Внешнеэкономические отношения РФ со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в выявлении и анализе внешнеторговых отношений.

Исходя, из цели были поставлены и решены следующие задачи:
Выявить меры по улучшению экономических отношений
Выявить основные направления и проанализировать внешнеторговые связи
Выявить прогнозы экономического сотрудничества РФ и СНГ

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Общий обзор темы “ Внешнеэкономические отношения РФ со странами СНГ ” 4
1.1.Основные термины «внешней торговли» 4
1.2.Состав стран СНГ и меры, для улучшения экономических отношений 5
Глава 2. Анализ связей внешней торговли РФ и стран СНГ 8
Глава 3. Прогноз внешнеторговых отношений РФ со странами СНГ 14
3.1. Мероприятия по развитию внешнеторговых отношений РФ и стран СНГ 14
3.2. Советы по решению проблем в области внешней торговли РФ со странами СНГ 16

Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение 2

 

Глава 1. Общий  обзор темы “ Внешнеэкономические  отношения РФ со странами СНГ ” 4

 1.1.Основные термины «внешней торговли» 4

   1.2.Состав стран СНГ и меры, для улучшения экономических отношений 5

Глава 2. Анализ связей внешней торговли РФ и стран  СНГ 8

Глава 3. Прогноз  внешнеторговых отношений РФ со странами СНГ 14

  3.1. Мероприятия по развитию внешнеторговых отношений РФ и стран СНГ 14

    3.2. Советы по решению проблем в области внешней торговли РФ со странами СНГ 16

 

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

Введение

 

На протяжении большого количества времени Россия плодотворно сотрудничает со многими странами мира, и, прежде всего со своими ближайшими соседями – странами СНГ.

Как известно, Содружество  Независимых Государств является одним  из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит  в русле  важнейших мировых тенденций  – глобализации1 и регионализации2. Поэтому отношения, со странами СНГ являются главным приоритетом Российской внешней политики.

Ни для кого не секрет, что Россия заинтересована в безопасности своих приграничных территорий. Для  этого необходимо, чтобы по периметру  ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные государства.

 Как показывает накопленный  опыт, и осознают наши зарубежные  партнеры по СНГ, торгово-экономическое  сотрудничество с Россией является  необходимым условием устойчивого  развития стран Содружества. Речь  идет о важных общих ресурсах  национального развития, являющихся  продуктом экономической взаимодополняемости  и многолетнего совместного существования  в рамках единого государства.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных  условиях перспектива динамичного  развития экономических отношений  России со странами СНГ приобретает  особую значимость.

Цель данной работы заключается  в выявлении и анализе внешнеторговых отношений.

 

Исходя, из цели были поставлены и решены следующие задачи:

    • Выявить меры по улучшению экономических отношений
    • Выявить основные направления и проанализировать внешнеторговые связи
    • Выявить прогнозы экономического сотрудничества РФ и СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общий обзор темы “ Внешнеэкономические  отношения РФ со странами СНГ ”

1.1.Основные термины «внешней  торговли»

 

В «Современном экономическом  словаре» понятие внешней торговли представляется как - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну.

К основным терминам внешней (или международной) торговли относятся понятия:

1. Экспорт - (от лат. exporto - вывожу) - вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, для продажи, переработки.

2. Импорт - (от лат. importare - ввозить) - ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.

3. Реэкспорт - вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров для перепродажи другим странам. Товары могут реэксп. в неизменном виде, а могут и после незначительной обработки.

4. Реимпорт - товары, не подвергшиеся переработке обратно ввозят в страну. К пример: вещи с браком, не реализованные на иностранных аукционах.

Черты, присущие современной  внешней торговле:

Во-первых, это, конечно же, невероятные объемы международного товарно-денежного обмена под воздействием НТР3 и углубление его интернационализации. Причины этого небывалого роста лежат прямо на поверхности - увеличение энергопотребления (особенно нефтепродуктов), потребность в высокотехнологичном машинном труде, увеличение темпов развития транспортной, промышленной отрасли в развивающихся странах, а в связи со всем этим и создание международных блоков, что и в свою очередь привело к увеличению объемов обмена товарами между странами.

Во-вторых, появление совершенно новых отраслей, производств - техническое развитие с каждым днем идет вперед, что позволяет наращивать объемы производства, а значит и обмена с другими странами.

В-третьих, установление более глубоких и устойчивых связей под воздействием НТР в различных областях;

В-четвертых, ускорение процесса международного разделения труда. То есть можно говорить о том, что в настоящее время большая часть товаров, с которой предприятия выходят на рынок является незавершенным продуктом, а лишь какой-то его частью.

Можно долго еще продолжать этот список, но уже понятно, что в наше время международная (внешняя) торговля теряет некоторые, ранее ей присущие черты: к примеру, на смену обычным  чертам простой реализации, когда  на рынок выставляются излишки товаров, приводит к тому, что поставки товаров  заранее согласуются между различными предприятиями, даже странами.

Также во внешней торговле существуют две системы внешнеторговой политики:

1. Свободная торговля (фритрейдерство). Свободная торговля представляет собой прежде всего невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

2. Протекционизм. Протекционизм - подразумевает вмешательство государства в предпринимательскую деятельность.

1.2.Состав стран СНГ и меры, для улучшения экономических  отношений

 

В состав СНГ  входят такие страны как:

1. Азербайджанская Республика

2. Республика Армения

3. Республика Беларусь

4. Республика Казахстан

5. Кыргызская Республика

6. Республика Молдова

7. Российская Федерация

8. Республика Таджикистан

9. Туркменистан

10. Республика Узбекистан

11. Украина

Приоритетным направлением данного  Содружества является, конечно же, экономическая интеграция.

На пути к более выгодному  экономическому сообщению между  странами основополагающим документом стало «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» 4.

Целью Таможенного Союза были, конечно  же, выгодные, благоприятные условия  для участников Таможенного союза  в сфере экономического взаимодействия, стимулирование взаимной торговли путем  отмены различных ограничений:

- количественных ограничений,  таможенных пошлин, налогов, сборов, установление в отношениях с  третьими странами одинакового  режима, создание единой таможенной  территории, а также, что очень актуально на данный момент - введение однотипного механизма регулирования экономики.

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты  основополагающие документы, которые  определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества.

В России:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая  политика»)

2. Основные направления внешнеэкономической  политики Российской Федерации  на период до 2020 года.

Наряду с Концепцией внешней  политики Российской Федерации эти  документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и  приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней  политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения  с каждым из государств Содружества  на таких основах как равноправие, уважение и учет интересов друг друга. Естественно, что с государствами, которые «готовы» к таким правилам, Россия строит свои экономические отношения. Мы придерживаемся рыночных принципов как основополагающих принципов, создающих благоприятные условия для действительно равноправных отношений между государствами. Все вышеизложенные принципы создают определенную базу для дальнейшей еще более глубокой интеграции между Россией, членом СНГ, и остальными странами.

Не так давно был принят документ - Стратегия экономического развития5 СНГ до 2020 года. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период 2011 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ связей внешней торговли РФ и стран СНГ

 

Максимальное содействие российскому  бизнесу в развитии торговли, инвестиционного  сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ - одна из важнейших  задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии  созданного при Минэкономразвития  России Совета по внешнеэкономической  деятельности.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле - объём  и динамика внешнеторгового оборота.

По  данным ФТС В 2010 году внешнеторговый  оборот увеличился на 33,3 %. Прирост экспорта составил 31,4%, импорта  – 36,8 %.

Увеличение объемов экспорта объясняется улучшением ценовой  конъюнктуры для российских экспортеров  на мировых рынках. Основным фактором, обусловившим прирост импорта, было увеличение его физического объема. Рост импорта наблюдался по всем укрупненным  позициям товарной номенклатуры.

 

Индексы внешней  торговли России

(по данным ФТС России, в среднегодовых ценах 2009 г.)

 

2010 г.  в %  к 2009 г.

IV квартал 2010 г.  в % 

к  IV квартал 2009 г.

декабрь 2010 г. 

к декабрю 2009 г.

физического объема

средних цен

физического объема

средних цен

физического объема

средних цен

Экспорт

110,0

119,8

101,6

130,0

104,6

130,6

в страны дальнего зарубежья

111,0

119,0

102,2

128,8

108,7

129,4

в страны СНГ

104,0

124,6

97,7

138,5

83,2

139,3

Импорт

135,4

101,6

140,8

102,7

134,2

104,8

из стран дальнего зарубежья

134,3

101,0

141,8

102,9

137,7

104,9

из стран СНГ

 

 

143,3

106,1

133,8

101,6

111,3

104,0


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2010 году увеличился на  33,0% по сравнению с 2009 годом. Доля стран СНГ в общем товарообороте осталась на уровне 14,6 %. Экспорт России в страны СНГ увеличился на 27,4%, импорт – на 44,8 %. Доля  стран СНГ в общем экспорте снизилась с 15,5% до 15,0%, в импорте – увеличилась с 13,0% до 13,8 %. Положительное для России сальдо торгового баланса увеличилось на 12,9 %.

Со всеми странами СНГ  в 2010 г. сложился профицит6 торгового баланса (по данным таможенной статистики). Максимальный улучшение торгового сальдо наблюдалось по Молдавии и Украине в 2,0 и 1,9 раза соответственно, По Узбекистану отмечено снижение профицита в 2,5 раза.

Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в 2010 г. оставались Украина (5,9% внешнеторгового  оборота России), Белоруссия (4,5%) и  Казахстан (2,4%). На их долю пришлось 88,0% торговли со странами СНГ (в 2009 г. – 86,3 %).

В структуре экспорта  России в страны СНГ в 2010 г. снизилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической промышленности, древесины и целлюлозно-бумажных изделий и металлов и изделий из них, удельный вес топливно-энергетических товаров и других минеральных продуктов, а также машин, оборудования и транспортных средств.

Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров в 2010 г. возросла на 23,3% по сравнению  с 2009 годом. Увеличение физических объемов поставок наблюдалось по углю каменному на 56,4%, газу природному - на 39,7%, снижение - по коксу и полукоксу - на 25,3%, сырой нефти - на 37,2%, нефтепродуктам - на 37,7%, электроэнергии - в 6,4 раза. Рост цен отмечен по углю каменному на 23,3%, коксу и полукоксу  - на 48,7%, сырой нефти - на 31,2%, нефтепродуктам на - 52,2% (в среднем), кроме снижения по электроэнергии - на 0,2 %.

Стоимостной объем российского  экспорта в 2010 г. машин, оборудования и  транспортных средств увеличился на 16,4% по сравнению с 2009 годом, в том  числе  по автомобилям легковым - на 34,8%, в то время как поставки грузовых автомобилей снизились на 14,7%. В натуральном исчислении поставки легковых автомобилей увеличились на 21,7%, а грузовых автомобилей  - уменьшились  на 18,6 %.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рост цен произошел  по большинству видов продукции химической промышленности по: -каучуку синтетическому на 56,6%, удобрениям минеральным азотным – на 30,2%, аммиаку безводному - на 20,6%, удобрениям минеральным смешанным – на 18,0% и удобрениям минеральным калийным - на 2,6 %. Увеличение поставок аммиака безводного в 1,9 раза, удобрений минеральных азотных – на 36,1% и смешанных – на 21,8% и каучука синтетического – на 3,5% компенсировали снижение поставок по удобрениям минеральным калийным в 9,6 раз. В результате стоимостной объем экспорта по группе в целом вырос на 13,7 %.

Стоимостной показатель экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий  снизился на 0,7% в основном за счет уменьшения количественного объема поставок. Снижение физических объемов поставок отмечено по лесоматериалам обработанным на 15,5%, бумаге газетной – на 15,3% и лесоматериалам необработанным - на 6,7% при увеличении объемов поставок по фанере клеёной на 1,0% и целлюлозе древесной на - 32,0 %. Увеличение  цен наблюдалось на: целлюлозу древесную, на 45,8%, фанеру клееную – на 25,5%, лесоматериалы необработанные - на 1,1% и лесоматериалы обработанные - на 2,9  %.

Информация о работе Внешнеэкономические отношения РФ со странами СНГ