Методы генерации альтернативных вариантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений на этапе определения альтернатив.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность управленческих решений, описать методы принятия управленческих решений, различные подходы к управленческим решениям со стороны менеджеров, изучить этапы принятия решения;
раскрыть сущность: метода «мозговой атаки», метода морфологического анализа, методов ассоциаций и аналогий, методов контрольных вопросов и коллективного блокнота, метода синектики;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
1. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
1.1. Сущность управленческих решений.
1.2. Методология и методы принятия решений.
1.3. Этапы принятия решений.
2. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ.
2.1. Метод «мозговой атаки».
2.2. Морфологический анализ.
2.3. Методы ассоциаций и аналогий.
2.4. Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота.
2.5. Синектика.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ АТАКИ» НА ПИЩЕВОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
3.1. Общая характеристика предприятия.
3.2. Применение метода «мозговой атаки» на предприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

        Рассмотрим пример генерирования случайных ассоциаций при решении задач по созданию нового потребительского товара.

  Исходная  информация:

  А = {а1 авторучка, а2 фонарь, a3 — радиоприемник, a4 — часы}.

  В = {b1 стеклянный, b2 светотеплоизлучающий, b3 — многоцветный, b4 плавающий, b5 — встроенный, b6 гигантский, b7 миниатюрный, b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека}.

        Матрица С связей А и В для рассматриваемого примера имеет следующий вид:

  

  Выполняемые процедуры:

  1. Случайный выбор из списка  А объекта:

  a2 фонарь.

  2. Выбор из списка В всех признаков объекта а2.

   = {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.

  3. Случайный выбор из списка  признака b:

  b4 — плавающий.

  4. Выходные данные:

  a2 — фонарь;

   = {b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8}.

  b4 — плавающий.

  5. Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b.

    = {а1, a2, a3, a4}.

  6. Случайный выбор из списка  объекта:

  a3 — радиоприемник.

        После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 фонарь, в4 плавающий, a3 — радиоприемник.

  Признак b4 является общим для объектов а2 и а3.

  7. Переход к процедуре 2.

  Результат — список = {b4, b5, b6, b7, b8}.

  8. Случайный выбор из списка  признака: b8 — источник энергии — тепловая энергия.

  9. Выходные данные:

  а3 радиоприемник; = {b4, b5, b6, b7, b8}; b8 — источник энергии — температура тела человека.

  10. Выбор из списка А всех объектов с признаком b8:

   = {a2, a3, a4}.

  11. Случайный выбор из списка  объекта: a4 — часы. После второй итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид: а2 — фонарь, b4 плавающий, а3 радиоприемник, b8 источник энергии — температура тела человека, a4 часы.

        В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара:

  • фонарь для подводного плавания;

  • радиоприемник для плавания с  источником энергии от температуры  тела человека;

  • часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека [2, 180].

     2.4.  Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота

     Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, например при "мозговом штурме".

     Процесс выработки новых идей основывается на использовании списка вопросов или  предложений, имеющих отношение  к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме. В практике изобретательства применяются вопросники, составленные А.Осборном, Эйлоартом, Пирсоном, Бушем. Широко распространенный за рубежом вопросник Осборна включает 9 групп вопросов:

     1. Какое новое применение системе можно предложить?

     2. На какую другую систему похожа  данная система и что можно  скопировать? 

     3. "Какие возможны модификации  путем изменения функций? 

     4. Что можно в системе увеличить? 

     5. Что можно в системе уменьшить  (сжать, ускорить, сузить, раздробить)?

     6. Что можно в системе заменить?

   7. Что можно в системе преобразовать  (схему, порядок работы и т.д.)?

       8. Что можно сделать в системе наоборот? 9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?

     Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом.

     Каждый  участник получает блокнот, в котором  записывает в общих чертах без  применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие по рассматриваемой проблеме идеи, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования на последующем этапе работы. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения.

     Систематизация  зафиксированных в блокнотах  идей осуществляется руководителем  группы, а заключительное творческое обсуждение — всеми членами группы. Выбор окончательного решения проводится методом "мозгового штурма".

     Преимущество  данного метода заключается в том, что здесь, как и в случае метода идеи Дельфи, участники не нуждаются в координации по времени и месту проведения группового заседания [2, 182].

     2.5.  Синектика

     Это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приёмы и принципы, как Мозговой атаки, так и метода аналогий и ассоциаций.

     Само  слово «Синектика» - неологизм, означающий объединение разнородных элементов. Синектика позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей за счет представления непривычного привычным.

     Синектика успешно применяется при решении  особо сложных проблем, а также  для проверки осуществимости различных  идей.

     В ее основу положен принцип классического  мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач.

Условия и требования:

  • проблема формулируется в общем (образном) виде;
  • обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;
  • не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;
  • при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;
  • выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников.

Критический отбор и оценку идей решения проблемы лучше осуществлять поэтапно:

  1. анализ каждой выдвинутой идеи;
  2. группировка и классификация идей;
  3. критический анализ выдвинутых идей;
  4. отбор оригинальных, оптимальных решений.

Рекомендации  для руководителя:

  • применяются все рекомендации методов «мозговой атаки», аналогии, инверсии, свободных ассоциаций и др.;
  • оптимальный состав группы — 3 -15 человек с разными способностями, профессиональными интересами и подготовкой;
  • необходимо побуждать членов группы к многократному переформулированию проблемы;
  • не следует успокаиваться при получении удачной идеи;
  • использовать вопросы типа: "Ну и что?", "Как вы себе это представляете?", "А что здесь нового?", "А что, если сделать наоборот?".

     При синектическом штурме допустимы  элементы критики, но главное − предусмотрено  обязательное использование четырех  специальных приемов, основанных на аналогии:

     прямой  аналогии - проведение прямого сравнения между объектами или процессами, обладающими некоторыми общими характеристиками. Природа, в том числе растительный и животный мир, художественная литература дают много аналогов для научного и инженерного творчества (как решаются задачи, похожие на данную);

     личной (метод ассоциаций) — «вхождение в образ». В процессе генерирования идей может оказаться полезным поставить себя на место конструируемой машины, детали, рекламы, товара и представить возможное поведение (состояние) в этих условиях и ощутить все действия, которые над ними могут совершаться (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с его точки зрения);

       символической, основанные на выражении проблемы в символах или образах, воображении наиболее оптимального решения, независимо от того, насколько невозможным оно окажется, а затем приспособлении его к реальности (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи);

     фантастической аналогии в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи, или какие-нибудь фантастические средства (как эту задачу решили бы сказочные персонажи).

     Автор метода синектики У. Гордон создал в 1960 г. фирму "Синектикс" (США). Эта  фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов.

Классическая  синектика

     Метод классической синектики применяется  в небольшой группе (5−7 участников). Другие условия применения метода (правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы и т.д.) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма.

     Синектический процесс включает в себя три фазы:

     1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы,

     2. Производится отчуждение содержания  проблемы. С помощью определенной  техники отчуждения (прямые, личные  и символические аналогии) группа  удаляется от проблемы, т. е. сознательно абстрагируется от обстоятельств дела.

     3. Формируются подходы к решению  проблемы. Понятия, проявляющиеся  в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой  проблемы; из этого вырабатываются  идеи для решения проблемы.

     Модель организации мозгового штурма методом классической синектики

  • Формирование группы и ознакомление ее участников с проблемой ведущим руководителем;
  • Синектическое заседание группы;
  • Рассмотрение и отбор идей и предложений ведущим руководителем;
  • Повторное синектическое заседание;
  • Повторное рассмотрение идей и предложений руководителем.

Информация о работе Методы генерации альтернативных вариантов