Анализ антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, на основание законодательства официальных документов, экономической литературы была сформулирована цель данной курсовой работы, целью является изучение антикризисное управление предприятием.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: Проанализировать понятие кризисов и сущность антикризисного управления;
Рассмотреть деятельность осуществляемую в рамках антикризисного управления;
Изучить правовую базу антикризисного управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……2
1 Сущность антикризисного управления…………………………..……...3
Причины возникновения, виды, особенности кризисов……….…...3
1.3 Понятие и принципы антикризисного управления…………………...6
1.4 Основные этапы построения антикризисного управления предприятием………………………………………………………………12
2 Анализ антикризисного управления предприятием…………….……..19
2.1 Механизм антикризисного управления………………………….……19
2.2 Стратегия и тактика антикризисного управления……………………21
Заключение……………………………………………………….…………27
Список использованной литературы………………………………………28

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление..doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Выбор конкретных механизмов финансовой стабилизации в процессе реструктуризации основных параметров финансовой деятельности предприятия в условиях его кризисного развития должен быть направлен на поэтапное решение следующих задач:

устранение неплатежеспособности;

восстановление финансовой устойчивости;

финансовое обеспечение  устойчивого роста предприятия  в долгосрочной перспективе.

7. Разработка и реализация комплексной  программы вывода предприятия  из финансового кризиса. Такая  комплексная программа разрабатывается  обычно в форме двух альтернативных документов — комплексного плана мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса или инвестиционного проекта финансовой санации предприятия.

Комплексный план мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса разрабатывается в тех случаях, когда предусматривается использование преимущественно внутренних механизмов финансовой стабилизации в рамках объема финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников. Этот план содержит следующие основные разделы:

  • перечень антикризисных мероприятий;
  • объем финансовых ресурсов, выделяемых для их реализации;
  • сроки реализации отдельных антикризисных мероприятий;
  • лица, ответственные за реализацию отдельных антикризисных мероприятий;
  • ожидаемые результаты финансовой стабилизации.

Инвестиционный проект финансовой санации предприятия разрабатывается в тех случаях, когда предприятие для выхода из финансового кризиса намеренно привлечь внешних санаторов.

После разработки и утверждения  комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса предприятие приступает к ее реализации.

8. Контроль реализации программы  вывода предприятия из финансового  кризиса. Такой контроль возлагается,  как правило, на главных менеджеров  предприятия. Основная часть мероприятий комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса контролируется в системе оперативного финансового контроллинга, организованного на предприятии. Результаты контроля выполнения программы требуют периодического обсуждения с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мероприятий.

9. Разработка и реализация мероприятий  по устранению предприятием негативных  последствий финансового кризиса.  Система таких мероприятий на  каждом предприятии носит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его финансовой деятельности. [4 C.122-125]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ антикризисного управления предприятием

2.1 Механизмы антикризисного управления

Диагностика финансово-экономического состояния предприятия позволяет  определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в зону неплатежеспособности.

К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести  следующие:

1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;

2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;

5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;

6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку.[5]

Экономический механизм антикризисного управления состоит  из следующих основных элементов (подсистем): 
 1.    Диагностика финансового состояния. 
 2.     Оценка бизнеса предприятия. 
 3.     Маркетинг. 
 4.     Организационно-производственный менеджмент. 
 5.     Управление персоналом. 
 6.     Финансовый менеджмент. 
 7.     Антикризисная инвестиционная политика. 
 8.     Антикризисное бизнес-планирование. 
 9.     Организация ликвидации предприятия.

К правовым механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.[10 C.156]

Наблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При наблюдении временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.

Главная цель внешнего управления – финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий.

Срок конкурсного производства не может превышать один год; суд может продлить этот срок на шесть месяцев. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.

Обязательным условием ведения мирового соглашения является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.

Мировое соглашение заключается  на равных условиях для всех кредиторов и оформляется в письменном виде. В его тексте должны быть отражены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника и (или) сказано о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

 

2.2 Стратегия и тактика антикризисного управления

В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.

Формирование экономических стратегий  антикризисного управления производится в несколько этапов: 
– анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса;  
– анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации; 
– пересмотр миссии и системы целей предприятия.

Антикризисное управление в первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. В связи с этим можно выделить следующие главные направления управления финансовыми потоками.

1. Обеспечение достаточности денежных  средств.

Существуют различные методы определения  суммы средств, поступающих на предприятие  в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный; экспресс-метод.

Уточненный метод требует значительных экономических расчетов. Он позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамику остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской задолженности).

Реализация продукции при этом определяется по отгрузке.

Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубый результат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценки поступления денежных средств за более короткие периоды.

Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан на использовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства, поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.

Дпл = (ОПпл : ОПср) * Дср – Апол + Апол.ср,[10 C.175]

где Дпл – денежные средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.; 
Дср – денежные средства (среднее значение), поступавшие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.; 
ОПпл – объем продукции, отгружаемой покупателям в плановом периоде, руб.; 
ОПср – средний объем продукции, отгружаемой покупателям в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.; 
Апол – авансы, полученные от покупателей и заказчиков в предыдущем периоде, руб.; 
Апол.ср – средняя величина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.

2. Процедуры экономии текущих  затрат предприятия.

Динамика потоков на счетах текущих  обязательств кризисных предприятий  свидетельствуют об их значительном нарастании в течение года. Для таких предприятий характерен постоянный рост непогашенной задолженности, поскольку поступления денежных средств по сравнению с возникающими обязательствами невелики.

Наибольшие обязательства  предприятие имеет по расчетам с разными дебиторами и кредиторами.

Важнейшей задачей финансового  оздоровления является минимизация  текущих затрат.  Данные меры направлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.

3. Реструктуризация кредиторской  задолженности предприятия.

Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том  числе и просроченной, могут предусматривать  следующие процедуры: 
– отсрочки и рассрочки платежей; 
– зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);  
– переоформление задолженности в виде займа; продажа долговых обязательств; 
– перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные; 
– погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества должника; 
– списание задолженности; 
– погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.

Регулирование кредитных отношений

Различается три формы кредита: денежный, товарный и коммерческий.

Основным документом, регулирующим кредитную сделку, является кредитный  договор, который по мере развития общественных отношений и требований рынка постоянно модифицируется. Однако принципы кредитования остаются неизменными: возвратность, возмездность, срочность, целевое назначение и обеспечение.

Согласно ст. 819 ГК РФ банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит), а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.  Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 820 ГК РФ), иначе он недействителен.      [4 C.123]

Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий  важна не столько сама предположительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности.

Управление дебиторской  задолженностью предполагает отбор  покупателей, если у кризисного предприятия  есть возможность выбора. Критерии отбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины. Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг).

Управление дебиторской задолженностью включает группировку долгов по «возрасту» и степени уверенности в их погашении. Балансовая группировка предполагает выделение двух групп: долги, которые могут быть погашены в течение 12 месяцев, и долги, которые будут погашены в срок более 12 месяцев. По степени надежности дебиторскую задолженность следует разделить на 3 группы: надежные долги, сомнительные долги и безнадежные долги.

Для управления дебиторской задолженностью финансовая служба должна рассчитывать значения так называемых дебиторских  коэффициентов и сравнивать их с  нормативными или оптимальными для данного предприятия величинами (коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, коэффициент оборота счетов к получению, коэффициент длительности периода обращения дебиторской задолженности).

Реструктуризация предприятия

Реструктуризация – глубокое преобразование структуры производства и организации управления в масштабах предприятия, компании, фирмы или целой отрасли, экономики страны; структурная перестройка.[7]

Информация о работе Анализ антикризисного управления предприятием