Финансовое оздоровление предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание схемы этапов санации и выбора путей финансового оздоровления предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе рассмотрены следующие основные вопросы:
1)Рассмотрены теоретические основы финансового оздоровления предприятия;
2)Рассмотрены понятие санации, условия проведения санации, результаты санации;
3)Рассмотрены примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ, смоделированные ситуации, реальные факты по проведению мер санации.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Основы финансового оздоровления предприятия и экономическая сущность санций5
1.1Экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия 5
1.2План финансового оздоровления предприятия 9
1.3Проблемы финансового оздоровления предприятия 17
ГЛАВА 2. Экономическая сущность санации предприятий 21
2.1Санация (финансовое оздоровление) предприятия как понятие 21
2.2Классическая модель финансовой санации 24
Заключение 49
Список используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по АУП2.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

3

Глава 1. Основы финансового оздоровления предприятия и экономическая сущность санций

 

5

 

1.1

Экономическая необходимость  финансового оздоровления предприятия

5

 

1.2

План финансового оздоровления предприятия

9

 

1.3

Проблемы финансового оздоровления предприятия

17

ГЛАВА 2. Экономическая сущность санации  предприятий

21

 

2.1

Санация (финансовое оздоровление) предприятия  как понятие

21

 

2.2

Классическая модель финансовой санации

24

 

 

31

     

31

     

37

Заключение

49

Список используемой литературы

50


 

 

Введение

 

Каждая экономическая  система (страна, отрасль, регион, предприятие) сталкивается в своей деятельности с кризисными ситуациями. И каждая находит свой путь выхода из кризиса.

В результате одни предприятия  существуют столетия, другие – десятилетия, а некоторые быстро исчезают.

В трансформирующихся и  развивающихся экономиках, отличающихся высокой сложностью и скоростью  изменений, их глубиной и непредсказуемостью результатов, потребность в эффективном  антикризисном управлении как никогда и как нигде высока. Особенно это касается России с её огромными ресурсами и территорией, многообразием условий и проблем.

За прошедшие десятилетия  кардинальных преобразований в России накоплен уникальный опыт антикризисного управления, который нуждается в анализе и обобщении.

« Krisis» – в переводе с греческого – решение, поворотный пункт или исход. Экономический кризис в компании означает тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости и других. Таких показателей существует огромное множество. Наиболее универсальными и наглядными индикаторами остаются конечные финансовые результаты деятельности компании: размер валовой прибыли и уровень рентабельности. Как правило, первым признаком кризисного состояния в компании является отрицательный финансовый результат – валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам (если убытки не были запланированы как необходимый этап в развитии бизнеса).

Методика создания программы  финансового оздоровления заключается  в совокупности управленческих мер  и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики, т.е. она должна охватывать все стадии развития кризисного процесса, его профилактику, предупреждение и преодоление.

Документальной базой  является накопленный опыт на предприятиях России, опубликованный в периодических изданиях по проблемам теории и практики управления, учебники по антикризисному управлению, правительственные документы и законы.

Санация (финансовое оздоровление) — это комплекс последовательных взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, производственно-технического, организационного и социального характера, направленных на выведение субъекта хозяйствования из кризиса и восстановления или достижения им прибыльности и конкурентоспособности.

Основным способом вывода предприятий из состояния неплатежеспособности является санация, то есть реорганизационная процедура, при которой собственниками предприятия-должника, его кредиторами или другими лицами ему предоставляется финансовая помощь.

Круг лиц, которые могут предоставить финансовую помощь предприятию-должнику, не ограничен. Однако ходатайство о проведении санации может быть подано лишь должником, собственником предприятия-должника и кредитором.

Если санация привела  к положительным результатам: обязательства перед кредиторами выполнены, восстановлена платежеспособность предприятия, арбитражный суд выносит определение о завершении санации и прекращении производства в деле о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Целью курсовой работы является описание схемы этапов санации и выбора путей финансового оздоровления предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе рассмотрены следующие основные вопросы:

1) Рассмотрены теоретические основы финансового оздоровления предприятия;

2) Рассмотрены понятие санации, условия проведения санации, результаты санации;

3) Рассмотрены примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ, смоделированные ситуации, реальные факты по проведению мер санации.

 

Глава 1. Основы финансового оздоровления предприятия и экономическая сущность санаций

1.1. Экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия

 

В современных  условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.

Внешняя среда  организации меняется все быстрее  и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха. Организация должна обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения [10, с.12].

История становления  и развития рыночной экономики свидетельствует  о том, что неравномерность процесса ее функционирования, колебание объемов  производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства следует рассматривать как некую общую закономерность.

Стихийное преобразование предприятий началось сразу после  начала экономических реформ. Но в силу чрезвычайно стремительной перемены условий хозяйствования и неподготовленности руководителей предприятий, усилия по финансовому оздоровлению, прежде всего имели бессистемный характер, что во многом объяснялось новизной, необычностью ситуации [10, с.14].

Необходимость финансового оздоровления большинства  российских предприятий вызвана кардинальным изменением условий хозяйствования, переходом от командно-административных методов функционирования к новым рыночным методам.

Приспособление  создавшегося в условиях административной экономики производственного потенциала предприятий происходит непросто. Ликвидация системы плановых государственных закупок и разрыв хозяйственных связей, принципиальное несоответствие структуры производства структуре частного сектора поставили предприятия перед необходимостью резкого снижения объема выпуска продукции. В результате на большинстве предприятий не используется и половина производственных мощностей.

В прежних  условиях предприятие в первую очередь  было нацелено на выполнение плана, увеличение объема. Для функционирования в рыночных условиях предприятия должны переориентироваться на удовлетворение потребностей рынка, увеличение прибыли и повышение эффективности.

Существовавшая  ранее модель управления была ориентирована  не на внешнюю экономическую среду, а на действия вышестоящих органов (министерство, главк, объединение). Модель предполагала стабильное функционирование, производство плановой продукции, жестокое построение внутренних структур и выполнение предписанных функций, гарантированный сбыт при относительно сложном получении дополнительных ресурсов. Основное внимание уделялось краткосрочным результатам деятельности в ущерб долгосрочным. Характерной чертой была перегрузка высших руководителей решениями о преобладании краткосрочных интересов над стратегическими целями.

Можно заключить, что преобразования, которые осуществляются российскими предприятиями, являются в какой-то мере уникальными ввиду масштабности решаемых проблем. В отличие от предприятий в промышленно развитых странах, на которых реформирование и реструктуризация проводятся регулярно при изменении конъюнктуры, условий конкуренции и на которых уже существуют отлаженные системы стратегического анализа и планирования, маркетинга, управления кадрами, информационные системы, эволюционно развивающиеся в соответствии с рыночными условиями, перед российскими предприятиями стоит более глобальная задача: в процессе реструктурирования необходимо коренным образом преобразовать и, по сути, создать совершенно новые производственные и управленческие структуры, системы и методы управления, кардинальным образом отличающиеся от прежних, сформированных еще в условиях плановой экономики.

Ключевая  задача финансового оздоровления предприятий  в рамках активной стратегии –  освоение новых рынков сбыта, в обеспечение  которой реализуются меры по проведению маркетинга. Освоение новых рынков сбыта осуществляется как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые продуктовые рынки. Оба направления влекут за собой решение задачи повышения качества выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения.

Важным направлением реформирования, обеспечивающим реализацию активной стратегии, является смена поставщиков. С одной стороны, это следствие возросших требований к качеству традиционной продукции, в том числе к качеству комплектующих, материалов и сырья, освоения производства новой продукции и прекращения производства нерентабельной продукции, а с другой – реализуемых мер по снижению энергоемкости и ресурсоемкости производства [10, с.19].

В отличие  от активной стратегии, где наблюдается  четкая соподчиненность реализуемых  направлений реформирования, пассивная  стратегия – это не столько  стратегия, сколько набор мер, не создающих предпосылки к повышению  конкурентоспособности бизнеса. К таким мерам можно отнести ликвидацию (закрытие) убыточных цехов, сокращение персонала, уменьшение расходов на объекты социальной сферы, продажу (сдачи в аренду) основных фондов, реструктуризацию задолженности.

Отсутствие  превентивности мер со стороны большей части предприятий как по освоению производства новой продукции, так и по сокращению ресурсоемкости производства повышает риск утраты существующих конкурентных преимуществ в условиях либерализации торговой политики и внутреннего энергетического рынка.

В условиях постоянно  меняющихся параметров макромира, когда  вероятность возникновения кризиса  увеличивается, все большее значение приобретают исследования кризисных ситуаций, их причин, возможностей их предотвращения, особенностей управления кризисами.

С точки зрения определения сущности понятия кризиса (на уровне предприятия) выделяют два подхода. Часть специалистов рассматривают его как критическое, но неожиданное для предприятия событие. Для его предупреждения предприятию необходимо создавать системы отслеживания признаков кризиса. Если кризис все же наступает, первостепенной задачей управления является ограничение его распространения внутри организации. Другие специалисты считают кризис процессом, последствия которого имеют протяженность во времени и пространстве. Они разделяют кризисный процесс на четыре фазы: появление провозвестников кризиса (мелкие ошибки и сбои в функционировании организации); ключевое событие, вызванное взаимодействием многочисленных факторов; распространение кризиса; разрешение кризиса [10, с.12].

Антикризисное управление – это, прежде всего, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства либо в условиях неплатежеспособности возвращение дееспособности, превращение его в действующее.

Любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный  цикл в силу того, что обладает предельными  возможностями, ограничивающими его  дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет до определенного момента, поддерживать живучесть предприятия. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

В какой-то момент предприятие может работать с  прибылью, в какой-то – с убытками. Но это краткосрочные, эпизодические  ситуации, которые не меняют сущности предприятия. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами.

Таким образом, кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Можно выделить различные типы кризисов: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению. Основные функции антикризисного управления: управление направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, минимизация потерь от кризиса, осуществление комплекса мер предупреждения кризисных явлений. Предприятия должны обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения. Ключевая задача финансового оздоровления предприятий  в рамках активной стратегии – освоение новых рынков сбыта, в обеспечение которой реализуются меры по проведению маркетинга. Освоение новых рынков сбыта как за счет продвижения на новые территориальные рынки традиционной продукции, так и путем освоения новой продукции для выхода на новые продуктовые рынки, решение задач повышения качества выпускаемой продукции и снижения ресурсоемкости на основе технологического перевооружения, смена поставщиков.

Информация о работе Финансовое оздоровление предприятия