Факторы, симптомы и при возникновения кризисов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:06, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является раскрыть понятие кризисов, причины их возникновения, симптомы и факторы кризисов, а также последствия кризисов для предприятия

Содержание работы

Введение 3
Кризис организации, его виды, последствия. 5
Факторы, симптомы и при возникновения кризисов в организации. 8
Последствия кризисов и антикризисные меры. 11
Выводы 14
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

антикризис.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Кризис организации, его виды, последствия. 5

Факторы, симптомы и при возникновения кризисов в организации. 8

Последствия кризисов и антикризисные меры. 11

Выводы 14

Заключение 15

Список использованных источников 16

 

 

Введение

Вступление экономики  России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров  зарубежных предприятий поставили  большинство российских организаций  в сложное финансовое и экономическое  положение. Результатом этого явились  рост неплатежеспособности и последующее  банкротство организаций.

В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной  деятельности не испытала на себе кризисные  явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется  в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед  руководством организаций, органами государственной  и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления  и обеспечить устойчивое положение  организаций, ибо банкротство одних  организаций часто вызывает ухудшение  финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения  их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью  системы мер, именуемой в России — «антикризисное управление».

Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного  периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое  позволит за счет реализации продукции  получать достаточно денежных средств  для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и  дальнейшего развития производства.

Наиболее подробно в своей  работе хочу рассмотреть факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии. А также определить некоторые  пути их решения.

Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные  и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Целью контрольной работы является раскрыть понятие кризисов,  причины их возникновения, симптомы и факторы кризисов, а также  последствия кризисов для  предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризис  организации, его виды, последствия.

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.1

Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.

Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской  задолженности  поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств  и т.п., так как именно эти причины  служат предпосылкой появления состояния  неплатежеспособности организации.

Рассматривая различные  виды кризисов организаций, исследователи  больше всего уделяют внимание финансовому  кризису организации. Финансы, финансовые потоки – это как кровь у  живого организма, обеспечивающая жизнедеятельность  всех органов.

Применительно к организации  кризисы можно классифицировать:

  1. технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
  2. социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
  3. финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;
  4. организационный – возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
  5. информационный, являющийся следствием ситуации,  в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов и потерь;
  6. кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

В конечном итоге эти кризисы  между собой достаточно тесно  связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать  цепная реакция, когда один возникший  кризис вызывает другой, а затем  третий и т.д.

Опасность возникновения  кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

При наступлении  кризисных ситуаций необходимо иметь  резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными.

Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние  кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Однако следует  иметь в виду, что кризис в организации  не обязательно приводит к негативным последствиям.

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации  как юридического лица

Ликвидация организации

(распродажа имущества  организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника





Возможные последствия  наступления кризисного состояния  организации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В любой организации  есть опасность появления кризисной  ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты.

Исходя из этого  проявление кризисных ситуаций в  организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.

Факторы, симптомы и причины возникновения  кризисов в организации.

Очень важными  в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.

Практика показывает, что  кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной организации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида собственности организации, вида ее деятельности и от экономического и профессионального потенциала. При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияющих на ее состояние внутренних и внешних факторов. Так, при возникновении системного кризиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят разные возможности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений.

Это может объясняться  многими причинами, среди которых  есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.

Однако возможно и такое положение, при котором  даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке организация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, скорее всего, могут быть внутренние факторы развития – такие, как старение технологии, неэффективная организация работы, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты, неудачный маркетинг и другие.

Чтобы иметь возможность  своевременно запускать программы  антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптомы проявляются  в показателях и, что очень  важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.

При этом величина и динамика показателей могут  оцениваться и относительно установленной  рекомендуемой величины (допуски  изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.

Таким образом, этапы возникновения  кризиса можно представить следующей  цепочкой:   причины                симптомы               факторы.


Оценивать кризисы следует  не только по его симптомам, но и  по причинам и реальным факторам.

Причина кризиса  — события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.

Фактор кризиса  – событие или зафиксированное  состояние объекта, или установленная  тенденция, свидетельствующая о  наступлении кризиса. 

Например, в организации  причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т.п.

С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии.

Информация о работе Факторы, симптомы и при возникновения кризисов в организации