Методы государственного регулирования кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и путей его выполнения.
Целью данной работы является рассмотрение методов государственного регулирования кризисов, изучение особенностей банкротства отдельных категорий должников, оценка инвестиционной привлекательности предприятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Методы государственного регулирования кризисов……………………………4
1.1 Роль государства в антикризисном управлении………………………………4
1.2 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций……………….5
2 Особенности банкротства отдельных категорий должников………………….11
2.1 Индивидуальные предприниматели…………………………………………..11
2.2 Градообразующие организации……………………………………………….12
2.3 Сельскохозяйственные организации………………………………………….13
2.4 Финансовые организации……………………………………………………...13
2.5 Стратегические предприятия и организации………………………………....14
3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий…………………..15
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Антикризисное управл. контр..doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

В условиях кризиса  для предприятия немаловажную роль играет изменение срока уплаты налогов  и сборов, отчисляемых за счет собственных средств. Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок переноса срока уплаты налогов и сборов (задолженности) на более поздний срок.

Формами изменения срока уплаты задолженности являются: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка или рассрочка предоставляются при наличии оснований на срок от одного до шести месяцев с единовременной (отсрочка) или поэтапной (рассрочка) уплатой суммы задолженности. Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев по одному или нескольким налогам и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом. Инвестиционный налоговый кредит предоставляет возможность организации при наличии соответствующих оснований в течение определенного срока в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Производство. Для  преодоления кризиса необходимо создание материальной основы для повышения  уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Государственное регулирование в этой области  сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие  принципы:

  • обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
  • социально-экономическая направленность;
  • сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
  • создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;
  • адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;
  • система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;
  • обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала;
  • широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
  • развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

Перераспределение дохода. В условиях кризиса стратегия социальной политики государства должна предусматривать  регулирование рыночных сил. Оно  позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов.

Цель борьбы с  бедностью - обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин  и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального  страхования - предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

 

2 Особенности банкротства отдельных  категорий должников.

 

2.1 Индивидуальные предприниматели.

 

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом). Дела о признании индивидуального  предпринимателя несостоятельным (банкротом) подведомственны также арбитражному суду. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). А так же ст. 25 Несостоятельность (банкротство) ИП ГК РФ. Процедуре банкротства предпринимателя без образования юридического лица присущ ряд особенностей. Связаны они с особым статусом индивидуального предпринимателя, отличным как от статуса юридического лица, так и от статуса физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность. Несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Следующая особенность связана с порядком подачи заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим индивидуальным предпринимателем, кредитором (если требование связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности), уполномоченными органами. Однако его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Если при осуществлении процедуры признания банкротом требования не заявлены, то такие требования сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя. Существуют также различия между гражданами и юридическими лицами по процедурам банкротства. В соответствии со статьей 27 закона о банкротстве, в отношении индивидуальных предпринимателей могут быть применены такие процедуры банкротства, как конкурсное производство и мировое соглашение (а также иные процедуры, предусмотренные для них указанным законом). В отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на его имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. При этом временный управляющий, назначенный арбитражным судом, обеспечивает проведение независимой оценки имущества должника. По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами.

 

2.2 Градообразующие организации.

 

Градообразующие организации - это  компании, численность работников которых  превышает 25% от численности работающего населения населенного пункта, в котором они расположены. Кроме того, к ним относятся и организации с численностью работников более 5 тыс. человек.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления в отношении  градообразующих организаций вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа такого предприятия может быть осуществлена только при условии, что его покупатель принимает на себя обязательства по сохранению 50% рабочих мест на срок в три года.

 

2.3 Сельскохозяйственные  организации.

 

К данной категории относятся организации, для которых производство, переработка  сельскохозяйственной продукции составляют не менее 50% от общей суммы выручки. Такие же правила применяются  к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 70% от общей суммы выручки.

Все процедуры банкротства в  отношении сельскохозяйственных организаций  вводятся с учетом сезонности данного  вида производства.

Преимущественное право покупки  имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие смежными земельными участками.

 

2.4 Финансовые организации.

 

К данной категории относятся кредитные  организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Отличительной чертой процедуры банкротства финансовой организации является то, что дело о банкротстве начинается только после отзыва Центральным банком РФ у финансовой организации лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди кредитной организации всегда выступают ее вкладчики - физические лица.

Другая особенность заключается  в возможности реализации имущества  страховой организации только в  пользу другой страховой компании, имеющей соответствующую лицензию, и принимающей на себя все обязательства по страховым полисам страховщика-банкрота и обладающей достаточными капиталом для их покрытия.

При банкротстве профессионального  участника рынка ценных бумаг  его клиенты вправе разрешить  продолжать управление их активами (ценными бумагами), не смешивая при этом их с имуществом профессионального участника. Для этого ценные бумаги клиентов учитываются на специальном брокерском счете.

 

2.5 Стратегические предприятия  и организации.

 

К данной категории относятся федеральные государственные унитарные предприятия или открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной государственной собственности, производящие оборонную продукцию. Стратегическими считаются также все предприятия оборонно-промышленного комплекса и уголовно-исполнительной системы.

Для признания таких предприятий  банкротами установлен более длительный по сравнению с обычным период просрочки исполнения обязательств (6 месяцев), а также иной размер задолженности  перед кредиторами (500 тыс. руб.).

Кроме того закон устанавливает  дополнительные требования к кандидатуре  арбитражного управляющего стратегического  предприятия (стаж работы на стратегическом предприятии, специальное образование, опыт антикризисного управления).

С учетом специфики деятельности, осуществляемой стратегическим предприятием, законом установлено требование о том, что внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров должника, направленных на выполнение государственного оборонного заказа.

При продаже стратегического предприятия должно сохраняться целевое назначение его имущества.

 

3 Оценка инвестиционной привлекательности предприятий.

 

В современном мире предприятия  работают в жестком конкурентном пространстве. Для стабильного развития предприятию необходимо постоянно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая на рынке современный, качественный, удовлетворяющий потребителя товар. Постоянное развитие организации требует регулярных инвестиций как в основные средства и научно-технические разработки, так и на другие цели направленные на получение положительного эффекта. Для привлечения данных инвестиций предприятию необходимо следить за инвестиционной привлекательностью.

Инвестиционная привлекательность  предприятия (ИПП) – это комплексный показатель характеризующий целесообразность инвестирования средств в данное предприятие. инвестиционная привлекательность предприятия зависит от множества факторов таких как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т.д.

В настоящее время предприятия  используют множество инструментов по привлечению финансирования. Самые распространенные способы привлечения инвестиций это:

  • займы в кредитных организациях;
  • привлечение инвестиций на фондовом рынке: выпуск облигаций проведение IPO и SPO;
  • привлечение стратегического инвестора.

Первый вариант самый простой, но в тоже время один из самых дорогих. В этом случае привлечения денежных средств путём оформления банковского кредита основные (значимые) условия займа (объём, срок, величина процентной ставки и т.п.) определяются кредитором, то есть банком, на основании установленной в данном конкретном банке кредитной политики.

Поэтому такое финансирование предоставляется  лишь компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимый залог, стоимость которого больше кредита. В случае провала  инновационного проекта компания возвращает кредит за счет собственных средств, уставного капитала, продажи основных средств производства.

Привлечение инвестиций на фондовом рынке и поиск стратегического  инвестора требуют от предприятия  открытой отчетности, контроля за финансовыми потоками, прозрачности бизнеса. Чем выше инвестиционная привлекательность предприятия, тем больше вероятность получить инвестиции.

Инвестиционная привлекательность – это «экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции».

Каждый инвестор преследует свои цели, вкладываясь в предприятие. В зависимости от целей инвесторов можно разделить на две группы: финансовых и стратегических инвесторов.

Инвестор финансового типа:

  • стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;
  • не стремится к приобретению контрольного пакета;
  • не стремится сменить менеджмент компании.

В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниями и фондами, фондами венчурных инвестиций. Большая часть сделок таких инвесторов проходит на вторичном рынке и прямо не приносят предприятию дополнительных инвестиций, но покупка ценных бумаг компании приводит к росту рыночной капитализации компании. Данные инвесторы получают прибыль с дивидендов или купонов, выплачиваемую компанией, и с роста курса ценных бумаг предприятия.

Информация о работе Методы государственного регулирования кризисов