Причины симптомы и факторы кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является раскрыть понятие кризисов, причины их возникновения, симптомы и факторы кризисов.
Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:
1. Выяснить причины возникновения кризисов;
2. Рассмотреть симптомы и факторы кризисов.

Файлы: 1 файл

причины симптомы и факторы кризисов.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Вступление  экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой в России — «антикризисное управление».

Основной  целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства [3, с. 73].

Наиболее  подробно в своей работе хочу рассмотреть факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии. А также определить некоторые пути их решения.

Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Целью контрольной работы является раскрыть понятие кризисов,  причины их возникновения, симптомы и факторы кризисов.

Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:

1. Выяснить причины возникновения кризисов;

2. Рассмотреть симптомы и факторы кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ КРИЗИСОВ И ПРИЧИНЫ  ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой [1, с. 67].

Кризисные ситуации могут  возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства.

Мировая рыночная экономика  не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.

Очень важными в решении  проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.

Практика показывает, что кризисы отражают собственные  ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.

Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

До банкротства организации  проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства. 

Причина кризиса — события или явления, лежащие в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса и приводящие к нему.

Например, в организации  причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования.

С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации.

К внутренним причинам относятся:

- управленческие: высокий  уровень предпринимательского риска,  недостаточное знание коньюктуры  рынка, неэффективный финансовый  менеджмент, отсутствие гибкости управления и т.д.;

- производственные: устаревшие  и изношенные основные фонды,  низкая производительность труда,  высокая материалоемкость, высокие  энергозатраты;

- рыночные: низкая конкурентоспособность, зависимость от узкого круга поставщиков и покупателей [5, с. 76].

А так же возникшая  диспропорция и нарушение равновесия между:

- отдельными группами  собственных и заемных средств  и их размещением в основные  и оборотные средства;

-  объемом производства  и объемом реализованной продукции;

- доходами и объемами  краткосрочных займов;

- качеством продукции  и ее ценой на рынке;

- ценой продукции и  затратами на ее производство;

- уровнем технического  оснащения предприятия и конкурентов;

- объемами инвестиций  и доходами по ним.

Внешние причины определяются состоянием экономики (рост инфляции, нестабильность налоговой системы, рост безработицы, снижение уровня доходов населения), деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии. А также влияние оказывают рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, нестабильность валютного рынка.

Так как внешние факторы  характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация  и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной организации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида собственности организации, вида ее деятельности и от экономического и профессионального потенциала. При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияющих на ее состояние внутренних и внешних факторов. Так, при возникновении системного кризиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят разные возможности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений [4, с. 54].

Это может объясняться  многими причинами, среди которых есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.

Однако возможно и  такое положение, при котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке организация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, скорее всего, могут быть внутренние факторы развития.

К проблеме возникновения  кризисов в организации следует  подходить с системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

Чтобы иметь возможность  своевременно запускать программы  антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  СИМПТОМЫ И ФАКТОРЫ КРИЗИСОВ.

 

Симптомы кризиса это появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.

При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса [2, с. 106].

Этапы возникновения  кризиса можно представить следующей  цепочкой: причины ® симптомы ® факторы.

Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами, то внутренней.

Факторы внешней среды:

  1. Общеэкономические, которые определяют влияние состояния экономики страны:

-   рост инфляции;

- ухудшение платежеспособности  населения, снижение уровня реальных  доходов населения;

-  нестабильность валютного  рынка;

-  рост безработицы;

- замедление платежного  оборота у организации;

- увеличение числа  организаций, в которых имеют  место кризисные явления.

2. Государственные, факторы определяющие, как влияет государство, его правовая, налоговая и другие системы на деятельность организации:

- неплатежеспособность  федеральным, муниципальных  органов по своим заказам и обязательствам;

- нестабильность налоговой  системы;

- повышение цен на  энергоресурсы, транспорт;

- политическая нестабильность и нерешительность действий правительства;

- отсутствия эффективного  механизма исполнения решений арбитражных судов.

3. Рыночные:

- усиление конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг;

- отсутствие государственной  поддержки отечественных производителей  товаров и услуг;

- снижение спроса на  продукцию из-за увеличения на  рынке товаров-субститутов;

- наличие очень большого  количества посредников;

- финансовые кризисы  и банкротство кредитных организаций;

- высокая стоимость  кредитных ресурсов;

- снижение активности  и нестабильность фондового рынка.

4. Прочие:

- негативные демографические тенденции;

- стихийные бедствия, техногенные катастрофы;

- криминогенные ситуации;

- ограбление организаций,  убийство, похищение руководителей.

Факторы внутренней среды:

  1. Операционные (производственные и управленческие):

- низкий уровень использования  основных фондов, простой оборудования и высокий уровень износа основных фондов;

- устаревшая технология  производства продукции;

- несоответствие продукции  и услуг потребительским запросам;

- низкое качество продукции  и услуг;

- высокие цены на  сырье, материалы, комплектующие;

- неэффективный маркетинг  по поиску поставщиков;

Информация о работе Причины симптомы и факторы кризисов