставаться собственником имущества.

В Германии средством предупреждения ликвидационного производства является заключение мировых сделок с должником.

Перед началом конкурсного  производства должник может подать заявление о мировой сделке. В  случае принятия судом решения о  начале мирового урегулирования он назначает  администратора, дату проведения общего собрания кредиторов.

Решение о принятии или  отклонении мировой сделки принимает  собрание кредиторов. Следует иметь  в виду, что условия мировой  сделки должны соответствовать минимальным  требованиям по оплате долга. Так, кредиторы  должны получить по сделке не менее 35% суммы долга. При отсрочке долга  на год он должен быть погашен не менее чем на 40%, а отсрочка более  чем на 18 месяцев влечет погашение  более. 40% долга.

Утверждение судом мирового соглашения влечет обязательность для  всех кредиторов. В случае отклонения мирового соглашения суд признает должника неплатежеспособным и открывает  конкурсное производство (ликвидационную процедуру).

После утверждения мировой  сделки и вступления решения в  законную силу суд прекращает конкурсное производство.

В США предупреждение несостоятельности  осуществляется путем заключения мирового соглашения. Следует иметь в виду, что мировое соглашение бывает двух видов: а) мировое соглашение с условием отсрочки (рассрочки), изменения размера  долга; 6) мировое соглашение с условиями  передачи имущества в доверительное  управление специальному лицу (доверительному собственнику), которое действует  в интересах кредиторов и погашает их требования в установленные соглашением  сроки [6, c. 55]. В Украине предупреждением признания должника банкротом и его ликвидации являются: досудебная санация — система мер по восстановлению платежеспособности должника, которые может осуществлять собственник имущества, должник, инвестор путем реорганизационных, организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мер до начала возбуждения производства по делу о банкротстве. Досудебная санация означает финансовое оздоровление должника без использования судебных процедур. Здесь преследуются цели предупредить возбуждение дела о банкротстве, с одной стороны, а с другой, — финансово оздоровить предприятие. Санация — система мер, осуществляемых при производстве по делу о банкротстве, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путём кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой формы деятельности и производственной структуры должника; мировое соглашение — договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон. Мировое соглашение не имеет самостоятельного значения и проявляется в других судебных процедурах и является реабилитационной процедурой, как и санация, но с меньшей эффективностью, так как реализация условий мирового соглашения осуществляется уже без контроля комитета кредиторов и хозяйственного суда. В то же время мировое соглашение более выгодно должнику, чем санация, так как во втором случае он теряет контроль над хозяйствующим субъектом.

В Германии правовыми последствиями  признания должника несостоятельным  являются:

    • лишение или ограничение должника в праве управления и распоряжения имуществом;
    • o обладание имущества должника конкурсным иммунитетом;
    • o считаются наступившими (просроченными) все обязательства должника,
    • o возможность оспорить конкурсным управляющим сделки, совершенные должником до открытия конкурсного производства, которые нанесли ущерб или могли принести ущерб кредиторам или связанные с отчуждением имущества должника;
    • o прекращение начисления процентов по денежным обязательствам кредиторов;
    • o обязанность должника передать все имущество, документацию конкурсному управляющему.

В США решение о признании  должника несостоятельным и открытии конкурсного производства принимает  суд. Правовыми последствиями несостоятельности  являются:

    • переход всех прав управления и распоряжения имуществом от должника к конкурсному управляющему (доверительный собственник);
    • o обязательства должника считаются наступившими (просроченными), в т.ч. по тем, срок исполнения по которым еще не наступил;
    • o возможность признания недействительными сделок, совершенных должником за год до признания его несостоятельным и, в частности, с близкими родственниками;
    • o установление конкурсного иммунитета относительно имущества должника (если не был ранее выдан охранный приказ).

В Украине последствиями  признания должника банкротом является прекращение предпринимательской  деятельности должника. Банкрот уже  не может получать прибыль, заниматься коммерческой деятельностью; все денежные обязательства по уплате налогов  и сборов (долговые обязательства  считаются наступившими; по долговым обязательствам, возникшим в процедуре банкротства, прекращается начисление неустойки (пени, штрафа) и других экономических санкций; сведения о финансовом положении должника перестают быть конфиденциальными либо составлять коммерческую тайну. Это связано с тем, что признания должника банкротом уже говорит о финансовом положении хозяйствующего субъекта [5, c.7]. Ликвидатор обязан отчуждать банкрота на конкурентных и возмездных началах с целью расчетов с кредиторами. При этом арест или ограничение в отношении имущества банкрота отменяется, независимо от того, кто накладывал арест: суд, государственный исполнитель, следователь и т.д. Имущество банкрота должно быть свободным от каких-либо ограничений, так как оно подлежит распродаже; требования кредиторов по обязательствам, возникшим в процедуре банкротства должны предъявляться исключительно в пределе ликвидационной процедуры; исполнение обязательств допускаются в случаях и порядке, установленных третьим разделом закона. Такое возможно при оплате коммунальных арендной платы, услуг по охране объектов и т.д.

Согласно общепринятому  сейчас на Западе мнению любое положение  в законодательстве, отдающее предпочтение бизнеса по сравнению с обеспечением возмещения кредиторам может означать, что несостоятельные и нежизнеспособные предприятия будут продолжать свою деятельность кредиторам. Это приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны  кредиторов и получение новых  кредитов. Общепризнанным является факт, что тот, кто не выдерживает конкуренции, в конце-концов ликвидируется, в  противном случае не будет достаточных  стимулов к конкуренции. Попытка  избежать банкротства любой ценой  хорошей аль не является [4,с.111].

Наиболее практичным и  часто используемым способом спасения предприятий-должников является полная продажа активов таких предприятий  новому собственнику.

В случае если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих  мест, а не удовлетворения исков  кредиторов возобладает в Украине, то ни у отечественных, ни у западных инвесторов не будет стимула вкладывать средства в украинские предприятия  или предоставлять им кредиты, ибо  не будет гарантии, хотя бы возврата вложенных средств в случае их неэффективного использования.

Более того, банкротство  может нарушить ход бизнеса. Банкротство, означающее публичное объявление о  неудовлетворительном состоянии дел  должника, может вызвать потери доверия  к нему со стороны клиентов и поставщиков  и даже потерю формальных прав. Таким  образом, необходимо тщательно взвешивать недостатки процедуры банкротства  по отношению к каждому конкретному  предприятию, как частного, так и  государственного секторов. В этом не существует единого предопределенного  всеобъемлющего решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Банкротство предприятий  в Украине – очень распространенное явление. Нередко их к банкротству  доводят умышленно. Часто это  единственный путь спасения предприятия, на базе которого впоследствии создается  новое.

Негативная сущность банкротства  заключается в признании хозяйственным  судом невозможности должника возобновить  платежеспособность и удовлетворить  признанные судом требования кредиторов не иначе, как через применение ликвидационной процедуры.

Понятно, что банкротство  и санация должны быть исключительными  мерами и использоваться лишь тогда, когда другие мероприятия не могут  принести результат. В целом следует  использовать все законные возможности  тормозить развитие кризисных событий  и находить возможности развивать  производство.

Информация о работе Международный опыт правового регулирования банкротства предприятий