Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятий;
- изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий;
- проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
– теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
– определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ………………………..…………………………….…5-16
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия…………….…..5-7
1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе………...8-11
1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия………………...12-16
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ………………….…...17-27
2.1 Определение конкурентоспособности товара………………………….…17
2.2 Составляющие условия конкурентоспособности……………………..18-23
2.2.1Коммерческие условия…………………………………………….…..18-19
2.2.2 Условия поставок и платежей……………………………….………..19-21
2.2.3 Экономические условия потребления………………………………. 21-23
2.3 Этапы расчета конкурентоспособности товара……………………….23-26
2.3.1 Анализ рынка………………………………………………………..…23-24
2.3.2 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара...24-26
2.4 Пути повышения конкурентоспособности продукции…………….…26-27
3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕБЕЛЬСТРОЙ»……………………...28-44
3.1 Характеристика ООО «МебельСтрой» и его место в отрасли……….28-30
3.2 Характеристика продукции ООО «МебельСтрой»………………........30-32
3.3 Анализ внешней среды ООО «МебельСтрой»………………………...32-36
3.4 Анализ внутренней среды ООО «МебельСтрой»………………….….37-42
3.5 Конкуренция на рынке сбыта ООО «МебельСтрой»………...……….42-44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..45-46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 3.51 Мб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

(ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)»

 

Факультет заочного  обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Антикризисное управление»

Тема:  «Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы  ПМ – 10 – 4

Специальности «Менеджмент организации»

 

Юнусова Лидия Маратовна

 

Проверил преподаватель:

 
 

 

«______________» «___________________»

         (Оценка)                                        (Подпись)


 

 

 

 

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….…3-4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ………………………..…………………………….…5-16

1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия…………….…..5-7

1.2 Конкурентоспособность предприятий на современном этапе………...8-11

1.3 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия………………...12-16

  • 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ………………….…...17-27

  • 2.1 Определение конкурентоспособности товара………………………….…17

  • 2.2 Составляющие условия конкурентоспособности……………………..18-23

  • 2.2.1Коммерческие условия…………………………………………….…..18-19

  • 2.2.2 Условия поставок и платежей……………………………….………..19-21

  • 2.2.3 Экономические условия потребления………………………………. 21-23

  • 2.3 Этапы расчета конкурентоспособности товара……………………….23-26

  • 2.3.1 Анализ рынка………………………………………………………..…23-24

  • 2.3.2 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара...24-26

  • 2.4 Пути повышения конкурентоспособности продукции…………….…26-27

  • 3. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕБЕЛЬСТРОЙ»……………………...28-44

  • 3.1 Характеристика ООО «МебельСтрой» и его место в отрасли……….28-30

  • 3.2 Характеристика продукции ООО «МебельСтрой»………………........30-32

  • 3.3 Анализ внешней среды ООО «МебельСтрой»………………………...32-36

  • 3.4 Анализ внутренней среды ООО «МебельСтрой»………………….….37-42

  • 3.5 Конкуренция на рынке сбыта ООО «МебельСтрой»………...……….42-44

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..45-46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..47-48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение конкурентоспособности  объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности  определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.

Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических  программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.

В настоящее время, чтобы  выжить в конкурентной борьбе, предприятия  и организации осваивают новые  виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Таким образом, актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:

- рассмотреть теоретические  основы конкурентоспособности  предприятий;

-  изучить аспекты  формирования стратегий конкурентности  современных предприятий;

- проанализировать подходы  к реализации конкурентных стратегий,  процесс реализации и оценку  его результатов.

– теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;

– определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;

– анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции

– определение конкурентоспособности продукции конкретного предприятия.

Объектом исследования в данной курсовой работе является конкурентоспособность и конкуренция  предприятий - многогранная стратегия  современного предприятия.

Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия.

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности предприятия, а именно: конкуренция как сила развития предприятия, непосредственно конкурентоспособность предприятий на современном этапе, а также факторы оценки конкурентоспособности.

Вторая глава курсовой работы рассматривает условия необходимые  для конкурентоспособности товара, а также определяет факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности.

В третьей главе приводится анализ конкурентоспособности предприятия и его продукции на примере ООО «МебельСтрой».

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ

1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия

Одним из важнейших признаков  рынка является конкуренция как  форма взаимного соперничества  субъектов рынка и механизм регулирования  общественного производства. Это - общественная форма столкновения субъектов рыночного  хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономике конкуренция выполняет ряд функций: выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; сводит конкретный труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции  происходит распределение не только факторов производства, но и доходов  в соответствии с вкладом и  эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Конкуренция выступает  мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. В РФ началом создания антимонопольного законодательства стал Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года № 948-1. Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:

- распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

- некорректное сравнение субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых/реализуемых товаров;

- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

В законе предусматривается  и ответственность за его нарушение - применение штрафных санкций, уголовная  ответственность.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование  рыночных механизмов. В силу специфического положения монополий в экономике России силой, способной им противостоять является государство. Государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства в области тарифной политики, ограничения неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменения направления рентных доходов в пользу государства, на согласование действий федеральных и региональных решений.[10]

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует повышение качества товара; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны  конкуренции: при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по отношению  к неудачнику; многочисленность «жертв»  в виде банкротств и безработицы.

Существует шесть видов конкуренции:

- функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

- видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

- предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

- ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

- скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов: продажа личного товара по цене конкурента; снижение цены потребления товара;

- незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов; производство товаров имитаторов (подделка).

Содержание конкуренции  раскрывается в понятиях «конкурентного»  и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия. Возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция» на современном  этапе, следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.[5]

 

 

1.2 Конкурентоспособность  предприятий на современном этапе

«В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов».

Прежде всего, нужно  заняться профессиональной подготовкой  своего персонала. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по стандартам, регламентам, сертификатам и пр. Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия. Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности. Для этого необходимо подготовить поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность его продукции