Антикризисный компонент региональной промышленной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Цель моей работы – обосновать необходимость антикризисного компонента в региональной промышленной политики.
Задачи:
- Проанализировать подходы к региональной промышленной политике.
- Обосновать необходимость и потребность присутствия в ней антикризисного компонента.
- Определить пути формирования и развития антикризисного компонента в региональной промышленной политике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Общие положения региональной промышленной политики………..5
Понятия, цели, принципы и формы реализации промышленной политики………………………………………………………………..5
Комплексная программа промышленной деятельности в регионе…7
Государственное регулирование промышленной деятельности на уровне региона………………………………………………………....9
Необходимость и потребность присутствия антикризисного компонента в РПП…………………………………………………….12
Антикризисный компонент, его необходимость в РПП…………….12
2.2 Особенности антикризисного управления на региональном уровне………..14
2.3Теоретические аспекты антикризисного управления промышленностью региона……………………………………………….16
2.4Модель антикризисного управления РПП………………………….....18
Пути формирования и развития антикризисного компонента в РПП………………….21
Антикризисное управление на современном этапе……………….....21
Формирование и развитие антикризисного компонента в РПП………………………………………………………….………….24
Заключение………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………….30

Файлы: 1 файл

Губин.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Создание единого информационного  пространства в промышленности, решение  аналитических и прогнозных задач  — это функции информационного  обеспечения.

Организационное обеспечение отвечает за разработку и реализацию сбалансированной системы программ Основополагающее значение имеет программа социально-экономического развития региона. В составе Комплексной  программы промышленной деятельности разрабатываются и реализуются программы промышленной деятельности базовых отраслей и функциональные программы, направленные на реализацию приоритетов промышленной политики.

Кроме того, в рамках организационного обеспечения должно проводиться  создание эффективной системы управления и инфраструктуры промышленности совершенствование  организационной структуры органов  исполнительной власти, совершенствование  системы управления непосредственно  субъектами промышленной деятельности, создание среднего (отраслевого) звена  управления, создание институтов гражданского общества -некоммерческих организаций, объединенных профессиональными интересами участников.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование промышленной политики на региональном уровне является важнейшей составляющей современного этапа реформирования в России. Используя данный инструмент, государство осуществляет управление всей рыночной средой, а также отдельными отраслями и предприятиями с целью повышения их коммерческой и бюджетной эффективности.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Необходимость и потребность присутствия антикризисного компонента в РПП

2.1 Антикризисный компонент,  его необходимость в РПП 

Для проведения эффективной  региональной промышленной политики необходимо присутствие в ней антикризисного компонента. Антикризисный компонент - это совокупность мер по предвидению кризисных ситуаций и разработке возможных мероприятий по устранению потенциальной кризисной угрозы. 

Необходимость данного компонента обусловлена тем, что отсутствие данных мероприятий по устранению кризисной  ситуации может привести к тому, что в момент активации потенциальной  угрозы промышленные предприятия могут  понести большие потери, которые  приведут к срыву производства, ликвидации предприятий, безработице и экономическому кризису в регионе. В то время  как заранее разработанная стратегия  поможет перенести колебания  конъюнктуры мягче и даже возможно полное избежание каких-либо угроз.

В оценке потребности в  специальном – системном –  антикризисном компоненте региональной промышленной политики необходимо исходить из следующих обстоятельств:

1. Экономическая система региона выступает в качестве особого, сложно организованного интегрированного субъекта, что находит различные формы своего проявления, в том числе, в сферах права, политики и др.

2. Субъектный характер региональной системы дан формально, если ее участие в формировании и реализации указанной политики сводится к «торгу» с федеральным центром по вопросу выделения ей финансовой помощи, а также к освоению полученной помощи. И напротив, субъектный характер рассматриваемой системы реален, если ее участие в формировании и реализации региональной промышленной политики предполагает:

- опору на собственную  ресурсную базу, достаточную для  обеспечения воспроизводственного  процесса данной территории;

- самостоятельное определение  вектора стратегии своего развития  в рамках установленной стратегической  ориентации всей национальной  экономики;

- наличие в пространстве региона необходимых ресурсов, обеспечивающих его промышленную политику.  

3. Потребность в системном антикризисном компоненте региональной промышленной политики обусловлена отрицательным синергетическим эффектом комбинирования и интеграционного взаимодействия следующих кризисных факторов функционирования и развития региональных экономических систем современной России:

- недостаточной диверсификации  региональных экономических систем  и их зависимости от мировых  сырьевых и энергетических рынков;

- региональной поляризации,  которая играет роль своеобразного  акселератора кризисной рецессии  и усугубляет ситуацию в регионах-аутсайдерах,  отставание которых от регионов-лидеров  скачкообразно возрастает в условиях  развития кризисной ситуации;

- отсутствия на мезо- уровне механизмов устойчивого инвестиционного развития, обусловленного, прежде всего, рентной стратегической ориентацией развития, а также характером распределения финансово-инвестиционных ресурсов между федеральным центром и регионами-субъектами РФ;

- разрыва между эволюционными  процессами в финансовом и  реальном секторах системы региона,  превращающего обособленное развитие  финансового сектора в источник  масштабных кризисных угроз для  данной системы.

 

   
   

2.2 Особенности антикризисного управления на региональном уровне

 На региональном уровне антикризисное управление приобретает ряд важных особенностей.

Во-первых, в виду  значительной дифференциации регионов Российской Федерации по структуре экономики, демографическим и природным условиям, финансовому положению и многим другим факторам, механизмы антикризисного управления, вполне успешные в одних регионах, не будут действенными в других регионах.

Во-вторых, существенные ограничения  по применению различных механизмов антикризисного управления на региональном уровне, связанные с разграничением полномочий уровней власти, бюджетным, налоговым законодательством,  наличием финансовых ресурсов,  делают необходимой согласование региональной антикризисной стратегии с федеральной стратегией. 

В-третьих, существенная совокупность факторов, которые способны инициировать кризисные процессы в регионе, находится  вне поля влияния региональных органов  власти, или их влияние на эти  факторы ограничено. Например, несмотря на традиционную специализацию Удмуртской Республики как одного из центров  российского машиностроения, структура  внешнеторговой деятельности складывается неблагоприятно именно для этого  сегмента промышленности республики - объем импорта машин и оборудования более чем вдвое превышает экспорт. Очевидно, что в формирование такой структуры весомый вклад внесли не только внутренние, но и внешние факторы, связанные с усилением торговой экспансии зарубежных производителей на российском рынке.

В-четвертых, специфические условия  постсоветского развития российской экономики  привели к тому, что селективная  промышленная политика на региональном уровне постепенно стала восприниматься как питательная среда для  бизнеса по извлечению им преференций  из особых отношений с органами государственной  власти.

В-пятых, экономические циклы, как  правило, не совпадают с политическими  циклами в российских регионах и  в целом в Российской Федерации. При таких  узких временных горизонтах и быстрой смене структурных приоритетов экономические агенты не способны концентрировать ресурсы на реализации крупных инвестиционных проектов, обеспечивающих технологический прорыв, что ставит актуальной задачу определения долгосрочной антикризисной стратегии, при которой влияние политических циклов было бы минимизировано.

В-шестых, важной особенностью является ограниченность бюджетных средств  у региональных органов государственной  власти, следствием которой является невозможность реализации на региональном уровне промышленной политики догоняющей постиндустриализации.

В-седьмых, за стабилизацию без осуществления  региональной структурной политики, способствующей приспособлению экономики  к новой структуре цен, приходится расплачиваться сокращением научно-технического потенциала. Процесс адаптации настолько  затягивается, что значительная часть  материального и человеческого  капитала региона становится безвозвратно утерянной. [4]

 

2.3 Теоретические аспекты антикризисного управления промышленностью региона

Условием устойчивости и стабильного  экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние  равновесия периодически нарушается. Движение экономики от одного макроэкономического  равновесия к другому, периоды подъема  и спада, повторяются с определенной цикличностью, при этом каждый цикл начинается с кризиса.[5]

Поскольку кризис представляет собой  возможность изменить структуру  производства, темпы и уровень  социально-экономического развития, выйти  на более высокий уровень экономической  безопасности, задачей антикризисного управления является не столько ликвидация последствий кризиса, сколько предотвращение кризисных процессов и заблаговременное определение такой точки бифуркации, которая позволила бы не допустить  необратимых негативных изменений  и  выйти на новый уровень развития с наименьшими негативными последствиями.

Эта задача должна решаться на всех уровнях  социально-экономических систем. Особенности  ее решения на различных уровнях  определяются характером и типом  циклических процессов, в отношении  которых решаются данные задачи на каждом уровне (рис.1). На мегауровне (уровень межгосударственных образований – ВТО и др.) основной задачей является устойчивое развитие социально-экономических систем, повышение конкурентоспособности, сглаживание негативных последствий, связанных с «длинными» циклами (волнами) Н.Д. Кондратьева и использование предоставляемых циклическими колебаниями данного типа возможностей для повышения конкурентоспособности определенных политико-экономических систем.

Рис. 1 Уровни и содержание антикризисного управления  

 

 

На макроуровне (национальный уровень) ставятся задачи по устойчивому социально-экономическому развитию государства, повышению конкурентоспособности, сглаживанию негативных последствий и использованию возможностей промышленных циклов с периодом от 8 до 12 лет, результатом чего является обеспечение национальной безопасности.

На мезоуровне задачей антикризисного управления является целенаправленная политика по обеспечению устойчивого развития региона,  сглаживание негативных последствий и использование возможностей, предоставляемых  малыми циклами («циклы Китчина») для  повышения конкурентоспособности отдельных сфер экономики.

Соответственно, на микроуровне (уровень отдельной хозяйственной единицы, предприятия) задачей становится приспособление к циклам с целью развития производства и удовлетворения потребностей общества, создание внутри- и межфирменных условий по устойчивому развитию предприятия.

Для минимизации негативных последствий  кризисов и максимизации представляемых ими возможностей необходимо своевременно эти кризисы диагностировать, прогнозировать их возможные последствия, целевым образом воздействовать на предотвращение кризисных тенденций, контролировать результаты этих воздействий, то есть нужна система специфических мер антикризисного управления. [7]

 

2.4 Модель антикризисного управления региональным промышленным комплексом

Примерная модель антикризисного управления региональным промышленным комплексом представлена на рис. 2. Данная модель включает в себя учет базовых факторов макроуровня, а также, что является особенностью данной модели, мезо- и микроуровня, которые при определенных условиях разворачиваются в значимые для развития регионального промышленного комплекса тенденции. Кроме того, модель содержит цели развития, критерии и ресурсы, которые обеспечивают достижение поставленных целей.

Рис.2 Модель антикризисного управления региональным промышленным комплексом

 

Ключевой особенностью модели является блок мониторинга и идентификации, позволяющий принимать решения, координировать ход реализации антикризисного управления и своевременно осуществлять корректирующие воздействия. Модель антикризисного управления также содержит механизмы и инструменты предвидения и адаптации - антикризисного вмешательства для органов государственной  власти регионов. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути формирования и развития антикризисного компонента в РПП

3.1 Антикризисное управление на современном этапе

 Поскольку экономические кризисы  в исследовании рассматриваются  как общая закономерность, свойственная  рыночной экономике, любое управление, по сути, должно быть антикризисным,  то есть содержать соответствующие  механизмы диагностирования, прогнозирования,  регулирования и контроля в  кризисных ситуациях, обеспечивающие  возможности перехода экономики  на качественно новый уровень  развития. Особенно выраженным характер  антикризисного управления должен  стать на современном этапе  развития.

Информация о работе Антикризисный компонент региональной промышленной политики