Финансовое оздоровление предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание схемы этапов санации и выбора путей финансового оздоровления предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе рассмотрены следующие основные вопросы:
1)Рассмотрены теоретические основы финансового оздоровления предприятия;
2)Рассмотрены понятие санации, условия проведения санации, результаты санации;
3)Рассмотрены примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ, смоделированные ситуации, реальные факты по проведению мер санации.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Основы финансового оздоровления предприятия и экономическая сущность санций5
1.1Экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия 5
1.2План финансового оздоровления предприятия 9
1.3Проблемы финансового оздоровления предприятия 17
ГЛАВА 2. Экономическая сущность санации предприятий 21
2.1Санация (финансовое оздоровление) предприятия как понятие 21
2.2Классическая модель финансовой санации 24
Заключение 49
Список используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по АУП2.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

На методы и формы  проведения санации повлияли развитие экономической теории; эволюция роли государства как регулятора рыночной экономики; макроэкономические изменения в странах бывшего социалистического блока; новые подходы к приватизации (реприватизации) предприятий.

 

2.2 Классическая  модель финансовой санации

 

Экономически развитые страны по-разному решают проблемы санации и банкротства предприятий. Отличия объясняются особенностями экономического и социального развития, принципами построения национальных финансовых систем и их составляющих – финансов предприятий. Целостный взгляд на этапы проведения финансового оздоровления отдельного предприятия представляет собой «классическая модель санации», которая широко используется как основа для разработки механизма финансовой санации субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

Согласно классической модели санации, функциональная система которой  изображена на рис. 2.2, процесс финансового  оздоровления предприятия начинается с выявления (идентификации) финансового  кризиса [5, C. 45].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Классическая модель проведения санации

Следующим этапом санации  является проведение причинно- наследственного  анализа финансового кризиса. На основании предоставленной информации (первичные бухгалтерские документы, решения сборов акционеров, финансовые планы) определяются внешние и внутренние факторы кризиса, его глубина и качество финансового состояния фирмы.

В рамках анализа осуществляется экспертная диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия, анализируются  его сильные и слабые стороны. На основании результатов причинно-наследственного анализа, согласно классической модели санации, делаются выводы о санационной способности предприятия, целесообразности или нецелесообразности санации соответствующей хозяйственной единицы. Если производственный потенциал предприятия разрушен, утрачены рынки сбыта продукции, структура баланса неудовлетворительная, то принимается решение о консервации или ликвидации субъекта хозяйствования. В противном случае санация будет означать лишь отсрочку во времени ликвидации предприятия и ничего кроме дополнительных убытков для собственников и кредиторов не принесет.

Добровольная ликвидация предприятия-должника – это процедура  ликвидации неспособного предприятия, которая осуществляется вне судебных органов на основании решения  собственников или соглашения, заключенного между собственниками данного предприятия и кредиторами и под контролем кредиторов.

Принудительная ликвидация предприятия – это процедура  ликвидации неспособного предприятия, которая осуществляется по решению  хозяйственного суда (как правило, в процессе ведения дела о банкротстве).

В случае, если предприятие  имеет реальную возможность восстановить платежеспособность, ликвидность и  прибыльность, владеет достаточно подготовленным управленческим персоналом, рынками  сбыта товаров, производство продукции соответствует приоритетным направлениям экономики страны, то принимается решение о разработке санационной концепции с целью проведения финансового оздоровления с одновременным определением целевых ориентиров. Чем раньше на санационноспособном предприятии начнется санация, тем больше шансов на ее конечный успех.

Отдельным аналитическим  блоком в классической модели выделено формирование стратегических целей  и тактики проведения санации. При  определении целей санации следует  учитывать, что каждое предприятие имеет ограниченные ресурсы, ограниченные возможности сбыта продукции и должно осуществлять свою деятельность в рамках правового поля государства, в котором оно расположено. Цели должны быть реальными и поддаваться количественному и качественному измерению. Главной стратегической целью санации является восстановление эффективной деятельности предприятия в долгосрочном периоде. Для достижения этой цели следует согласовать тактические цели, а именно:

  1. сферу деятельности, ассортимент продукции и ее потребителей;
  2. основные стоимостные целевые показатели (выручка, прибыль, ликвидность);
  3. социальные цели [5, C. 320].

Только при условии  достижения консенсуса относительно тактических  целей между сторонами, ответственными за принятие решений, можно достичь главной стратегической цели санации.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и  распределения ресурсов компании. Конечная цель в санационной стратегии  состоит в достижении долгосрочных конкурентных выгод, которые обеспечили бы компании высокую рентабельность.

Следующим элементом  классической модели санации является ее проект, который разрабатывается  на базе санационной программы и  содержит технико-экономическое обоснование санации, расчет объема финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, конкретные графики и методы мобилизации финансового капитала, сроки освоения инвестиций и их окупаемость, оценку эффективности санационных мероприятий, а также прогнозируемые результаты исполнения проекта.

Важным компонентом  санационного процесса является координация  и контроль за качеством реализации запланированных мероприятий. Менеджер предприятия должен своевременно выявлять и использовать новые санационные резервы, а также принимать объективные квалифицированные решения для преодоления возможных преград при осуществлении оздоровительных мероприятий. Ощутимую помощь в этом случае может оказать оперативный санационный контролинг, который синтезирует в себе информационную, плановую, консалтинговую, координационную и контрольную функции. Заданиями санационного контролинга является идентификация оперативных результатов, анализ отклонений и подготовка проектов решений относительно использования выявленных резервов и преодоление дополнительных преград.

Следует помнить, что  при ведении дела о банкротстве  реальной властью над предприятием будет обладать не руководство и  даже не общее собрание акционеров (участников) предприятия, а его кредиторы  в лице комитета кредиторов, представляющего интересы всех кредиторов. Именно он в конечном итоге и будет решать дальнейшую судьбу предприятия. В связи с этим основной задачей для предприятия во время ведения дела о банкротстве является получение поддержки со стороны комитета кредиторов (о чем необходимо позаботиться еще до подачи заявления).

На подготовительном заседании суда с целью выявления  всех кредиторов выносится постановление, которое обязывает подать в официальном  печатном органе в десятидневный  срок объявление о возбуждении дела о банкротстве. Во время предварительного заседания хозяйственный суд выносит постановление, в котором определяется размер признанных судом требований, кредиторов, включаемых распорядителем имущества в реестр, и назначается дата проведения сборов кредиторов. Выборы комитета кредиторов проводятся по списку открытым голосованием большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов, причем в комитет кредиторов должно входить не более семи лиц.

Предприятие после возбуждения  дела о банкротстве может претендовать на определенные преимущества, такие как мораторий и мировое соглашение.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов (далее –  мораторий) представляет собой остановку  исполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок исполнения которых наступил до дня введения моратория, и приостановку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), примененных до принятия решения о введении моратория. При этом мораторий вводится на основании постановления суда о возбуждении дела о банкротстве, которое принимается не позднее чем на пятый день со дня поступления заявления. Мораторий распространяется на обязательства, сроки исполнения которых наступили до подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве. Мораторий вводится на удовлетворение всех требований кредиторов, кроме случаев, предусмотренных Законом. К таким случаям относятся, в частности, выплата заработной платы, алиментов, возмещения ущерба, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в связи с обязательствами должника в процедурах распоряжения имуществом должника и санации [6, C. 73].

Таким образом, введение моратория в значительной мере облегчает (хоть и временно) текущую хозяйственную  деятельность. При этом любое исполнительное производство в отношении предприятия  автоматически приостанавливается, а текущий счет предприятия «размораживается».

Основным инструментом (видом судебной процедуры), который  следует использовать при ведении  дела о банкротстве является мировое  соглашение, представляющее собой договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон (прощение долгов). Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов – членов комитета, и считается принятым, если все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, высказали письменное согласие на заключение мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения  хозяйственным судом и является обязательным для должника (банкрота), кредиторов, требования которых обеспечены залогом, кредиторов второй и следующих  очередей. В случае если по условиям мирового соглашения предполагается значительное списание (либо прощение) задолженности, а также при реструктуризации долга на длительный срок, необходимо учитывать, что для кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или проголосовали против заключения мирового соглашения, не могут быть установлены условия худшие, чем для кредиторов, высказавших согласие на заключение мирового соглашения, требования которых отнесены к одной очереди. Поэтому при составлении и заключении мирового соглашения необходимо придерживаться однообразного подхода в вопросе определения условий, для кредиторов одной очереди. В мировом соглашении может содержаться условие об исполнении обязательств должника третьими лицами (то есть, фактически условие о переводе долга).

Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом и вступает в силу только после такого утверждения. Для этого арбитражный управляющий суда подает в хозяйственный суд заявление об утверждении мирового соглашения в течение пяти дней со дня его заключения.

Существует два случая, когда хозяйственный суд имеет право отказать в утверждении мирового соглашения, а именно: при нарушении порядка заключения мирового соглашения, установленного Законом; если условия мирового соглашения противоречат законодательству.

Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения является основанием для прекращения дела о банкротстве.

С одной стороны, процедура  банкротства является достаточно эффективным  инструментом для восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях позволяет достаточно успешно избавиться от долгов и фактически начать работу без долгов и обязательств, не растеряв при этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного производства против должника, а также сохранив за собой контроль над предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30% причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в меньшем объеме. Это объективно связано с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате реализации ликвидационной массы на открытом рынке.

С другой стороны, наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация, т.е. его финансовое оздоровление (восстановление платежеспособности) и как следствие увеличение капитала, прибыли, расширение рынков сбыта, повышение конкурентоспособности продукции в долгосрочном периоде.

 

ГЛАВА 3. Разработка плана санации. Контролинг и его роль в санации предприятий

3.1 Разработка  плана санации

 

План финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и контролинговые службы предприятия, независимые аудиторские и консалтинговые фирмы. Необходимость привлечения внешних консультантов во время разработки плана обусловлена тремя основными причинами:

  1. затратами рабочего времени, необходимого для разработки плана;
  2. потребностью в соответствующих знаниях и опыте;
  3. потребностью в объективности.

Для разработки плана  санации используют весь методический и функциональный арсенал контролинга. При этом следует руководствоваться следующими принципами:

  1. завершенность – учет всех наиболее важных обстоятельств дела (все позиции плана должны базироваться на целиком проверенных данных);
  2. содержательность – рассмотрение только тех обстоятельств, которые относятся к процессу санации;
  3. правильность – правдивое освещение проблематики кризиса с отображением всех предпосылок и беспрерывной логической цепочки аргументов;
  4. ясность – правдивое и однозначное освещение и отображение информации;
  5. объективность – четкая граница между фактическими данными, собственным взглядом контролера и выводами.

Информация о работе Финансовое оздоровление предприятия