Антикризисный компонент региональной промышленной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Цель моей работы – обосновать необходимость антикризисного компонента в региональной промышленной политики.
Задачи:
- Проанализировать подходы к региональной промышленной политике.
- Обосновать необходимость и потребность присутствия в ней антикризисного компонента.
- Определить пути формирования и развития антикризисного компонента в региональной промышленной политике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Общие положения региональной промышленной политики………..5
Понятия, цели, принципы и формы реализации промышленной политики………………………………………………………………..5
Комплексная программа промышленной деятельности в регионе…7
Государственное регулирование промышленной деятельности на уровне региона………………………………………………………....9
Необходимость и потребность присутствия антикризисного компонента в РПП…………………………………………………….12
Антикризисный компонент, его необходимость в РПП…………….12
2.2 Особенности антикризисного управления на региональном уровне………..14
2.3Теоретические аспекты антикризисного управления промышленностью региона……………………………………………….16
2.4Модель антикризисного управления РПП………………………….....18
Пути формирования и развития антикризисного компонента в РПП………………….21
Антикризисное управление на современном этапе……………….....21
Формирование и развитие антикризисного компонента в РПП………………………………………………………….………….24
Заключение………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….30

Файлы: 1 файл

Губин.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Это обусловлено двумя тесно  взаимосвязанными тенденциями  мирового хозяйственного развития. С одной стороны - это глобализация, охватывающая не только традиционные рынки товаров, технологий, капиталов и рабочей силы, но и системы управления, поддержки инноваций, развития человеческого капитала. С другой стороны – регионализация, которая становится в определенной мере обратной стороной глобализации, позволяя национальным экономикам развивать свои собственные конкурентные преимущества. В условиях глобальной конкуренции даже для высокоразвитых стран нет возможности конкурировать одновременно по всем направлениям научно-технологического развития, точно также и региону для успешной конкуренции с другими регионами целесообразно выделять приоритеты развития и содействовать развитию конкурентоспособных на мировом уровне направлений развития. В этих условиях, усложнение государственного управления заключается в необходимости и целесообразности передачи части полномочий по развитию региональных экономических систем на региональный уровень, в том числе и полномочий по стратегическому и антикризисному управлению, формированию производственной и инновационно- инвестиционной инфраструктуры. [9]

В современной практике государственного антикризисного управления приоритет  на региональном уровне отдается ликвидации последствий кризисных процессов, в лучшем случае - происходит формирование системы стратегического управления в регионе, но этот процесс происходит без учета цикличности. 

Антикризисное управление, имеющее  своей целью выявление кризисных  факторов и предотвращение их для  обеспечения устойчивого развития промышленно развитого региона, представляет собой совершенствование  системы стратегического управления в отношении регулярного мониторинга  степени устойчивости, выявления  кризисных факторов, реализации комплекса  антикризисных мероприятий, повышения  эффективности и гибкости управления, и имеет ряд особенностей, отличающих его от стратегического управления.

Во-первых, это особенности, обусловленные  характером управляемых процессов. Антикризисное управление ориентировано  на динамично протекающие кризисные  процессы и симптомы, которые свидетельствуют  о приближении кризиса, характерной  чертой которых является неповторяемость, новизна возникающих управленческих проблем.

Во-вторых, в отличие от стратегического  управления, антикризисное управление предусматривает установление стратегических целей с учетом вероятных кризисных  факторов, возможностей их предотвращения и на основе обеспечения экономической  безопасности. Кроме того, важнейшими проблемами в стратегии чаще всего  оказываются проблемы реализации и  непрерывной адаптации, что становится еще более актуальным, учитывая динамичный тип  процессов и уникальность проблем, с которыми имеет дело антикризисное управление. Антикризисное управление предусматривает активную адаптацию к изменениям путем наращивания потенциала узких мест и воздействия на среду, изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегических задач.

В-третьих, антикризисное управление ориентировано не только на установление связей с внешней средой, но и  на достижение баланса интересов  субъектов хозяйственной деятельности на территории региона, без соблюдения которого достижение целей антикризисного управления становится невозможным. Кроме того, антикризисное управление  предполагает предвидение возможных кризисных процессов на длительный срок и использование превентивных методов реагирования на возможные изменения внутренних и внешних условий деятельности. [

Таким образом, антикризисное управление развитием региона направлено на повышение устойчивости развития региона. Устойчивость развития региона как  системы определяется устойчивостью  его отдельных подсистем, в качестве которых можно рассматривать  экономическую, инвестиционную, инновационную, структурно-функциональную, финансовую, социальную, структурно-функциональную подсистемы. Кризисные процессы  могут затрагивать, как отдельные подсистемы, тогда его можно определить как локальный кризис, так и захватывать систему в целом – системный кризис. О близости, как локального, так и системного кризиса, могут свидетельствовать симптомы, проявляющиеся в различных подсистемах и позволяющие определить возможность его наступления по степени близости показателей, характеризующих состояние подсистемы, к  критическим уровням, и в зависимости от этого применять, соответственно, либо чрезвычайные и стабилизационные меры – при кризисном и неустойчивом функциональном состоянии, либо стимулирования и регулирования - при относительно стабильном и устойчивом состоянии.

Реализация на практике такого подхода  означает необходимость изменения  идеологии регионального управления – перехода к инициативному развитию региона - и, соответственно, необходимость  формирования антикризисной системы управления, которое должно происходить путем совершенствования организации процесса управления развитием региона и внедрения новых подходов разработки и принятия управленческих решений.

 

    1. Формирование и развитие антикризисного компонента в РПП

При формировании антикризисного компонента региональной промышленной политики в его структуре необходимо разграничивать ядро и периферию. Экономическое  содержание указанного разграничения  состоит в том, что наиболее ценные хозяйственные ресурсы и институциональные  возможности предупреждения формирования кризисных ситуаций и их эффективного разрешения сконцентрированы в специальном  институционально-хозяйственном ядре, ориентированном на эффективное  решение приоритетных задач кризис- менеджмента применительно к эволюционному процессу в региональной экономической системе.

Характер и способ формирования ядра антикризисного компонента региональной политики заданы природой современных  кризисов; соответственно, внимание исследователей должно быть сфокусировано на взаимодействии между финансовым и реальным секторами  региональной экономической системы.

Результаты анализа ресурсов формирования указанного ядра представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Оценка ресурсов формирования ядра антикризисного компонента региональной социально-экономической  политики

Виды хозяйственных ресурсов и  институциональных возможностей региональной политики

Принадлежность к уровню организации  экономических отношений

Функциональная ориентация в региональной политике

Способ влияния на взаимодействие финансового и реального секторов 

Финансово-инвестиционные ресурсы  региональной политики

Концентрация на макро- уровне

Защита от наиболее опасных кризисных  угроз, модернизация системы региона

С помощью институтов регионального  финансового рынка

Человеческий капитал

Слабо позиционирован в системе России

Формирование технологических  и организационных инноваций

Через механизм воспроизводства человеческого  капитала

Антикризисные нормы институциональной  среды региона

Мезо- уровень

Расширение правового поля антикризисного регулирования

Принятие эффективных правовых норм антикризисного регулирования

Эффективные контракты регионального  рынка

Мезо- уровень

Регулирование трансакционных издержек

Диффузия эффективных форм контрактов

Рациональные формы поведения  участников рынка

Мезо- уровень

Регулирование трансформационных  и трансакционных издержек, потоков доходов и инвестиций

Стимулирование наиболее рациональных форм поведения участников рынка


 

Обобщение результатов оценки, представленных в таблице 1, позволяет  следующим образом раскрыть источники  формирования институционально-хозяйственного ядра антикризисного компонента региональной промышленной политики, нацеленного  на преодоление разрывов, а также  на обеспечение эффективного взаимодействия между финансовым и реальным секторами  экономической системы региона:

- концентрация необходимых  финансово-инвестиционных ресурсов  на мезо- уровне на основе преобразования системы бюджетных отношений и создания эффективных механизмов сбережения и инвестирования;

- формирование системы  воспроизводства человеческого  капитала, охватывающей все уровни  организации хозяйственных отношений;

- формирование нормативной  базы, комплекса эффективных контрактов  и системы стимулирования рационального  поведения участников рынка. 

 

Вторая группа рассмотренных  проблем  посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию антикризисного компонента региональной промышленной политики.

Для мезо- уровня хозяйственных отношений современной России характерно постоянно расширяющееся множество факторов, воздействующих на процессы формирования и реализации кризисных ситуаций в региональных экономических системах, что обусловлено региональной поляризацией, институциональными различиями и интеграцией национальной экономики в состав мирового хозяйства. Комплексная оценка указанных факторов позволяет корректно определить основные задачи, стратегии и инструменты исследуемого антикризисного компонента региональной промышленной политики.  

В свою очередь, комплексная  оценка факторов формирования кризисных  ситуаций в развитии региональной экономической  системы предполагает их предварительное  установление и классификацию, в  основу которой могут быть положены различные разграничительные признаки: отношение к различным аргументам производственной функции, составленной для системы региона; природа  факторов (экономическая, социальная, экологическая и др.); продолжительность  действия факторов; широта воздействия  на экономическую систему региона  и др.

Обобщение результатов анализа различных способов классификации факторов формирования кризисных ситуаций в хозяйственном пространстве региона позволяет сформулировать вывод о том, что в основу такой классификации наиболее целесообразно положить разграничительный признак отношения анализируемых факторов к определенным уровням организации общественно-хозяйственных отношений. Такой выбор позволяет адекватно учесть два взаимосвязанных объективных обстоятельства:

      - устойчивое  доминирование вертикальной субординации  общественно-хозяйственных отношений  над их рыночным взаимодействием  по горизонтали, которое выступает  одним из конституирующих признаков  способа организации как национальной экономики современной России, так и ее социально-экономической политики;

- нарастающее воздействие  на регионы России процессов,  порожденных глобальной интеграцией  экономических отношений.

Исходя из разграничительного признака отношения факторов формирования кризисной ситуации в экономической  системе региона к определенным уровням организации общественно-хозяйственных  отношений, при проведении их классификации  необходимо выделить три группы факторов формирования кризисной ситуации:

1) группу мега- факторов, относящихся к глобальному мировому хозяйству и менее всего доступных для регулирования на уровне региона;

2) группу макро- факторов, относящихся к национальной экономике России и, соответственно, федеральной составляющей региональной политики;

3) группу мезо- факторов, относящихся к собственно региональному и макро- региональному уровням и наиболее доступным для регулирования в рамках формирования и реализации региональной политики.

 

 

 

         Заключение

Формирование промышленной политики на региональном уровне является важнейшей  составляющей современного этапа реформирования в России. Используя данный инструмент, государство осуществляет управление всей рыночной средой, а также отдельными отраслями и предприятиями с  целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности.

Необходимость антикризисного компонента в региональной промышленной политики обусловлена тем, что отсутствие мероприятий по предвидению и устранению кризисной ситуации может привести к тому, что в момент активации потенциальной угрозы промышленные предприятия могут понести большие потери, которые приведут к срыву производства, ликвидации предприятий, безработице и экономическому кризису в регионе. В то время как заранее разработанная стратегия поможет перенести колебания конъюнктуры мягче и даже возможно полное избежание каких-либо угроз.

При формировании антикризисного компонента региональной промышленной политики в его структуре необходимо разграничивать ядро и периферию. Экономическое  содержание указанного разграничения  состоит в том, что наиболее ценные хозяйственные ресурсы и институциональные  возможности предупреждения формирования кризисных ситуаций и их эффективного разрешения сконцентрированы в специальном  институционально-хозяйственном ядре, ориентированном на эффективное  решение приоритетных задач кризис- менеджмента применительно к эволюционному процессу в региональной экономической системе.

Источники формирования институционально-хозяйственного ядра антикризисного компонента региональной промышленной политики, нацеленного на преодоление разрывов, а также на обеспечение эффективного взаимодействия между финансовым и реальным секторами экономической системы региона:

Информация о работе Антикризисный компонент региональной промышленной политики