Регулирование ценообразования в торгово- экономических отношениях России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

Файлы: 1 файл

SNG.docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»  
 
Юридический факультет 
Кафедра административного права и таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 
Контрольная работа

по дисциплине: «СНГ: теория и практика формирования зоны свободной торговли»

Вариант № 12

на тему: «Регулирование ценообразования в торгово- экономических отношениях России со странами СНГ»

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2015

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами - участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств - участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В настоящее время, роль и место России в мировой экономике в основном определяются ее естественным конкурентным преимуществом - наличием значительных запасов минерального сырья, прежде всего топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). На современном этапе развития глобального хозяйства одним из ключевых энергоресурсов становится природный газ. Россия, обладающая крупнейшими запасами газа в мире и развитой газотранспортной инфраструктурой, имеет все возможности не только укрепить свои позиции ведущего экспортера «голубого топлива», но и выступить инициатором процесса по формированию евразийского энергетического пространства при условии конструктивного сотрудничества со странами СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торгово-экономическое сотрудничество России и СНГ

 

За последние десятилетия стали заметными различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Подобные тенденции привели к существенным сдвигам, как в географической, так и в товарной структуре внешней торговли России.

Географическая структура внешней торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье). Их выделение связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании. Во внешней торговле Российской Федерации абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место.

Сегодня на долю России в мировом товарообороте приходится только 3,4%. В результате экономического кризиса в стране, объем внешней торговли РФ сократился, более чем в два раза. Статистика показывает, что положение России в системе внешнеторговых связей не улучшается. Сырьевая структура промышленного производства оборудования снижают конкурентоспособность.

В большинстве экспортных отраслей российской промышленности издержки производства на единицу продукции выше, чем в странах – ведущих поставщиках минерального сырья и полуфабрикатов. По показателям общественной производительности Российской Федерации значительно уступает Бразилии, Саудовской Аравии и ЮАР.1

За последние полтора десятилетия роль стран СНГ во внешней торговле России заметно снизилась: если в 1994 г. на них приходилось 24 % товарооборота, то в 2010 г. – только 14,6 %. В то же время три наших главных контрагента из этой группы стран – Белоруссия, Казахстан, а в недалеком прошлом и Украина – продолжают входить в число важнейших торговых партнеров России. В 2010 г. Украина занимала 4-е место, Белоруссия занимала 5-е место, Казахстан – 13-е. В Белоруссию направляется основная часть российского экспорта, она обеспечивает основную часть российского импорта.

В 2000-х гг. не удалось преодолеть тенденцию ухудшения позиций России на рынках стран СНГ. Среди главных причин этого: низкая конкурентоспособность отечественных обработанных изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья; неготовность нашей страны удовлетворить растущий инвестиционный и потребительский спрос государств Содружества на качественные товары с высокими технико-экономическими свойствами; отсутствие действенных финансовых и иных механизмов стимулирования экспорта. Успешное развитие торгово-экономических связей со странами СНГ способствует социально-экономическому развитию России и Содружества, разностороннему сотрудничеству, что содействует укреплению позиций РФ в международных экономических и иных отношениях. Для Российской Федерации торгово-экономические отношения со странами СНГ имеют особое геоэкономическое и геополитическое значение.2

 

 

 

 

 

Ценообразование во взаимной торговле России и стран СНГ

 

Российская Федерация во взаимной торговле стран СНГ играет ключевую роль, сохраняет прочные позиции, которые, однако, не укрепляются и качественно не улучшаются, поддерживаются в основном за счет энергоносителей и другого сырья, и материалов с долей в экспорте свыше 70%.

Структура взаимной торговли отражает сложившееся между Россией и странами СНГ межотраслевое разделение труда: топливо и сырье Россия обменивает преимущественно на продукцию машиностроения, черные и цветные металлы, изделия из них, а также сельскохозяйственные товары и продовольствие. Внутриотраслевая кооперация производства (является мотором динамичного развития внешней торговли и основой экономического сближения развитых стран мира) развита слабо: доля кооперационных поставок не превышает 6% объема торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами. Это связано с деградацией обрабатывающей промышленности и, прежде всего, наукоемких производств в России и странах СНГ в годы реформ, слабым использованием возможностей развития производственного сотрудничества на базе совместной собственности в силу недостатка финансовых средств у производителей, недостаточной государственной поддержки экспорта и зарубежных капиталовложений.

Одной из особенностей взаимной торговли является система контрактных цен, которые по ряду товаров разнятся от мировых. Так, в 2010г. Российская Федерация платила партнерам по СНГ более высокие, чем странам дальнего зарубежья, цены за сахар, мясо птицы, каучук (натуральный и синтетический), хотя по углю каменному, трубам стальным, хлопку, злакам, молоку, маслу подсолнечному цены в ее импорте из СНГ были ниже. Аналогично в экспорте получали меньше за нефть, газ, азотные удобрения, лесоматериалы обработанные, но больше по черным металлам, никелю и изделиям из него, алюминию, целлюлозе, бумаге и ряду других продуктов. Такие различия можно объяснить административным воздействием на ценообразование в силу специфики партнерских отношений: межгосударственные договоренности продолжают оказывать большое влияние на развитие торгово- экономических отношений РФ и стран СНГ. В частности, установленная более низкая (по сравнению со стандартной) пошлина на нефть, более низкие тарифы на поставляемый в страны Содружества природный газ являются причиной отличий средних контрактных цен на энергоносители от аналогичных продаж в Западную Европу.3

Важной чертой торгово-экономических отношений в рамках СНГ является их преференциальный (льготный) характер по сравнению с отношениями с государствами «дальнего зарубежья».

При этом, наряду с таможенно-тарифными преференциями, предоставляемыми на взаимной основе странами СНГ в соответствии с подписанными в рамках Содружества соглашениями о свободной торговле, Россия как экономически наиболее мощное государство СНГ предоставляет странам-партнерам и иные льготы с целью активизации торгово-экономического сотрудничества с ними, имеющего для нашей страны жизненно важное значение.

Предоставление Россией торгово-экономических преференций странам Содружества неоднозначно по своим последствиям для экономики РФ и ее отношений с партнерами. Наряду с выгодами, многие из которых могут стать осязаемыми лишь в перспективе, преференциальный режим экономических отношений с государствами СНГ несет с собой (особенно на начальном этапе сотрудничества) и существенные потери для России с учетом того, что фактически преференции, предоставляемые Россией странам СНГ, значительно больше по объему, чем преференции, предоставляемые ей этими странами. В последнее время необходимость предоставления преференций партнерам по Содружеству все чаще ставится под сомнение (особенно в периодической печати РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогноз торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ

 

В настоящее время определенное негативное влияние на экономический рост и, соответственно, динамику и структуру взаимной торговли России и стран СНГ продолжают оказывать процессы, происходящие в мировой экономике, финансах, политике. Последствия финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг., рецессия в Евросоюзе в 2012 - 2013 гг. (основной торговый партнер ряда стран СНГ) явились причиной нисходящей динамики экономического развития государств Содружества. В среднем по странам Содружества валовой внутренний продукт в 2013 году увеличился на 2% (в 2012 году - на 3,5%), производство промышленной продукции - на 0,3% (1,9%), инвестиции в основной капитал - на 0,9% (7,1 процента). Причем самыми уязвимыми перед лицом потрясений и замедления темпов роста в еврозоне среди стран СНГ оказались Украина, Беларусь и Россия, где прирост ВВП составил соответственно 0% у Украины, 0,9% у Беларуси и 1,3% у России.

Существующие прогнозы экономического развития России не дают оснований для слишком оптимистических оценок перспектив расширения торгово-экономических связей со странами СНГ, включая партнеров по ТС/ЕЭП. Замедление экономического роста в нашей стране в 2015 году уменьшит импортный спрос на товары партнеров, снизит деловую активность в государствах Содружества, экономически тесно связанных с Россией.

Крайняя неопределенность положения на Украине и возможное влияние сложившейся ситуации на формирование торгово-экономических связей России с этой страной не позволяет в настоящее время осуществить полноценную оценку как объема товарооборота с Украиной, так и воздействия на торговлю России с третьими странами (включая членов СНГ/Таможенного Союза). При этом основные риски для России связаны с развитием событий по предельно негативному сценарию, в том числе весьма высока вероятность значительного свертывания товарообмена с этой страной.

В этой связи в среднесрочной перспективе - даже при быстрой стабилизации политического и экономического положения на Украине - не ожидается достижение объема российско-украинской торговли на уровне 2011 - 2013 годов. Предполагается, что существенно уменьшится внешнеторговый оборот, произойдет сворачивание научно-технического, кооперационного и инвестиционного взаимодействия, упадет доля Украины во внешней торговле России товарами, услугами и технологиями.

Прежде всего сократятся объемы поставок российского природного газа, на долю которого в 2010 - 2013 гг. приходилось в среднем около 40% стоимости экспорта из России, из-за приостановки поставок газа на Украину в связи с задолженностью по оплате поставленного газа и отсутствием договоренностей по газовой цене. Украина продолжает политику по сокращению энергетической зависимости от России и надеется на реверсные поставки газа из Словакии в объеме около 8 млрд. куб. м газа в год, что составляет примерно треть от российских поставок в 2013 году. Ожидается сокращение двусторонней торговли рядом промышленных товаров (изделия машиностроения, минеральные удобрения, стальная продукция и др.).

Тенденция к сокращению товарооборота также характерна и для взаимной торговли с Белоруссией и будет оставаться устойчивой на протяжении всего 2014 года.

В других странах СНГ посткризисное восстановление и относительно высокие темпы хозяйственного развития и соответственно роста их экспорта и импорта не способны полностью компенсировать последствия отрицательной динамики торговли России с Украиной и Республикой Беларусь.

Прогноз развития товарооборота со странами СНГ на 2015 - 2017 гг. сформирован исходя из основной гипотезы о низкой динамике развития мировой экономики до 2017 года, сохранения в 2014 году негативных тенденций, определивших отрицательную динамику торговли России с Белоруссией и Украиной и сокращение общего товарооборота со странами СНГ в целом в 2013 году.

Сокращение значений показателей торговли к уровню 2013 года продолжится в текущем году и может составить порядка 14% по итогам года. Таким образом, в 2014 году общий товарооборот России со странами СНГ по кругу товаров, учитываемых ФТС России, может сократиться до 96 млрд. долларов США, в том числе экспорт составит около 66 млрд. долларов США (-11%), импорт - 31 млрд. долларов США (-21 процент).4

В настоящее время перспектива интеграции государств СНГ вокруг России представляется еще более проблематичной, чем в начале 90-х годов, причем не только применительно ко всему постсоветскому пространству, но даже в пределах нынешних «пророссийских» союзов - СГРБ и ЕврАзЭС а, также в составе новой «четверки». Соответствующие препятствия таковы.

1. Нет определенности  в российской внешнеэкономической  стратегии. Провозглашенная в ее  рамках приоритетность СНГ на  деле не соблюдается: взят курс  на сближение со странами Запада, особенно с США, а они целенаправленно  и всеми возможными средствами  блокируют интеграцию постсоветских государств.

Информация о работе Регулирование ценообразования в торгово- экономических отношениях России со странами СНГ