Контрольная работа по дисциплине "Цена и ценообразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1: Система цен в рыночной экономике.
Вопрос 2: Методы затратного ценообразования в деятельности фирм.
Вопрос 3: Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции.

Файлы: 1 файл

цена и ценообразование.docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

Заключение

В заключении работы отметим, что цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

Развитие конкретных отношений в различных отраслях народного хозяйства невозможно без научного ценообразования на результаты производственной деятельности. В арсенале экономических средств, обеспечивающих успешное развитие народного хозяйства, ценообразование является наиболее действенным экономическим инструментом. О значении цены как экономического инструмента управления народным хозяйством говорит то, что она лежит в основе исчисления таких экономических показателей, как себестоимость, прибыль, объем реализации продукции, товарооборот.

Выше было отмечено, что в процессе коренной перестройки хозяйственного механизма, объективной необходимостью стал радикальный пересмотр сложившейся в нашей стране ранее системы цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать нормальных экономических отношений в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение и нормализовать обстановку на рынке. В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства. Осуществление ценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

 

Вопрос 3: Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции.

Для современной рыночной экономики характерна несовершенная (ограниченная) конкуренция – конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Она выступает обычно в трех основных видах.

– Чистая монополия;

– Монополистическая конкуренция;

– Олигополия.

Чистая монополия.

Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это конкуренция потребителей (электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные перевозки…). Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы; Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение для рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты. Муниципальные коммунальные службы, тоже не видят смысла в больших расходах на рекламу, так как местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электрической энергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости. Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа, а не высоко-конкурентный, какой является реклама, скажем, сигарет, моющих средств или пива. Поскольку у чистой монополии нет прямых конкурентов, монополистам не нужно обращаться к рекламе типа «наш товар лучше, чем у других». «Диктующий цену». Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, если это выгодно, или сократить объем производства. Заблокированное вступление. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов. Причина такому отсутствию конкуренции есть. Это экономические, технические, юридические и другие, определенные препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано.

Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – представляет собой рыночную структуру с элементами совершенной конкуренции и чистой монополии. Она характеризуется следующими чертами: дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от других фирм; обладание некоторой доли монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта; устойчивость клиентуры. Если цена продукта повышается, фирма не теряет всех своих покупателей; игнорирование соперников, независимо действующих на рынке; отсутствие серьезных преград для вхождения в отрасль. Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако по сравнению со свободной конкуренцией он не настолько легок и может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др. Основная сфера деятельности этого вида монополий – конкурентная розничная торговля. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или больше, но не тысячи. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа мелких фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные их действия, с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности малых фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. И это весьма приемлемый способ действия фирмы в условиях рынка, на котором ее конкуренты очень многочисленны. В конце концов увеличение продажи на 10 или 15% которое фирма «Х» может осуществить путем уменьшения цены, распространится столь слабо на ее 20, 40 или 60 конкурентов, что влияние на их продажи будет практически незаметным. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия отдельной той или иной фирмы.

Олигополия.

Олигополия – имеет место на рынке с господством немногих фирм, оказывающих существенное влияние на цены, по которым продается товар множеству покупателей. Фирмы находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. На олигополистическом рынке проникновение в отрасль ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, так и контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Примером такого вида конкуренции являются фирмы, занимающиеся производством сигарет, пива и поставкой их практически во все регионы страны. Выдающаяся черта олигополии – «немногочисленность». Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг, отрасль является олигополистической. Но что имеется ввиду под «немногочисленностью»? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденции господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка», «Большая восьмерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической. Есть две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. С другой стороны, олигополистические фирмы изменяют свои цены все вместе, одновременно. Олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действием, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.

 

Задача: Имеются следующие данные:

  • Себестоимость изделия 30000 рублей.
  • Рентабельность производства 27% себестоимости.
  • Ставка акциза 30% к исходной отпускной цене производителя.
  • Ставка налога на добавленную стоимость 18%.
  • Оптовая надбавка 10%.
  • Торговая надбавка 20%.

Определите состав и структуру свободной розничной цены изделия.

 

Решение:

Оптовая (отпускная) цена предприятия – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям. Оптовая цена предприятия должна возместить собственные издержки производства и обращения и обеспечить получение нормальной прибыли, позволяющей выживать и развиваться в рыночных условиях. Отпускная цена предприятия включает в себя себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Определим абсолютную величину рентабельности производства автомобиля, представляющую собой прибыль производителя:

Rпр. = S*0,27 = 0,27*30000 = 8100 руб.

Таким образом, оптовая цена автомобиля составляет:

Цопт  = Rпр  + S = 8100 +30000 =38100 руб.

Рассчитаем отпускную цену с учетом акциза, исходя из того, что ставка акциза составляет 30 % к отпускной цене производителя:

Цпр.отп  = (Цопт*100%) / (100% - СА) = 38100*100 / (100 – 30) = 3810000 / 70 =54429 руб.,  при этом сумма акциза составляет: А= Цпр.отп  *30 % / 100% = 54429*30 / 100 =16329 руб. 

Отпускная цена производителя (без учета НДС) составит:

Цпр.отп  = Цопт  + А =38100 +16329 = 54429руб.

Определим размер налога на добавленную стоимость:

НДСпр. = 0,20* Цпр.отп  = 0,18* 54429 = 9797руб. 

Отпускная цена производителя, складывающаяся из себестоимости производства автомобиля, прибыли производителя, акциза и налога на добавленную стоимость, уплачиваемого производителем данной продукции, составляет: 

Цпр.отп  = Цпр.отп  +  НДСпр. =54429 +9797 =64226 рубля.

Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации- потребители оплачивают продукцию оптовым снабженческо-сбытовым структурам. Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, оптовую наценку и дополнительную часть налога на добавленную стоимость. Оптовая наценка призвана возместить затраты снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли и по сути является ценой на услугу по снабжению и сбыту продукции. Величина оптовой надбавки рассчитывается, как определенный процент от отпускной цены предприятия без учета налога на добавленную стоимость.

Рассчитаем размер оптовой наценки, составляющей 10 % от отпускной цены производителя (без НДС):

Nопт. = 0,1* (Цпр.отп - НДСпр.)  = 0,1* 54429 =5443 руб.

Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый оптовым торговцем, составляет 18% от величины оптовой наценки:

НДСопт. = 0,20* Nопт. = 0,18*5443 =980 руб.

Всего, сумма оптовой наценки составляет:

 

 Нопт. = Nопт. + НДСопт.=5443 + 980 = 6423 руб.

В таком случае, закупочная цена с НДС посредника, включающая в себя отпускную цену производителя, оптовую наценку и налог на добавленную стоимость, уплачиваемый производителем и оптовым торговцем, равна:

Ц закуп.  = Цпр.опт  + Нопт. +   НДСпр. + НДСопт. = 54429 +6423 +9797 +980 =71629 руб.

Розничными называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной торговли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной цены входит оптовая цена промышленности, торговая наценка, дополнительный НДС. Торговая наценка (скидка) включает издержки торговых организаций и их прибыль, и определяется как часть закупочной цены, взятой без налога на добавленную стоимость.

Определим величину розничной наценки, без учета налога на добавленную стоимость:

Nрозн. = 0,1* (Ц закуп.  - НДСпр. - НДСопт.)    = 0,2* (71629 – 9797 – 980) = 0,2* 60852 = 12170  руб.

НДСрозн. = 0,20* Nрозн. = 0,2* 12170 = 2434 руб.

Нрозн. = N розн.  + НДС розн. = 12170 + 2434 =14604 руб.

Свободная розничная цена автомобиля составит:

Црозн.= Ц закуп.  + Нрозн. = 71629 + 14604 = 86233 рублей.

Состав цены характеризуется ее экономическими элементами.   Таким образом,  в  состав свободной розничной цены  автомобиля будет входить: себестоимость его производства, прибыль производителя, акциз, налог на добавленную стоимость, уплачиваемый производителем продукции, оптовым и розничным торговцами, а также оптовая и розничная наценки. Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Для расчета структуры розничной цены необходимо найти долю каждого экономического элемента в общей сумме цены, для чего следует разделить величину соответствующего элемента на величину свободной розничной цены и умножить на 100%. Представим результаты расчетов  в таблице.

Таблица 1.

Состав и структура свободной розничной цены автомобиля

Экономический элемент цены

Состав цены, руб.

Структура цены, %

Себестоимость изделия

30000

34,789

Прибыль производителя изделия

8100

9,393

Акциз, уплачиваемый производителем

16329

18,935

Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в бюджет производителем

9797

11,361

Итого, отпускная цена производителя:

64226

74,479

Оптовая наценка без НДС

6423

7,448

Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в бюджет оптовым торговцем

980

1,136

Итого, закупочная цена с НДС посредника

71629

83,064

Розничная наценка

12170

14,112

Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в бюджет розничным торговцем

2434

2,822

Итого, свободная розничная цена:

86233

100,00

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Цена и ценообразование"