Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:02, реферат
Цель моей работы – обосновать необходимость антикризисного компонента в региональной промышленной политики.
Задачи:
- Проанализировать подходы к региональной промышленной политике.
- Обосновать необходимость и потребность присутствия в ней антикризисного компонента.
- Определить пути формирования и развития антикризисного компонента в региональной промышленной политике.
Введение……………………………………………………………………3
Общие положения региональной промышленной политики………..5
Понятия, цели, принципы и формы реализации промышленной политики………………………………………………………………..5
Комплексная программа промышленной деятельности в регионе…7
Государственное регулирование промышленной деятельности на уровне региона………………………………………………………....9
Необходимость и потребность присутствия антикризисного компонента в РПП…………………………………………………….12
Антикризисный компонент, его необходимость в РПП…………….12
2.2 Особенности антикризисного управления на региональном уровне………..14
2.3Теоретические аспекты антикризисного управления промышленностью региона……………………………………………….16
2.4Модель антикризисного управления РПП………………………….....18
Пути формирования и развития антикризисного компонента в РПП………………….21
Антикризисное управление на современном этапе……………….....21
Формирование и развитие антикризисного компонента в РПП………………………………………………………….………….24
Заключение………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….30
Это обусловлено двумя тесно взаимосвязанными тенденциями мирового хозяйственного развития. С одной стороны - это глобализация, охватывающая не только традиционные рынки товаров, технологий, капиталов и рабочей силы, но и системы управления, поддержки инноваций, развития человеческого капитала. С другой стороны – регионализация, которая становится в определенной мере обратной стороной глобализации, позволяя национальным экономикам развивать свои собственные конкурентные преимущества. В условиях глобальной конкуренции даже для высокоразвитых стран нет возможности конкурировать одновременно по всем направлениям научно-технологического развития, точно также и региону для успешной конкуренции с другими регионами целесообразно выделять приоритеты развития и содействовать развитию конкурентоспособных на мировом уровне направлений развития. В этих условиях, усложнение государственного управления заключается в необходимости и целесообразности передачи части полномочий по развитию региональных экономических систем на региональный уровень, в том числе и полномочий по стратегическому и антикризисному управлению, формированию производственной и инновационно- инвестиционной инфраструктуры. [9]
В современной практике государственного
антикризисного управления приоритет
на региональном уровне отдается ликвидации
последствий кризисных
Антикризисное управление, имеющее
своей целью выявление
Во-первых, это особенности, обусловленные
характером управляемых процессов.
Антикризисное управление ориентировано
на динамично протекающие
Во-вторых, в отличие от стратегического управления, антикризисное управление предусматривает установление стратегических целей с учетом вероятных кризисных факторов, возможностей их предотвращения и на основе обеспечения экономической безопасности. Кроме того, важнейшими проблемами в стратегии чаще всего оказываются проблемы реализации и непрерывной адаптации, что становится еще более актуальным, учитывая динамичный тип процессов и уникальность проблем, с которыми имеет дело антикризисное управление. Антикризисное управление предусматривает активную адаптацию к изменениям путем наращивания потенциала узких мест и воздействия на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегических задач.
В-третьих, антикризисное управление
ориентировано не только на установление
связей с внешней средой, но и
на достижение баланса интересов
субъектов хозяйственной
Таким образом, антикризисное управление развитием региона направлено на повышение устойчивости развития региона. Устойчивость развития региона как системы определяется устойчивостью его отдельных подсистем, в качестве которых можно рассматривать экономическую, инвестиционную, инновационную, структурно-функциональную, финансовую, социальную, структурно-функциональную подсистемы. Кризисные процессы могут затрагивать, как отдельные подсистемы, тогда его можно определить как локальный кризис, так и захватывать систему в целом – системный кризис. О близости, как локального, так и системного кризиса, могут свидетельствовать симптомы, проявляющиеся в различных подсистемах и позволяющие определить возможность его наступления по степени близости показателей, характеризующих состояние подсистемы, к критическим уровням, и в зависимости от этого применять, соответственно, либо чрезвычайные и стабилизационные меры – при кризисном и неустойчивом функциональном состоянии, либо стимулирования и регулирования - при относительно стабильном и устойчивом состоянии.
Реализация на практике такого подхода
означает необходимость изменения
идеологии регионального
При формировании антикризисного
компонента региональной промышленной
политики в его структуре необходимо
разграничивать ядро и периферию. Экономическое
содержание указанного разграничения
состоит в том, что наиболее ценные
хозяйственные ресурсы и
Характер и способ формирования ядра антикризисного компонента региональной политики заданы природой современных кризисов; соответственно, внимание исследователей должно быть сфокусировано на взаимодействии между финансовым и реальным секторами региональной экономической системы.
Результаты анализа ресурсов формирования указанного ядра представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка ресурсов формирования ядра антикризисного компонента региональной социально-экономической политики
Виды хозяйственных ресурсов и институциональных возможностей региональной политики |
Принадлежность к уровню организации экономических отношений |
Функциональная ориентация в региональной политике |
Способ влияния на взаимодействие
финансового и реального |
Финансово-инвестиционные ресурсы региональной политики |
Концентрация на макро- уровне |
Защита от наиболее опасных кризисных угроз, модернизация системы региона |
С помощью институтов регионального финансового рынка |
Человеческий капитал |
Слабо позиционирован в системе России |
Формирование технологических и организационных инноваций |
Через механизм воспроизводства человеческого капитала |
Антикризисные нормы институциональной среды региона |
Мезо- уровень |
Расширение правового поля антикризисного регулирования |
Принятие эффективных правовых норм антикризисного регулирования |
Эффективные контракты регионального рынка |
Мезо- уровень |
Регулирование трансакционных издержек |
Диффузия эффективных форм контрактов |
Рациональные формы поведения участников рынка |
Мезо- уровень |
Регулирование трансформационных и трансакционных издержек, потоков доходов и инвестиций |
Стимулирование наиболее рациональных форм поведения участников рынка |
Обобщение результатов оценки,
представленных в таблице 1, позволяет
следующим образом раскрыть источники
формирования институционально-
- концентрация необходимых
финансово-инвестиционных
- формирование системы
воспроизводства человеческого
капитала, охватывающей все уровни
организации хозяйственных
- формирование нормативной
базы, комплекса эффективных
Вторая группа рассмотренных проблем посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию антикризисного компонента региональной промышленной политики.
Для мезо- уровня хозяйственных отношений современной России характерно постоянно расширяющееся множество факторов, воздействующих на процессы формирования и реализации кризисных ситуаций в региональных экономических системах, что обусловлено региональной поляризацией, институциональными различиями и интеграцией национальной экономики в состав мирового хозяйства. Комплексная оценка указанных факторов позволяет корректно определить основные задачи, стратегии и инструменты исследуемого антикризисного компонента региональной промышленной политики.
В свою очередь, комплексная
оценка факторов формирования кризисных
ситуаций в развитии региональной экономической
системы предполагает их предварительное
установление и классификацию, в
основу которой могут быть положены
различные разграничительные
Обобщение результатов анализа различных способов классификации факторов формирования кризисных ситуаций в хозяйственном пространстве региона позволяет сформулировать вывод о том, что в основу такой классификации наиболее целесообразно положить разграничительный признак отношения анализируемых факторов к определенным уровням организации общественно-хозяйственных отношений. Такой выбор позволяет адекватно учесть два взаимосвязанных объективных обстоятельства:
- устойчивое
доминирование вертикальной
- нарастающее воздействие
на регионы России процессов,
порожденных глобальной
Исходя из разграничительного
признака отношения факторов формирования
кризисной ситуации в экономической
системе региона к определенным
уровням организации
1) группу мега- факторов, относящихся к глобальному мировому хозяйству и менее всего доступных для регулирования на уровне региона;
2) группу макро- факторов, относящихся к национальной экономике России и, соответственно, федеральной составляющей региональной политики;
3) группу мезо- факторов, относящихся к собственно региональному и макро- региональному уровням и наиболее доступным для регулирования в рамках формирования и реализации региональной политики.
Заключение
Формирование промышленной политики на региональном уровне является важнейшей составляющей современного этапа реформирования в России. Используя данный инструмент, государство осуществляет управление всей рыночной средой, а также отдельными отраслями и предприятиями с целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности.
Необходимость антикризисного компонента в региональной промышленной политики обусловлена тем, что отсутствие мероприятий по предвидению и устранению кризисной ситуации может привести к тому, что в момент активации потенциальной угрозы промышленные предприятия могут понести большие потери, которые приведут к срыву производства, ликвидации предприятий, безработице и экономическому кризису в регионе. В то время как заранее разработанная стратегия поможет перенести колебания конъюнктуры мягче и даже возможно полное избежание каких-либо угроз.
При формировании антикризисного
компонента региональной промышленной
политики в его структуре необходимо
разграничивать ядро и периферию. Экономическое
содержание указанного разграничения
состоит в том, что наиболее ценные
хозяйственные ресурсы и
Источники формирования институционально-
Информация о работе Антикризисный компонент региональной промышленной политики