Антикризисное управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и анализе финансового состояния ОАО «Ситалл»
; диагностике его банкротства и разработке на этой основе рекомендаций по антикризисному управлению предприятием.
Задачи данной работы:
осветить теоретические и методические основы анализа финансового состояния предприятия и диагностике банкротства;
дать оценку имущественного состояния ОАО «Ситалл»;
провести анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Ситалл»;
провести анализ деловой активности ОАО «Ситалл»;
дать оценку вероятности банкротства ОАО «Ситалл»;
дать рекомендации по внедрению системного антикризисного управления ОАО «Ситалл»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ БАНКРОТСТВА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………..5
1.1 . Финансовое состояние предприятие: понятие, цели, анализ, источники анализа……………………………………………………………………………..5
1.2 Методика проведения анализа ФСП и диагностика банкротства…….…..7
1.3 Основные принципы антикризисного управления………………………..20
ГЛАВА2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ДИАГНОТИКА
БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СИТАЛЛ»……..……………….....22
2.1 Характеристика ОАО «Ситалл»……………………………………….…...22
2.2Анализ имущественного состояния предприятия………………………....28
2.3 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости
предприятия……………………………………………………………………...32
2.4 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия…......42
2.5 Диагностика банкротства ОАО «Ситалл» по зарубежной и
отечественной методике…………………………………………………….…..46
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СИТАЛЛ»……………………….………………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………….……………………61

Файлы: 1 файл

Ира-кур кризис (восстановлен).docx

— 142.92 Кб (Скачать файл)

Дискриминантные факторные  модели Альтмана.

Чаще всего для оценки вероятности банкротства предприятия  используются Z-модели, предложенные известным  западным экономистом Эдвардом Альтманом, который предполагает расчет индекса  кредитоспособности.

Самый простой из этих моделей  является двухфакторная. Для нее  выбирается два основных показателя, от которых, по мнению Э. Альтмана, зависит  вероятность банкротства:

- коэффициент покрытия (характеризует  ликвидность);

- коэффициент финансовой  зависимости (характеризует финансовую  устойчивость). На основе анализа  западной практики были выявлены  весовые коэффициенты каждого  из этих факторов.

Z = -0,3877 - 1,0736 Кп+ 0,579Кфз,                                                   (33)

где Кп - коэффициент покрытия (отношения текущих активов к  текущим обязательствам);

Кф - коэффициент финансовой зависимости, определяемой как отношение  заемных средств к общей величине пассивов.

Для предприятий, у которых Z = 0, вероятность банкротства равна 50%. Если Z < 0, то вероятность банкротства  меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z. Если Z > О, то вероятность  банкротства больше 50% и возрастает с ростом Z.

Достоинство модели  - возможности  применения в условиях ограниченного  объема информации о предприятии, но данная модель не обеспечивает высокую  точность прогнозирования банкротства, так как не учитывает влияния  на финансовое состояние предприятия  других важных показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности).

В западной практике чаще используются многофакторные модели Э. Альтмана. Им была предложена пятифакторная модель прогнозирования. Данная формула применима  для акционерных обществ открытого  типа:

Z = 1,2 Коб + 1,4 Кнп + 3,3 Кр + 0,6 Кп+ 1,0 Ком,                          (34)

где Коб - доля оборотных  средств в активах, т. е. отношение  текущих активов к общей сумме  активов;

Кнп - рентабельность активов, исчисленная исходя из нераспределенной прибыли, т. е. отношение нераспределенной прибыли к общей сумме активов;

Кр - рентабельность активов, исчисленная по балансовой стоимости (т. е. отношение прибыли до уплаты % к сумме активов;

Кп - коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т.е. отношение рыночной стоимости  акционерного капитала к краткосрочным  обязательствам.

Данный показатель не может  быть рассчитан для большинства  предприятий, так как в России отсутствует информация о рыночной стоимости эмитентов. По мнению многих ученых следует провести замену рыночной стоимости акций на сумму уставного  и добавочного капитала, т. к., увеличение стоимости активов предприятия  приводит либо к увеличению его уставного  капитала (увеличение номинала или  дополнительный выпуск акций) либо к  росту добавочного капитала (повышение  курсовой стоимости акций в силу роста их надежности); Ком - отдача всех активов, т. е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов.

Для акционерных обществ  закрытого типа и предприятий, акции  которых не котируются на рынке, рекомендуется  следующая модель Альтмана:

Z = 0,7 Коб + 0,8 Кнп + 3,1 Кр + 0,4 Кп+ 1,0 Ком,                         (35)

где Кп коэффициент покрытия по балансовой стоимости, т. е. отношение  балансовой стоимости акционерного капитала (суммарная балансовая стоимость  акций предприятия) к краткосрочным  обязательствам.

Константа сравнения - 1,23

Если Z< 1,23, то это признак  высокой вероятности банкротства.

Если Z> 1,23, то это свидетельствует  о малой его вероятности.

Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года - до 83%, что говорит  о достоинстве данной модели. Однако существуют мнения, согласно которым  в условиях переходной экономики  использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонников этих мнений служат:

- несопоставимость факторов, генерирующих угрозу банкротства;

- различия в учете отдельных  показателей;

- влияние инфляции на  их формирование;

- несоответствие балансовой  и рыночной стоимости отдельных  активов и другие объективные  причины.

Дискриминантная факторная  модель Таффлера.

Таффлер разработал следующую  модель:

Z = 0,53.x1 +0,1Зх2 +0,18х3 +0,16х4,                                                  (36)

где x1 - прибыль от реализации/краткосрочные  обязательства;

х2 - оборотные активы/сумма  обязательств;

х3 - краткосрочные обязательства/сумма  активов;

х4 - выручка/сумма активов.

Если величина Z больше, чем 0,3, то это говорит, что у фирмы  хорошие долгосрочные перспективы.

Если Z<0,2, то это свидетельствует  о высокой вероятности банкротства.

Таким образом, большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика. Для диагностики вероятности банкротства используются несколько подходов основанных на применении:

1) ограниченного круга  показателей

2) интегральных показателей

3) рейтинговых оценок  на базе рыночных критериев  финансовой устойчивости

4) факторных регрессионных  и дискриминантных моделей.

 

1.3. Принципы антикризисного  управления финансами предприятия. 

 

Предотвращение финансового  кризиса предприятия, эффективное  его преодоление и ликвидация его негативных последствий обеспечивается в процессе особой системы финансового  менеджмента, которая получила название «антикризисного финансового управления предприятием».

Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий [11, 54c]

Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия  и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

В процессе реализации своей  главной цели антикризисное финансовое управление предприятием направлено на решение следующих основных задач:

1.   Своевременное диагностирование  предкризисного финансового состояния  предприятия и принятие необходимых  превентивных мер по предупреждению  финансового кризиса.

2.   Устранение неплатежеспособности  предприятия.

3.   Восстановление  финансовой устойчивости предприятия.

4.   Предотвращение  банкротства и ликвидации предприятия.

5.   Минимизация негативных  последствий финансового кризиса  предприятия.

Система антикризисного финансового  управления базируется на определенных принципах [11, 98]

1. Принцип постоянной готовности реагирования.

2. Принцип превентивности действий.

3.  Принцип срочности реагирования.

4. Принцип адекватности реагирования.

5.  Принцип комплексности принимаемых решений.

 6.  Принцип альтернативности действий.

7.  Принцип адаптивности управления.

8.  Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов.

 9.  Принцип оптимальности внешней санации.

10. Принцип эффективности.[21,350]

Таким образом, рассмотренные  принципы служат основой организации  системы антикризисного финансового  управления предприятием.

 

 

 

ГЛАВА2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ДИАГНОТИКА

БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО «СИТАЛЛ»

2.1. Характеристика  ОАО «Ситалл»

ОАО "Ситалл" основано в июле 1992 года на базе Рославльского  стекольного завода, построенного в 1936 году. С 1936 года предприятие специализируется на выпуске стеклотары из бесцветного  стекла для пищевых и не пищевых  продуктов.

 В 1994 году в условиях  экономического кризиса ОАО «Ситалл»  для осуществления программы  реконструкции производства получило  поддержку инвестиционного фонда  Европейского банка Реконструкции  и Развития. Программа успешно  реализуется: предприятие оснащено  бельгийским стеклоформующим оборудованием,  автоматизирован процесс разгрузки  сырья и составления стекольной  шихты, введен в строй новый  цех. Контрольный пакет акций  принадлежит ЕБРиР.

Стратегическими целями компании, базирующимися на данном проекте, являются:

1. увеличение  объемов продаж на старых рынках

2. освоение новых  сегментов рынка, за счет создания  новых видов продукции

В частности:

- сохранение  статуса эксклюзивного поставщика  компании «Кока-кола», постоянное  увеличение объемов и расширение  номенклатуры, поставляемых ей изделий,  имея в виду не только рынок  России, но и в ближайшем будущем  Белоруссии и Украины.

- увеличение  поставок московскому заводу  «Кристалл» до 30% от общей потребности 

- организация  поставок новому клиенту компании "Балтимор"

После 9 лет исследования российского рынка производителей стеклотары, 8 лет назад "Кока-кола" остановила свой выбор на этом предприятии, как на единственном поставщике тары для сети своих заводов в России. Выбору ОАО "Ситалл" предшествовал  опыт работы с другими стекольными  заводами, многолетний аудит предприятия  иностранными специалистами, приглашенными, как по линии " Кока-колы", так  и по линии ЕБРР, закупка и освоение европейского оборудования для производства и контроля качества производимых изделий.

Заказы " Кока-колы" составили

  • в 2002 году около 53 млн. бутылок
  • заказ на 2003 год 73 млн. бутылок
  • Основные владельцы предприятия:
  • Европейский Банк Реконструкции и Развития  – 39,95% акций
  • Физические лица  – 67,05% акций

Область деятельности:

Компания "Ситалл" выпускает продукцию, сертифицированную  органами ГОСТСТАНДАРТА по ГОСТ-10117-91 и ГОСТ-26586-85.

Стекло, используемое в производстве, имеет сертификат ОСТ-21-51-85 и согласно письму Минздрава  РФ допущено для производства изделий  для пищевой промышленности. Продукция  ОАО "Ситалл" занесена в справочник "100 лучших товаров России-200".

Технология изготовления стеклотары имеет пять технологических  переделов: приготовление шихты, варка  стекломассы, выработка изделий, отжиг, упаковка.

 Приготовление шихты:  сушка, измельчение, просев.

 Варка стекломассы:  шихта и стеклобой в пропорции  80:20 загружаются в стекловарную  печь, где при температуре 1450-1500 градусов по Цельсию происходит  варка.

 Выработка изделий:  из сваренной стекломассы стеклоформующими  машинами вырабатываются изделия,  ассортимент которых зависит  от используемых формокомплектов.

 Отжиг: для того, чтобы  в изделиях не было опасных  напряжений, они подвергаются отжигу.

 Упаковка: по желанию  заказчика изделия упаковываются  в полиэтиленовые пакеты или  пакет-поддоны.

 Контроль качества  производится в процессе производства  со строго установленной периодичностью. Отобранная со всех технологических  линий продукция проверяется  на соответствие нормативно-технической  документации. Кроме того, проводится  контроль качества продукции,  поступающей на упаковочные автоматы.

 Что касается производства  стеклобутылки - тара должна быть  термически стойкой при перепаде  температур, не менее 40 C, также должна быть кислостойкой, при контроле поверхность стекла не должна иметь признаков разъедания и помутнения. Если показатели кислостойкости не соответствуют требованиям, то партию бракуют независимо от результатов контроля по остальным показателям.

 Выпуск бутылки ведется  на новом секционном стеклоформующем  оборудовании бельгийского производства, что позволяет увеличить объем  выпуска продукции, а также  ее качество.

 На заводе задействовано  11 стеклоформующих машин (СТФ)  суммарной мощностью производства 280 млн. бутылок в год:

 B&DG-92 –3 шт.

S-10-SG -2 шт.

BB-7 -1 шт.

RB-7 -1 шт.

R-7 -4 шт.

 IS-8-1 -1 шт.

 Упаковка стеклобутылки  ведется в основном в пакет-поддоны,  что позволяет увеличить срок  хранения, а также уменьшить вероятность  боя во время транспортировки.

 Внешний вид не относится  к техническим параметрам, но  именно возможность согласования  с заказчиком всех параметров  изделия, удовлетворение всех  требований, делает в дальнейшем  возможным иметь с покупателем  плодотворную работу.

Отдел реализации продукции  и маркетинга (ОРПиМ) является самостоятельным  структурным подразделением и подчиняется  непосредственно Генеральному директору  Предприятия.

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии