Финансовый механизм обеспечения устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Главная задача антикризисного управления - обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда оно может преодолеть временные трудности, в том числе и финансовые, посредством использования всех возможностей современного менеджмента.

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 82.42 Кб (Скачать файл)

По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов. Исключением являются два  случая, предусмотренные п. п. 2 и 3 ст. 75.

Арбитражный суд, как правило, одновременно с вынесением определения  о введении финансового оздоровления утверждает кандидатуру административного  управляющего. Поскольку в том случае, когда собрание кредиторов не приняло решение о введении одной из процедур банкротства (п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве) и утверждение кандидатуры административного управляющего из-за ее отсутствия невозможно, арбитражный суд в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 75 Закона возлагает исполнение обязанностей административного управляющего на временного управляющего и обязывает последнего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе само регулируемой организации, из членов которой должен быть утвержден административный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.5

Помимо требований к содержанию определения арбитражного суда, установленных  АПК РФ (ст. 185), определение о введении финансового оздоровления должно содержать указание о сроке финансового оздоровления и утвержденный судом график погашения задолженности. В тех случаях, когда к моменту введения финансового оздоровления предоставлено обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, определение о введении финансового оздоровления должно также содержать сведения: 1) о всех лицах, предоставивших обеспечение; 2) о способе обеспечения; 3) о размере обеспечения.6

Срок финансового оздоровления не может превышать два года.7

Закон о банкротстве предусматривает  специальные последствия введения финансового оздоровления, которые  во многом схожи с последствиями  введения внешнего управления и установления моратория.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут  быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом. При этом данное положение  не распространяется на текущие требования по обязательствам, которые возникли после принятия заявления о признании  должника банкротом и срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления (п. 1 ст. 5 Закона).

В ходе финансового оздоровления не допускаются арест и иные ограничения  должника в части распоряжения принадлежащим  ему имуществом также и в обеспечение  требований (исполнения судебных решений, удовлетворяющих требования), которые  являются текущими, поскольку никаких исключений для таких требований в Законе о банкротстве не устанавливается.8

С введением финансового  оздоровления продолжает действовать  запрет, установленный при введении наблюдения, в отношении: 1) удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом  из состава его учредителей (участников); 2) выкупа должником размещенных  акций или выплаты им действительной стоимости доли (пая); 3) выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Последствия нарушения запрета, касающегося выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), установлены п. 5 ст. 103 Закона и влекут ничтожность соответствующих сделок. Нарушение должником запрета, установленного для выкупа им размещенных акций или выплаты действительной стоимости доли (пая), а также запрета на выплату дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам также влекут ничтожность соответствующих сделок на основании п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве и ст. 168 ГК РФ.9

Целью процедуры финансового  оздоровления является полное удовлетворение всех требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Однако в силу различных причин полного  удовлетворения требований кредиторов может и не произойти из-за недостаточности  средств самого должника и средств, вырученных в связи с исполнением  обязанностей лицами, предоставившими  обеспечение. Поэтому Закон определяет, что графиком погашения задолженности  должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в  очередности, установленной ст. 134 Закона (п. 4 ст. 84), и расчеты с кредиторами должны производиться с учетом этого предписания (абз. 2 п. 2 ст. 89).10

В период финансового оздоровления руководитель должника может быть отстранен  арбитражным судом от должности. Основаниями для отстранения  руководителя должника от должности  являются:

1) ненадлежащее исполнение  им плана финансового оздоровления;

2) совершение действий, нарушающих  права и законные интересы  кредиторов и (или) предоставивших  обеспечение лиц.

В случае удовлетворения указанного ходатайства, согласно п. 1 ст. 278 Трудового  кодекса Российской Федерации трудовой договор с руководителем организации  расторгается в связи с отстранением его от должности. Об отстранении  руководителя должника арбитражный  суд выносит определение, которое  может быть обжаловано по правилам, установленным ч. 3 ст. 223 АПК РФ.11

В финансовом оздоровлении предусматривается утверждение  арбитражным судом административного  управляющего, который является арбитражным  управляющим для данной процедуры. Порядок утверждения административного  управляющего определяется исходя из предписаний ст. 45 Закона о банкротстве.

Административный управляющий  компетентен действовать с даты его утверждения арбитражным судом и до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения.

Административный управляющий  в процедуре финансового оздоровления, в частности, обязан выполнять следующие  функции:

1) вести реестр требований  кредиторов, за исключением случая, когда в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о банкротстве собрание  кредиторов приняло решение о  привлечении к ведению реестра  требований кредиторов реестродержателя, который согласно положению абз. 2 п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве является профессиональным участником рынка ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");12

2) созывать собрания кредиторов  в случаях, установленных Законом  о банкротстве. В финансовом  оздоровлении обязанность административного  управляющего по созыву собрания  кредиторов специально установлена  п. п. 1 и 2 ст. 85, п. 2 ст. 87, п. 4 ст. 88, абз. 3 п. 1 ст. 163 Закона;

3) согласно ряду норм  комментируемой главы рассматривать  представляемые должником отчеты  о ходе выполнения плана финансового  оздоровления и графика погашения  задолженности, а также представлять  заключения по данным мероприятиям. Рассмотрение отчета и представление  заключения предусмотрено п. п. 1 и 2 ст. 86, п. 3 ст. 87, п. 3 ст. 88 Закона;

4) предоставлять на рассмотрение  собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения  плана финансового оздоровления  и графика погашения задолженности;

5) осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов. Эта обязанность предполагает ознакомление административного управляющего по существу со всей деятельностью должника, связанной с исполнением им соответствующих обязательств;

6) проверять выполнение  плана финансового оздоровления  и графика погашения задолженности,  а также контролировать своевременность  и полноту перечисления денежных  средств;

7) в случае неисполнения  должником обязательств в соответствии  с графиком погашения задолженности  административный управляющий обязан  потребовать от лиц, предоставивших  обеспечение исполнения должником  обязательств в соответствии  с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения.13

Административный управляющий  имеет следующие права:

1) требовать от руководителя  должника информацию о текущей  деятельности должника. Данное правомочие  корреспондирует обязанности управляющего  по контролю за выполнением плана должника, погашением текущих требований кредиторов и другим его контрольно-информационным обязанностям;

2) принимать участие в  инвентаризации в случае ее  проведения должником;

3) согласовывать сделки  и решения должника в случаях,  предусмотренных Законом о банкротстве,  и предоставлять информацию кредиторам  о таких сделках и решениях. Это является также и его  обязанностью;

4) обращаться в арбитражный  суд с ходатайством об отстранении  руководителя должника в случаях,  предусмотренных Законом, а также  с ходатайством о принятии  дополнительных мер по обеспечению  сохранности имущества и об  отмене таких мер.

5) предъявлять иски о  признании сделок и решений  должника недействительными для осуществления контроля за деятельностью должника и обеспечения сохранности его имущества. При этом сделки признаются недействительными или применяются последствия ничтожных сделок, если они заключены или исполнены с нарушением требований Закона.14

В процедуре финансового  оздоровления по общему правилу предусматривается  утверждение плана финансового  оздоровления и во всех случаях графика  погашения задолженности.

План финансового оздоровления оформляется письменно и должен быть представлен учредителями (участниками) должника, собственником имущества  должника - унитарного предприятия  и утвержден собранием кредиторов. При этом такой план должен предусматривать  способы получения должником  средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления. В плане указываются источники получения соответствующих средств (изготовление и реализация товаров, проведение работ и оказание услуг, получение заемных средств, увеличение уставного капитала и др.), приводится соответствующее финансово-экономическое обоснование их получения, устанавливаются предполагаемые сроки и форма получения средств, а также другие данные, позволяющие сделать вывод о реальной возможности исполнения должником обязательств в соответствии с упомянутым графиком.

План финансового оздоровления не подлежит утверждению арбитражным  судом. По смыслу закона график погашения  задолженности должен иметь письменную форму и подписываться лицом, уполномоченным учредителями (участниками) должника, собственником имущества  должника - унитарного предприятия.

График подписывается  также лицами, предоставившими обеспечение, при наличии такого обеспечения  на момент утверждения графика собранием  кредиторов.

График погашения задолженности  подлежит утверждению арбитражным  судом в определении о введении финансового оздоровления. Если при  рассмотрении арбитражным судом  ходатайства о введении финансового  оздоровления будет установлено, что  график погашения задолженности  противоречит законодательству, суд  откладывает рассмотрение дела и предлагает уполномоченным на это лицам устранить соответствующие положения графика (ст. 158 АПК РФ).15

С даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки. Данное обязательство не представляет собой результат новации обязательств должника. Вследствие утверждения графика соответствующие обязательства должника в отношении конкурсных кредиторов, а также кредиторов первой и второй очереди изменяются, что дает должнику право на отсрочку и рассрочку платежей по долгам.

При введении финансового  оздоровления при отсутствии решения  собрания кредиторов о применении одной  из процедур банкротства (п. 2 ст. 75 Закона) или вопреки решению собрания кредиторов о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства (п. 3 ст. 75 Закона) график погашения задолженности  должен предусматривать начало погашения  задолженности не позднее чем  через месяц после вынесения  арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Должник вправе досрочно исполнить  график погашения задолженности. При  этом должны соблюдаться правила  очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

Погашение задолженности  по обязательным платежам устанавливается  в графике в соответствии с  законодательством о налогах  и сборах.

Удовлетворение требований кредиторов должно осуществляться с  соблюдением принципа пропорциональности и очередности, установленного ст. 142 Закона. График погашения задолженности должен отражать именно такой порядок погашения требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 8 ст. 231 Закона до внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах и (или) бюджетное законодательство правило о пропорциональном удовлетворении требований распространяется только на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по денежным обязательствам. Представляется, что положение о пропорциональном удовлетворении требований должно распространяться не только на конкурсных кредиторов, но и на кредиторов первой и второй очереди.

Информация о работе Финансовый механизм обеспечения устойчивости предприятия