История института банкротства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.История института банкротства……………………………………………………….5
1.1.Источники петровской эпохи…………………………………………………………....5-11
1.2 Современное регулирование банкротства в России………………………………….12-19
Глава 2. Сравнительная характеристика: Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)» и ранее действовавшего Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"………………………………………….20-23

Глава 3. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению………………………………………………………………..24-26

Глава 4. Оценка потенциального банкротства……………………………………………27-28
Заключение…………………………………………………………...…………...…………29-30

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 73.60 Кб (Скачать файл)

После того, как коммерческий суд выносил решение о несостоятельности, три раза публиковались объявления в центральных газетах на русском  и немецком языках, что было направлено не только на извещение всех кредиторов, но и на сохранение конкурсной массы, так как в таких объявлениях  сообщалось о запрещении любых действий с имуществом должника.

Расчеты с кредиторами  проводились в четыре очереди:

  • долги церкви, налоги, жалование работникам. Первая очередь удовлетворялась полностью. Приоритет отдавался церковным долгам.
  • государственные долги, бесспорные частные долги
  • сомнительные долги, требующие судебного рассмотрения
  • долги, не предъявленные в положенный срок

После введения в действие Устава началась естественная работа по совершенствованию его норм дополнительными  актами. Устав о торговой несостоятельности в дальнейшем развитии законодательства подвергся незначительным изменениям. 18 ноября 1836 года были введены правила об учреждении администрации по делам торговой несостоятельности. 29 июня 1839 года были установлены правила о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города. В 1846 году законодатель отказался от сословной концепции «торговой несостоятельности» и распространил действие Устава о торговой несостоятельности любых лиц, занимающихся предпринимательством.

Со введением новых судебных учреждений в 1864 году появилась необходимость в согласовании правил о несостоятельности с новыми судебными уставами, вследствие чего 1 июля 1868 года были изданы были временные правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой.

Разнообразие норм, регулирующих процесс банкротства, усилилось  с изданием 22 мая 1884 года правил «о порядке  ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита».

Следует также отметить, что кроме общего законодательства, в России действовали также местные  конкурсные законы. Так, в Великом  княжестве Финляндском с 1868 года действовал самостоятельный конкурсный устав, основанный на прусском законе 1855 года, в Привислянских губерниях имело силу старое французское конкурсное право, содержащееся в торговом кодексе Царства Польского и т. д.

Таким образом, Устав о  торговой несостоятельности 1832 года сохранял свое действие до изменения государственного строя вследствие социалистической революции 1917 года.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года.

После отмены частной собственности  в России в результате социалистической революции 1917 года актуальность регламентации  процедуры банкротства исчезла. Однако уже в период НЭПа законодатель возрождает институт. Так, судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из Устава 1832 года. Во избежание подобных недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 года было введено понятие несостоятельности. При этом, как отмечают специалисты, отсутствовал механизм применения данных норм, из-за чего и позитивных сдвигов особо не наблюдалось. Далее, свертывание НЭПа, реализация социалистических идей и начало в 1928 массовой коллективизации привело к утрате указанными нормами практического значения. За время существования Советского Союза новых норм о банкротстве не принималось.

Постсоветский период.

С начала 1990-х в Советском  Союзе начинается переход к рыночной экономике, что создало все необходимые  социально-экономические предпосылки  для возобновления регулирования  процедуры признания организаций  банкротами. В условиях отсутствия какого бы то ни было регулирования банкротства 14 июня 1992 года Президентом принимается указ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур6», который должен был действовать до принятия закона о банкротстве, который в самых общих чертах описывал новые правила банкротства.

В связи с тем, что регулирование  банкротства оказалось очевидно недостаточным, уже 19 ноября 1992 принимается полноценный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»7. Как видно из названия этого закона, сфера его применения ограничивалась только банкротством юридических лиц. Принятый закон имел всего 51 статью и описывал все процедуры в самых общих чертах, чего оказалось недостаточно для динамично изменяющейся экономики страны. Закон быстро перестал соответствовать современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась «неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника» (статья 1 Закона), что в условиях повсеместных неплатежей не могло способствовать гармоничному развитию хозяйственной деятельности.

20 сентября 1993 года было  создано Федеральное управление  по делам о несостоятельности  (банкротстве) и финансовому оздоровлению  при Госкомимуществе России, основными  задачами которого стали разработка  и осуществление комплекса мер,  направленных на эффективную  реализацию законодательства о  несостоятельности, а также на  предотвращение негативных последствий  реальных банкротств предприятий и организаций.

Очевидная необходимость  в новом законе привела к принятию 8 января 1998 года Федерального закона № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»8, который значительно отличался от действовавшего ранее. В основу закона была заложена идеология, основанная на отказе от принципа неоплатности долга при определении критерия банкротства в пользу принципа неплатежеспособности.

Дальнейшее развитие нормативного регулирования банкротства в  России нашло отражение в Федеральном  законе «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, действующем (наравне с иными законами и подзаконными актами) в настоящее время.

 

 

 

1.2. Современное регулирование института банкротства в России: тенденции развития

В России в настоящее время банкротство  определяется и регламентируется федеральным  законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует  с 3 декабря 2002 года) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 года N 306-ФЗ (основные изменения).

Закон распространяется на все юридические  лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных  организаций (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций), субъектов естественных монополий (ФЗ О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий), политических партий и религиозных  организаций.

Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим  законодательством, но до настоящего времени  соответствующая процедура реально  не применяется.

Для возбуждения дела о банкротстве  необходимо чтобы должник — юридическое  лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для  гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических  лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть не менее 100 000 рублей.

Процесс банкротства начинается с  подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим  должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

Процедуры банкротства, вводимые в  отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.

Процедура банкротства завершается  либо ликвидацией должника, либо удовлетворением  кредиторов (через процедуру финансового  оздоровления, путем выяснения достаточности  средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами или третьими лицами).

Возможные действия при процедуре банкротства  и ликвидации предприятий:

Для собственников  должника:

  • Защита интересов предприятия от заявленных требований кредиторов в судах;
  • Контроль за сохранностью имущества должника;
  • Подготовка и заключение мирового соглашения;
  • Прекращение процедуры банкротства по мировому соглашению сторон;
  • Добровольная ликвидация предприятия.

Для кредиторов в целях погашения дебиторской  задолженности:

  • Возбуждение процедуры банкротства в отношении должника;
  • Оспаривание заключенных ранее сделок должника по выводу активов предприятия;
  • Обращение в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела за фиктивное (преднамеренное) банкротство;
  • Принятие обеспечительных мер по погашению долга в ходе процедуры банкротства (через судебные решения).

Банкротство некоторых юридических  лиц имеет свои особенности (в  частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

Уголовным кодексом РФ предусмотрена  ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство, а также за неправомерные действия при банкротстве.

Существенные изменения Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" произошли в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г.

Внесение этих изменений является ответом на тенденции последнего времени - учащение случаев невыполнения обязательств по договорам и увеличение количества судебных дел о неисполнении договоров и взыскании задолженности  приводит к росту дел о банкротстве  и заключению сомнительных сделок, связанных с выводом активов  до начала банкротства. По прогнозам  главы Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антона Иванова, в ближайшее  время количество дел о банкротстве  в России может возрасти на 30-40%. В  группу риска входят инвестиционные структуры, банки, строительные компании, девелоперы, инвесторы в недвижимость. При этом на данный момент в России в результате процедуры банкротства кредиторы получают меньше 10% необходимых сумм, в то время как за рубежом - около 50%. Это связано с разными причинами, но можно выделить основные - продажа активов по заниженным ценам до принятия заявления о банкротстве и прямое или косвенное воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для реализации своих интересов, что умаляет интересы остальных кредиторов.

Таким образом, в рамках "антикризисного пакета" еще в декабре 2008 г. был  принят Федеральный закон № 296-ФЗ, который вступил в силу 31 декабря 2008 г. Изменения по своему объему сопоставимы  с текстом закона о банкротстве  и были направлены на изменение баланса  интересов в пользу кредиторов. С  этого момента кредиторы получили право на обращение в арбитражный  суд с даты вступления в силу решения суда (а не по истечении 30 дней с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как это было ранее) и были внесены другие изменения. В целом, можно дать позитивную оценку изменений, внесенных в закон о банкротстве, в том числе и расширению компетенции саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Высший Арбитражный Суд РФ в начале июня 2009 года выпустил информационное письмо, в котором дал рекомендации судам по применению этого закона, что упростит применение закона в судах.

Банкротное законодательство зарубежных стран отличается в вопросах защиты интересов кредиторов или должника. Так, например в США и Франции действует про-должниковская система, позволяющая должнику, попавшему в тяжелое финансовое положение освободиться от долгов и получить возможность нового старта. В Европе, напротив применяется про-кредиторская система, приоритетной целью которой является наиболее полное удовлетворение требований кредиторов. Россия стремилась до последнего времени создать усредненную нейтральную систему законодательства о банкротстве, но последние изменения свидетельствует о том, что мы все больше приближаемся к про-кредиторской системе.

Информация о работе История института банкротства в России