Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском обществе, предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом названная маркетингом. Одним из важнейших направлений маркетинговых исследований является определение ассортиментной политики для торгового предприятия. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения.

Файлы: 1 файл

Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском обществе.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

товары сложного ассортимента - товары, имеющие внутреннюю классификацию  по большому количеству критериев, например, одежда характеризуется цветом, размеров, фасоном, видом ткани. 

 

5. По частоте предъявления  спроса: 

товары частого спроса (товары, которые приобретаются на ежедневной или еженедельной основе);

товары периодического спроса (приобретаются раз в один или  несколько месяцев);

товары редкого спроса (приобретаются раз в один или  несколько лет).

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых  осуществляется в определенные периоды (сезоны) года. 

6. По характеру спроса: 

товары твердо сформулированного  спроса - товары, спрос на которые  определился до посещения магазина и предъявляется на конкретный товар  или его разновидность;

товары импульсного (импульсивного) спроса - товары, спрос на которые  возник во время посещения магазина под влиянием различных стимулов: реклама, выкладка товаров, интерес  других покупателей;

товары альтернативного  спроса - товары, спрос на которые  возник до поседения магазина, но окончательно формируется (выбор модели, марки  и т.п.) во врем ознакомления с ассортиментом и выбора товара. 

7. По значению товаров  для покупателей: 

основной ассортимент - ориентирован на обычные потребности потребителей и характерен для данной торговой организации (например, обувь в магазинах  обуви);

сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют  вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (например, предметы для ухода за обувью в обувном магазине). 

 

 

 

 Класс - совокупность  товаров, имеющих аналогичное  функциональное назначение (одежда, мебель, культтовары). Группа товаров  - совокупность товаров одного  товарного класса, обладающих сходным  составом потребительских свойств  и показателей (верхняя одежда, мягкая мебель и т.д.). В рамках  групп иногда выделяют подгруппы,  в состав которых входят однородные  по признаку единства производственного  происхождения товары. Например, товарная  группа обуви делится на подгруппы  кожаной, текстильной, валяной  и резиновой обуви, группа посуды  состоит из подгрупп металлической,  стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Вид товаров - одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для  кухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться на разновидности. Разновидность товаров - совокупность товаров, выделенных по ряду частных признаков, представляется в виде конкретных марок, артикулов, моделей.

Выделяют укрупненный  и развернутый ассортимент. Укрупненным  считается ассортимент, детализированный до уровня классов, групп или подгрупп товаров. Развернутым является ассортимент, детализированный до уровня разновидностей. Структура ассортимента индивидуальна  в каждом конкретном случае. Ассортимент  универмага или супермаркета может  включать несколько товарных групп; ассортимент специализированного  магазина - одну группу товаров, но представленную большим числом видов, разновидностей и наименований. Особенности товарной структуры предприятия называют свойствами ассортимента. Свойство ассортимента - отличительная особенность конкретного  набора товаров. Существует семь специфических  свойств ассортимента: широта, глубина, структура, обновляемость, гармоничность и устойчивость. (рис 1)

Рисунок 1 Свойства торгового  ассортимента

Широта ассортимента - количество предлагаемых групп (подгрупп) товаров.

Глубина определяется общим  количеством ассортиментных позиций  в группе или подгруппе товаров. Глубоким ассортимент считается  в том случае, если фирма предлагает много разновидностей товара. Обычно глубокий ассортимент предлагают крупные  или специализированные магазины.

Полнота означает соответствие фактического наличия товаров в  торговом зале ассортиментному перечню. Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле:

где КП - коэффициент полноты  ассортимента;

Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Структура ассортимента определяется количественным соотношением различных  групп, подгрупп или разновидностей товаров, а также удельным весом  товаров, сходным по какому-либо признаку. Для характеристики структуры можно  рассмотреть, например, соотношение  продовольственных или непродовольственных  товаров, товаров простого и сложного ассортимента, товаров разных ассортиментных групп.

Гармоничность (согласованность) ассортимента - отражает степень совместимости  различных товарных линий с точки  зрения их использования, производства, каналов распределения и других показателей. Ассортимент является гармоничным, если предприятие предлагает близкие по назначению, удовлетворяемой  потребности или еще какому-либо критерию товары, например, можно считать  гармоничным ассортимент магазина детских товаров, если в продаже  представлены такие группы товаров, как детская одежда, игрушки, детское  питание, коляски, детская мебель и  т.п.

Обновляемость ассортимента характеризуется количеством новых товарных позиций в ассортименте. Коэффициент обновления рассчитывается по формуле:

где ПН - количество новых ассортиментных позиций, появившихся за год;

ПОбщ. - общее количество ассортиментных позиций, выпускающееся в год.

Устойчивость определяется постоянным наличием товаров определенного  вида (потребитель должен быть уверен, что в продаже окажется данный товар). Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле:

где Ку - коэффициент устойчивости ассортимента;

Рф1, Рф2, ..., Рфn - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных обследований;

РН - количество разновидностей в соответствии с ассортиментным перечнем;

n - количество обследований.

Чем ближе значение коэффициентов  к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в м 

Порядок формирования ассортимента товаров

 на предприятиях  оптовой торговли

Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых покупателей  и роста основных экономических  показателей деятельности торгового  предприятия в значительной степени  зависит от рационального формирования ассортимента товаров. Под формированием  ассортимента следует понимать процесс  подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей  и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. Создание оптимального ассортимента товаров  в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей товарами народного  потребления, является одним из важных условий бесперебойного снабжения  розничной торговой сети ассортиментом  товаров, удовлетворяющим запросы  конечных потребителей. В связи с  этим формирование рационального ассортимента товаров представляет важнейшую  функцию коммерческих служб оптовых  предприятий.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение  его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами  оптового предприятия. Оно должно предусматривать  комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых оптовым покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру, а глубина — числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Широта и глубина ассортимента товаров  на складах оптового предприятия  будет зависеть от ассортиментного  профиля обслуживаемых оптовых  покупателей, размеров складской площади, состояния предложения на потребительском  рынке и других факторов.

Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии  оптовой торговли является обеспечение  его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного  спроса. Устойчивый ассортимент позволяет  обеспечить бесперебойное и ритмичное  товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными  оптовыми покупателями.

И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров на предприятии  оптовой торговли является обеспечение  условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Процесс формирования ассортимента товаров на складах оптовых предприятий  с учетом рассмотренных выше принципов  заключается, прежде всего, в определении  перечня основных групп и подгрупп реализуемых товаров. При этом необходимо исходить из возможности удовлетворения запросов оптовых покупателей с  учетом их специализации на торговле соответствующими товарами. Если оптовое  предприятие снабжает преимущественно  розничные торговые предприятия  товарами повседневного спроса, то сформированный им ассортимент должен, прежде всего, удовлетворять требования этой группы предприятий. Предприятие, занимающееся торговлей товарами узкого ассортимента, должно позаботиться о  достаточной глубине ассортимента в пределах соответствующих групп  и наименований товаров, иначе оно  не сможет содействовать успешному  формированию комплексов и микрокомплексов товаров в обслуживаемых ими универсальных и специализированных магазинах. Поэтому следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. Разумеется, что, занимаясь формированием ассортимента товаров, коммерческие службы должны постоянно следить за появлением на рынке новых товаров и вовлекать их в товарооборот. Одновременно они должны принимать меры по исключению из своей номенклатуры товаров устаревших моделей, а также товаров, спрос на которые резко снизился.

Инструментом, с помощью  которого осуществляется регулирование  ассортимента товаров на складах  оптовых предприятий, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий  установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно  должны быть в наличии на складе.

Ассортиментные перечни  рекомендуется разрабатывать на год. При необходимости в течение  года в них можно вносить соответствующие  изменения. В них следует предусмотреть групповую и внутригрупповую структуру, а также основные (артикул, модель и т.д.) и дополнительные (размер, полнота, рост и т.д.) признаки разновидностей товаров. Разработка ассортиментных перечней включает три этапа.

На первом этапе определяется перечень ассортиментных позиций. При  этом учитывается номенклатура Товаров, прошедших через оптовые предприятия  в отчетном году, и номенклатура товаров, указанных в спецификациях  к договорам на поставку товаров  в предстоящем году.

На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого товара по основному признаку, т.е. определяется их количество по каждой позиции товаров, поступивших за год.

На третьем, заключительном этапе определяется количество разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента, включающего такое  их количество, которое постоянно  должно быть в запасах и которое  в любое время может быть предложено покупателю.

С помощью ассортиментного  перечня коммерческая служба оптового предприятия может осуществлять систематический контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

Контроль за соответствием фактического ассортимента товаров ассортименту, предусмотренному в перечне, осуществляют товароведы-коммерсанты. Для этого могут быть использованы карточки количественно-суммового учета или специальное программное обеспечение для компьютеров.

 


Информация о работе Формирование и управление торговым ассортиментом в потребительском обществе, предприятии