Методы государственного регулирования кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и путей его выполнения.
Целью данной работы является рассмотрение методов государственного регулирования кризисов, изучение особенностей банкротства отдельных категорий должников, оценка инвестиционной привлекательности предприятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Методы государственного регулирования кризисов……………………………4
1.1 Роль государства в антикризисном управлении………………………………4
1.2 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций……………….5
2 Особенности банкротства отдельных категорий должников………………….11
2.1 Индивидуальные предприниматели…………………………………………..11
2.2 Градообразующие организации……………………………………………….12
2.3 Сельскохозяйственные организации………………………………………….13
2.4 Финансовые организации……………………………………………………...13
2.5 Стратегические предприятия и организации………………………………....14
3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий…………………..15
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Антикризисное управл. контр..doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ВПО «РГТЭУ»

 

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Менеджмента и мировой экономики»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Антикризисное управление»

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка  курса 

специальности «экономика и

управление на предприятии

(торговли)»

заочной формы обучения                                ______________________________                 

 

Проверил: преподаватель                                  ______________________           

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Методы государственного регулирования кризисов……………………………4

1.1 Роль государства в антикризисном  управлении………………………………4

1.2 Виды государственного регулирования  кризисных ситуаций……………….5

2 Особенности банкротства отдельных  категорий должников………………….11

2.1 Индивидуальные предприниматели…………………………………………..11

2.2 Градообразующие организации……………………………………………….12

2.3 Сельскохозяйственные  организации………………………………………….13

2.4 Финансовые организации……………………………………………………...13

2.5 Стратегические предприятия  и организации………………………………....14

3. Оценка инвестиционной привлекательности  предприятий…………………..15

Заключение………………………………………………………………………….21

Список используемой литературы………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В общественной мысли есть ряд тем, дискуссии по которым никогда не прекращаются. Одна из них – о роли государства в обществе, его функциях и границах деятельности при этом чаще всего сама сущность государства рассматривается односторонне – то, как форма политической организации общества, то как исполнительная власть. Думается, что это многогранное и всестороннее явление в дополнение к сказанному следует рассматривать еще и как «комитет» по управлению социально-экономическим развитием, и как хозяйствующий субъект, участник товарных отношений.

 Роль государства предопределена целым рядом объективных обстоятельств. Общество может успешно развиваться только при условии его сбалансированности, прежде всего это касается сбалансированности и социального, и экономического развития. Современный научно-технический прогресс возможен при наличии мощного инвестора, которым может быть только государство. В условиях смешанной экономики, когда одним из собственников является государство, оно же должно участвовать в управлении, так как управление – удел собственника.

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и путей его выполнения.

Целью данной работы является рассмотрение методов государственного регулирования  кризисов, изучение особенностей банкротства  отдельных категорий должников, оценка инвестиционной привлекательности  предприятий.

 

 

 

1 Методы государственного регулирования кризисов.

 

1.1 Роль государства  в антикризисном управлении.

 

Усилия государства в условии  кризиса должны сосредоточиваться  на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

В соответствии с этим должны разрабатываться  конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может.

Центральная проблема развития - это  взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

И государство формирует такую  основу для развития, защищая и  охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.

Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

 

 

1.2 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

 

Административно-распорядительные методы основываются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, которые  носят обязательный характер и оформляются  в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Такие методы эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономическими методами регулирования  осуществляется воздействие на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную системы. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и т.д. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, цены и т.д.).

 Прямыми методами воздействуют  на субъекты непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенными – опосредованно, например, через налоги, кредитование.

 Структура используемых методов государственного регулирования зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные методы чаще всего используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются, в основном, косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Нормативно-законодательная деятельность.

Правовой базой государственного регулирования кризисов является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону - застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является значительной областью антикризисного законодательства.

Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.

В кризисной ситуации в системе  социальных взаимоотношений государство  ужесточает режим контроля над соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

Исключительно велика роль государства  в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

Выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением - служить удовлетворению потребностей людей.

Финансовое регулирование. Это  управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом  специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода, а именно:

  • использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;
  • обеспечение минимальной управляемости экономики и экономического процесса в целом;
  • разрешение или смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, а также порожденных ходом реформ;
  • развитие новых отношений бюджетного федерализма.

В ходе сокращения государственных  программ происходит снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей. Дефицит бюджета государство покрывает за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Однако необходимы возобновляемые ресурсы, т. е. доходы от производства.

Главный акцент в программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или  замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль над этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.

Из кризисной ситуации есть несколько  способов выхода. Первый - постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй - стимулировать  привлечение новых накоплений граждан  в банки и небанковские финансовые институты. Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый - использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал.

Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас  в стране практически не действует.

Выйти из финансового кризиса можно  только на основе преодоления отторжения населения от проводимых в стране преобразований. Главное - уйти от десоциализации финансовой политики. Подавить истоки напряженности кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики. В первую очередь, это агропромышленный комплекс: переработка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство. Расчеты показывают, что, сохраняя низкие цены при одновременном повышении качества продукции, можно было бы снизить удельный вес импортного продовольствия до 10% всего объема рынка.

Налоговая политика. Основной налоговый  механизм, призванный содействовать  привлечению инвестиций - это льготы по налогам.

Любой инвестор заинтересован в увеличении своей рыночной стоимости, чьей составной частью является налоговый выигрыш. Если предприятие имеет налоговую льготу, то его общая цена складывается из рыночной цены собственного капитала плюс текущая рыночная цена налогового выигрыша, связанного с привлечением заемных средств. Налоговый выигрыш определяется экономией от уплаты налогов, приведенной к моменту расчета.

Информация о работе Методы государственного регулирования кризисов