Анализ антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, на основание законодательства официальных документов, экономической литературы была сформулирована цель данной курсовой работы, целью является изучение антикризисное управление предприятием.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: Проанализировать понятие кризисов и сущность антикризисного управления;
Рассмотреть деятельность осуществляемую в рамках антикризисного управления;
Изучить правовую базу антикризисного управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……2
1 Сущность антикризисного управления…………………………..……...3
Причины возникновения, виды, особенности кризисов……….…...3
1.3 Понятие и принципы антикризисного управления…………………...6
1.4 Основные этапы построения антикризисного управления предприятием………………………………………………………………12
2 Анализ антикризисного управления предприятием…………….……..19
2.1 Механизм антикризисного управления………………………….……19
2.2 Стратегия и тактика антикризисного управления……………………21
Заключение……………………………………………………….…………27
Список использованной литературы………………………………………28

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление..doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..……2

1 Сущность антикризисного управления…………………………..……...3

    1. Причины возникновения, виды, особенности кризисов……….…...3

1.3 Понятие и принципы антикризисного управления…………………...6

1.4 Основные этапы построения антикризисного управления предприятием………………………………………………………………12

2 Анализ антикризисного управления предприятием…………….……..19

2.1 Механизм антикризисного управления………………………….……19

2.2 Стратегия и тактика антикризисного управления……………………21

Заключение……………………………………………………….…………27

Список использованной литературы………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная тема актуальна на современном  этапе, так как антикризисное  управление предприятием становится важным именно в период, когда экономика находится в дипресии, именно поэтому Центральный Банк в период кризиса начинает максимально воздействовать денежно-кредитными инструментами на экономику, что бы поддержать реальный сектор, так как он наиболее нестабилен в период кризиса. Как известно кризис закончился, но вот его последствия до сих пор дают о себе знать. Сейчас для предприятий важно вести правильное антикризисное управление. Поэтому важно не только обращать внимание на антикризисное управление(стратегии, механизмы, этапы и т.д.), но и на формирование «качественного» человеческого капитала.

Данная тема широко обсуждается  в экономической литературе, при  чем обсуждается не только теоретический  аспект, но и практический, а так  же существуют достаточно хорошо разработанные  нормативные акты, законы.

Основная цель антикризисного управления на предприятии — анализ факторов возникновения кризисной ситуации, а также разработка и практическое внедрение комплексного экономического механизма антикризисного управления.

Таким образом, на основание  законодательства официальных документов, экономической литературы была сформулирована цель данной курсовой работы, целью является изучение антикризисное управление предприятием.

  1. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: Проанализировать понятие кризисов и сущность антикризисного управления;
  2. Рассмотреть деятельность осуществляемую в рамках  антикризисного управления;
  3. Изучить правовую базу антикризисного управления.

1 Сущность антикризисного управления

1.1 Причины возникновения, виды, особенности  кризисов

 

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные  с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут  быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое  значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или  ее разрушение, оздоровление или возникновение  нового кризиса. Последствия кризиса  могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.

Влияния на экономические  результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.[6 C.144]

Влияния на социально-экономические  результаты деятельности фирмы выразятся  в противоречии интересов и степени  их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.

По мере развития социально-экономической  системы наблюдается повышение  роли человеческого фактора в  антикризисном ее развитии, которое  означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие  таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций  интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.

Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

Виды кризисов

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Главной особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития. Потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. Псевдокризис – это проявление кризисных признаков в «здоровой» экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также вуалирования определенных действий участников делового оборота. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы, экономических социальных, организационных, технологических, психологических кризисов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Социальные кризисы возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д. Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний. Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.[6 C.144]

По непосредственным причинам возникновения  кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека, вторые – общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими.

Выделяют два этапа диагностики  кризиса:

– установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

– выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает  определение у объекта таких  параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно, к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой.

Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной и т. д.

На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого  используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

    1. Понятие и принципы антикризисного управления

Используя несколько  определений антикризисного управления, автор сравнивает их, выделяя общие  и различные черты.

1) «Антикризисное управление   — управление предприятием, организацией, ставящее своей задачей преодоление или предотвращение кризисного состояния, проявляющегося в неплатежеспособности, банкротстве, убыточности».[9 C.654]

2) «Антикризисное управление - направление деятельности службы отношений с общественностью, задачами которого являются:  
- прогнозирование кризисных ситуаций и разработка стратегий их сдерживания и опережения; а в условиях кризиса  
- управление процессом коммуникации в условиях кризиса, направленное на распространение позиции организации и на предотвращение распространению дезинформации;  
- нейтрализация или минимизация последствий кризиса». [8 C.199] 

3) «Антикризисное управление — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния.» [7]

4) «Антикризисное управление - такая  система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы»[3 C.400]

5) «Антикризисное управление — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса».      [1 C.253]

 

На мой взгляд, большинство  данных определений объединяет то, что:

1)Эти определения представляют антикризисное управление, как некую деятельность, направленную на преодоление кризисных ситуаций на предприятии;

2)Указывают, что антикризисное управление действует в границах конкретного предприятия, отрасли и т.д.;

3)Для антикризисного управления характерны действия, которые направлены на внутреннюю среду.

А вот различия в данных определениях, достаточно, существенны, причем, каждое из них отражает то, чего нет в остальных. Так в первом определении говорится о  том, что кризисное состояние, проявляется  в неплатежеспособности, банкротстве, убыточности. Во втором определении под антикризисным управлением понимают направление деятельности службы отношений с общественностью, у которой есть определенные задачи (прогнозирование кризисных ситуаций  и их анализ,  управление процессом коммуникации в условиях кризиса и предотвращение дезинформации, нейтрализация или минимизация последствий кризиса). В третьем определении говорится о том, что проводится социально-экономическое оздоровление направленное только на финансово-хозяйственную деятельность. Четвертое определение, совершенно по иному характеризует антикризисное управление, так как оно носит комплексный, системный характер и важным становится в этом управлении именно человеческий капитал – потенциал менеджеров. И, наконец, в пятом определении указывают на необходимость предвиденья кризисных ситуаций и возможности их предотвращения до наступления.

В итоге, составлю определение  антикризисного управления, которое  будет включать в себя всю совокупность сходств и различий, рассмотренных мной определений.

Антикризисное управление – это комплексная, системная деятельность службы отношений с общественностью, у которой есть определенные задачи (прогнозирование кризисных ситуаций  и их анализ,  управление процессом коммуникации в условиях кризиса и предотвращение дезинформации, нейтрализация или минимизация последствий кризиса), для которой характерны действия, которые направлены на внутреннюю среду для преодоления кризисных ситуаций проявляющихся в неплатежеспособности, банкротстве, убыточности  в границах конкретного предприятия, отрасли и т.д.. Для преодоления таких кризисных ситуаций  проводится социально-экономическое оздоровление направленное только на финансово-хозяйственную деятельность и необходимость предвиденья кризисных ситуаций, а для этого самым главным ресурсом становится человеческий капитал, а именно потенциал менеджеров.

Информация о работе Анализ антикризисного управления предприятием