Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском обществе, предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом названная маркетингом. Одним из важнейших направлений маркетинговых исследований является определение ассортиментной политики для торгового предприятия. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения.

Файлы: 1 файл

Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском обществе.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском  обществе, предприятии 1.1 Понятие и  свойства торгового ассортимента 1.2 Ассортиментная политика 1.3 Процесс  формирования ассортимента, его принципы и факторы 2. Обеспечение качества и безопасности товаров в торговом предприятии 2.1 Понятие качества и  безопасности товаров 2.2 Изучение качества и безопасности товаров на торговом предприятии Заключение Список литературы

 

Введение В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом названная маркетингом. Одним из важнейших направлений маркетинговых исследований является определение ассортиментной политики для торгового предприятия. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, также следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового предприятия следует остановиться на основных факторах определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия обеспечивающей рост и прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, курсом, которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуры реализуемой продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителем предприятия. На основании вышеизложенного видно, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией, и в конечном итоге магазин будет рентабельным. Выбор этой темы для написания курсовой работы не случаен, так как эта тема недостаточно изучена и влияние правильного выбора ассортиментной политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителя, и рентабельности предприятия. Представленная работа посвящена вопросам формирования товарного ассортимента в процессе осуществления коммерческой деятельности торговым предприятием.

В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями. С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в  торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется

2. Понятие о торговом ассортименте.

 Ассортимент товаров  - набор товаров, объединенных  по какому-либо одному или совокупности  признаков. Например, товары могут  быть объединены по общности  произведена или потребления, по назначению, материалу изготовления и другим признакам.

 Различают два основных  вида ассортимента товаров - промышленный  и торговый.

 Промышленный ассортимент  - ассортимент товаров, вырабатываемый  отдельной отраслью промышленности  либо отдельным промышленным  или сельскохозяйственным предприятием.

 Торговый ассортимент  — ассортимент товаров, представленный  в торговой сети. Он, как правило,  шире промышленного, поскольку  формируется путем подбора товаров  по группам, видам, сортам, моделям,  фасонам, размерам и другим  признакам. 

 В основе образования  торгового ассортимента лежит  товарная группа, которая включает  товары (продовольственные или непродовольственные), выпускаемые различными производителями.  Товарная группа - это совокупность  товаров определенного класса, т.  е. имеющих аналогичное функциональное  назначение (швейные изделия, трикотажные  товары, галантерейные товары, культтовары  и т. п.) и обладающих сходным  составом потребительских свойств  и показателей. Примером конкретной  группы товаров являются верхняя  одежда, белье, обувь, молочные  продукты и др.

 Совокупность товаров  определенной группы, объединенных  общим названием и назначением,  образует вид товаров. В качестве  примера вида товара можно  привести костюм, сапоги, телевизор,  творог и т. п. 

 Внутри каждого вида  товаров по ряду частных признаков  выделяют их разновидности. Разновидность  товаров представлена конкретными  марками, моделями, артикулами, сортами. 

 Ассортимент товаров,  представленный их разновидностями,  называется развернутым. Если  же товары объединены по общим  признакам в классы, группы или  по видам, то такой ассортимент  является укрупненным. 

 Соотношение выделенных  по определенному признаку совокупностей  товара в наборе представляет  собой структуру ассортимента  товаров. Как правило, для наглядности  структура ассортимента выражается  в процентах. 

 В зависимости от  количества признаков, по которым  классифицируются товары, их ассортимент  может быть простым или сложным. 

 Простой ассортимент  товаров представлен такими видами, которые классифицируются не  более чем по трем признакам  (например, наименование, сорт, артикул). К ним относят большинство  продовольственных товаров, а также некоторые непродовольственные товары (отдельные виды чулочно-носочных изделий, металлическая галантерея и др.).

 Сложный ассортимент  товаров представлен такими видами, которые классифицируются более  чем по трем признакам. Это  почти все непродовольственные  товары и часть продовольственных.

 По частоте и характеру  предъявляемого покупателями спроса  товары подразделяют на:

 • товары повседневного  спроса;

 • товары периодического  спроса;

 • товары редкого  спроса;

 • сезонные товары;

 • сопутствующие товары.

 Товары повседневного  спроса регулярно приобретаются  населением (ежедневно или через  небольшие промежутки времени).

 Товары периодического  спроса покупатели приобретают  тоже регулярно, но через более  длительные промежутки времени  (например, несколько раз в год).

 К товарам редкого  спроса относят преимущественно  те из них, сроки службы, которых  исчисляются годами (товары длительного  пользования). Приобретаются они,  соответственно, один раз в несколько  лет (технически сложные товары, Мебель и др.).

 Реализация сезонных  товаров производится в определенные  периоды года, в зависимости от  времени их произведена (некоторые  виды ягод, плодов, овощей) или возникновения  спроса на них (отдельные виды  одежды, спортивного Инвентаря, елочные  украшения и др.).

 Спрос на сопутствующие  товары возникает при покупке  или использовании основных товаров.

1.1 Понятие и свойства  торгового ассортимента

Множество товаров, представленных на рынке и классифицированных по признаку производственного происхождения или потребительского назначения называют ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня.

Ассортимент товаров - совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам (например, по сырьевому или потребительскому назначению).

 

В основу классификации товаров  по сырьевому назначению положен  признак однородности сырья, из которого изготовлены продукты. Так, например, по сырьевому признаку можно классифицировать такие товарные группы, как:

1) хлебобулочные изделия;

2) кондитерские изделия;

3) молоко и молочные  продукты;

4) рыба и рыбные продукты;

5) хлопчатобумажные ткани;

6) шерстяные ткани и  т.д.

По признаку потребительского назначения можно классифицировать такие изделия, как, например, строительные материалы, детские товары и т.д. Ассортимент строительных материалов комплектуется из товаров, вырабатываемых многими отраслями промышленности (лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей и др.). То же самое можно сказать и о детских товарах (легкой, обувной, пластмасс, стекольной и т. д.).

В товароведении чаще всего  классификация товаров строится по товарно-сырьевому признаку. Например:

1) товарная отрасль (швейные  изделия, зерномучные, овощи, плоды,  грибы, вкусовые товары, кондитерские  товары, мясные, рыбные товары и  т.д.);

2) товарная группа (мужская  одежда, хлеб и хлебобулочные  изделия, детская одежда и др.);

3) товарная подгруппа (сухарные  изделия, пряники, печенье и  т.д.);

4) отдельные разновидности  товаров (сухое кофе, растворимое  кофе, пряники мягкие, сухари с  изюмом и т.д.).

В коммерческой работе товары народного потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.

Производственный ассортимент - это номенклатура товаров, выпускаемых  промышленным или сельхозпредприятием.

Торговый ассортимент - номенклатура товаров, реализуемых в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.

С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в  торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни  все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент  которых постоянно расширяется  и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных  товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро - через 7-10 лет, обновление составляет 80-100%. Например, обновление и расширение ассортимента за последние 10 лет очень заметно по видеотехнике, компьютерам и связанным с этим оборудованием. Появился рынок видеокассет, компьютерного оборудования. Произошло большое обновление ассортимента в сфере благоустройства жилища и ведения домашнего хозяйства, оборудования, связанного с электрификацией быта, механизацией и автоматизацией домашних работ (кондиционеры, специальные электрочастотные печи для приготовления пищи, автоматические стиральные машины, электромоечные машины, микрокалькуляторы и т.п.).

 

Все эти колоссальные изменения  ассортимента, его обновление, расширение должен учитывать коммерсант в своей  торговой работе, предвидеть, прогнозировать и соответствующим образом готовиться к ним - своевременно регулировать ассортимент  в магазинах, торговых складах, оптовых  предприятиях.

Следует также различать  ассортимент товаров, торговый ассортимент  и товарную номенклатуру. Товарная номенклатура - это перечень всех производимых товаров, предлагаемых фирмой-изготовителем  для продажи. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым  перечислением однородных или разнородных  товаров общего или аналогичного назначения. Торговый ассортимент - это  набор товаров, сформированный по определенным признакам, призванный удовлетворить  спрос в некоторый момент времени  и подлежащий реализации в магазинах. В рамках товарного ассортимента товары делятся на группы (табл. 1).

Внутри товарного ассортимента выделяют классы, группы, виды и разновидности.

Таблица 1. Группы товарного  ассортимента

1. По назначению товара 

продовольственные и непродовольственные  товары 

2. По назначению 

хозяйственные, спортивные товары, одежда, мебель и т.п. 

3. По ограниченности сроков  хранения 

скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары. 

4. По признаку сложности  ассортимента: 

товары простого ассортимента - товары, имеющие небольшое число  видов или сортов, например, хлеб, хозяйственное мыло и др.; классифицируются не более чем по трем признакам;

Информация о работе Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском обществе, предприятии