Контрольная работа по дисциплине "Ценообразование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

1. Ценообразование на факторы производства. Особенности спроса и предложения основных факторов производства.
2. Особенности ценообразования на рынке труда. Заработная плата.
3. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции

Файлы: 1 файл

41 Ценообразование на факторы производства.docx

— 214.69 Кб (Скачать файл)

41 Ценообразование на факторы производства. Особенности спроса и предложения основных факторов производства

Ценообразование на факторы производства по Адаму Смиту:

  1. Цена факторов производства определяется ценой конечных продуктов употребления, производимых с помощью этих факторов. Цена на ресурсы - производная цена от цен на потребительские товары.

  1. Ценообразование на факторы производства связано с доходами собственников, владеющих этими факторами.

Анализируя цену ресурсов, Смит определяет естественную цену товара. Эта цена не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в соответствии с естественными нормами ренты, зарплаты и прибыли, затраченных для производства и доставки товаров на рынок.

Фактическая цена может отклоняться от естественной или совпадать с нею в момент продажи на рынке. Рыночная цена определяется отношением между количеством товара, доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену.

Теория распределения доходов по собственности на факторы производства.

Родоначальник - Рикардо. Современные экономисты - Кларк и Видель.

При определении дохода и цены любого переменного фактора, в основу положен предельный продукт данного фактора. Таким образом,теория предельного продукта положена в основу теории ценообразования на факторы производства.

Вознаграждение факторов производства их цена на рынке определяются предельной производительностью каждого фактора и обеспечивают фирме максимизация прибыли при минимизации издержек.

Спрос на факторы производства определяется:

  • спросом на потребительские товары;

  • спрос предъявляют только предприниматели и фирмы;

  • предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, незамеченного конкурентами;

  • рынки дают информацию о ценах, объемах предложения, технических характеристиках факторов производства;

  • рынки дают информацию о ценах, объем предложения, технических характеристиках факторов производства;

  • факторы производства взаимозаменяемы и взаимодополняемы;

  • изменение цен на один фактор вызывает изменение цен на другие факторы.

Предложение факторов производства зависит от:

  • доходов данного фактора производства;

  • наличия всех факторов производства на рынке;

  • редкость и ограниченность экономических ресурсов, которые ограничены законом редкости ограниченности ресурсов: они редки и ограничены относительно потребности производства для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ.

Анализ рыночного ценообразования выявил роль в этом процессе предпочтений и благосостояния потребителей, с одной стороны, и условий производства благ – с другой.

Но существует еще одна группа ценообразующих факторов – особенности рынков, формирующих цену. Какова будет цена на конкретном рынке при заданных отраслевых функциях спроса и предложения, нельзя определить, если неизвестна структура (тип) рынка, на котором встречаются спрос и предложение. Рыночная цена на факторы производства, как и на блага, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Однако ценообразование на факторы имеет ряд существенных особенностей, которые обусловливают необходимость специального рассмотрения этого процесса. Если предложение потребительских благ поступает от фирм, а спрос на них предъявляют потребители, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации функции полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время, как на рынках благ, наоборот, спрос был связан с максимизацией полезности, а предложение – с максимизацией прибыли. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков благ.

Так, спрос на факторы оказывается производным от спроса на блага. Первичные факторы производства применяются при изготовлении всех благ. Поэтому сложение индивидуальных функций спроса на фактор формирует либо отраслевую, либо народнохозяйственную функцию спроса на него. Аналогично, кроме отраслевой функции предложения факторов образуется народнохозяйственная функция их предложения. В результате наряду с отраслевой складывается народнохозяйственная цена факторов. Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого фактор имеет две цены – прокатную и капитальную. Первая представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течение определенного периода (часовая, дневная и прочие ставки зарплаты или аренды оборудования), вторая выражает нынешнюю ценность услуг фактора за весь срок его службы. Формирование каждой из них имеет свою специфику. Роль цен факторов производства в национальной экономике отлична от роли цен потребительских благ. Если в процессе ценообразования на блага решается проблема – что производить? – поскольку вслед за изменением цен на блага осуществляется межотраслевой перелив капиталов, то цены на факторы определяют, во-первых, как (по какой технологии) производить и, во-вторых, для кого производить. От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников. Поэтому теория ценообразования на факторы производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике. Распределительная роль цен на первичные факторы производства проявляется, в частности, в том, что каждая из них имеет своё название: заработная плата, ссудный процент, земельная рента.

2. Любая фирма для максимизации прибыли должна использовать дополнительные единицы любого ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица данного ресурса дает больший прирост общего дохода фирмы по сравнению с приростом ее валовых издержек. Тогда условием максимизации прибыли является применение такого количества данного ресурса, при котором предельный продукт в денежном выражении будет равен предельным издержкам на ресурс: MRP = MRC. Это тождество помимо логического обоснования объясняется и математически.

Итак, исходным условием нашего математического доказательства станет равенство MR = MС, составляющие которого рассчитываются следующим образом:

где  QX — изменение объема производства некоторого товара X. Далее определяется показатель предельного продукта (MP):

Теперь используем прием, распространенный в математике, — и числитель и знаменатель в выражениях mrp и MRC умножим на одну и ту же величину, а именно на  Qx. Ясно, что частное от деления в формулах от таких преобразований не изменится. Получаем:

(3)

(4)

Таким образом, MRP= MR x MP, т. е. произведению предельного дохода фирмы и предельного продукта данной единицы ресурса, а предельные издержки на ресурс можно получить, умножая величину предельных издержек фирмы тоже на величину предельного продукта: MRC = МС x MP. В выражениях (3) и (4) вторые множители совпадают. С другой стороны, в начале нашего доказательства мы принимали MR = МС, что означает равенство и совпадение величин первых множителей в данных выражениях. Отсюда можно констатировать, что тождество MRP = MRC действительно отражает условие максимизации прибыли для предприятия-производителя.

Если фирма, использующая в производстве данный вид ресурса, не в состоянии влиять на его цену (т. е. покупает ресурсы на совершенно конкурентном рынке факторов производства), то величины предельных издержек на ресурс для всех нанимаемых единиц этого ресурса будут одинаковы и равны цене ресурса (РR). Условие максимизации прибыли в этом случае примет вид: MRP = MRC - PR, или MRP = PR. Значимость приведенных здесь положений проявится при анализе спроса на экономический ресурс.

Представленные выше положения справедливы в отношении отдельного ресурса. Однако издержки производства фирмы включают в себя затраты на привлечение множества видов ресурсов, без использования которых невозможно осуществить производство. В качестве инструмента анализа этого вопроса экономическая наука использует понятие «производственная функция». Производственная функция отражает зависимость между некоторым объемом произведенной продукции (Qx) и количественными затратами ресурсов (QR1, QR2,QR3, ..., QR(n-1),QR(n)), требующимися для создания этого товара X: Qx=f (QR1, QR2,QR3, ..., QR(n-1),QR(n))

Любая производственная функция отражает конкретную технологию, показывая, какой вклад в создание готовой продукции вносит каждый из ресурсов, вовлеченный в производственный процесс. С помощью производственной функции можно определить максимально возможный выпуск продукции при заданных затратах ресурсов. С другой стороны, она позволяет выяснить, каково минимально необходимое количество ресурсов для производства заданного объема продукции. Производственная функция помогает определить различные комбинации применяемых ресурсов, обеспечивающих возможность достижения одного и того же результата, т. е. одной и той же величины Qx. В этой связи возникают два основных вопроса: каким должно быть сочетание ресурсов для производства любого данного уровня объема продукции с наименьшими вздержками и какое сочетание ресурсов будет максимизировать прибыль фирмы?

Для ответа на первый вопрос вспомним, что в качестве основного показателя эффективности применения любого ресурса мы рассматриваем уровень его производительности, в частности показатель MP. В количественном отношении эффективность использования любого ресурса определяется не только его предельной производительностью, но и рыночной ценой этого фактора производства (PR) и будет описываться выражением: MPi/PRi , где МРi — предельный продукт i-го ресурса; РRi — его цена.

Любая фирма при этом будет всегда отдавать предпочтение тому ресурсу, для которого соотношение MP и РR будет выше,. Вовлекая все большее количество данного ресурса в производственный процесс, фирма столкнется с проблемой снижения эффективности его использования, при неизменности цены ресурса, в силу действия закона убывающей предельной производительности; его mp начнет сокращаться, а значит, частное от деления MP/PR тоже будет уменьшаться. Очевидно, что фирма будет продолжать увеличивать объемы применения рассматриваемого ресурса только до тех пор, пока его относительная эффективность не сравняется с относительной эффективностью других ресурсов, т.е. пока не будет выполняться равенство

(5)

Иными словами, издержки на производство любого объема продукции минимизируются, если предельный продукт на каждую денежную единицу стоимости каждого применяемого ресурса будет одинаковым. Этот принцип получил название правила наименьших издержек.

Представленное тождество (5) позволяет найти такую комбинацию ресурсов, которая обеспечит фирме производство заданного объема продукции с минимальными издержками, но не гарантирует получение максимальной прибыли. Выше было доказано, что фирма максимизирует прибыль при соблюдения равенства mrp = mrС. Если фирма использует всего два ресурса — А и В, максимальная прибыль достигается, если: MRPA = MRCA а MRPB = MRCB, т.е. когда

Иными словами, когда имеет место следующее выражение:

Если фирма не в состоянии влиять на цены экономических ресурсов и каждую следующую единицу ресурса вынуждена приобретать по сложившейся на рынке цене (pr), то mrc = PR, и приведенное выше условие трансформируется:

где РА и Рв — соответственно цены ресурсов А и В.

В этом примере рассмотрена ситуация для двух видов ресурсов. Если полученные результаты исследования «расширить» для всех ресурсов, применяемых фирмой, получим следующее выражение, названное правилом максимизации прибыли:

(6)

Данное уравнение характеризует ситуацию, когда фирма не только минимизирует издержки, но и максимизирует прибыль. По своей форме оно более строгое, чем тождество (5), и требует не просто пропорциональности предельного продукта и цены ресурса, а равенства числителя и знаменателя.

42 Особенности ценообразования на рынке труда. Заработная плата  

 Рынок труда представляет  собой общественно-экономическую  форму движения рабочей силы (трудовых  ресурсов), соответствующую системе  высокоразвитых товарных отношений. 
   Как экономическая категория рынок труда выражает отношения между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. 
   Компонентами рынка труда являются цена, конкуренция, спрос и предложение рабочей силы. Цена выступает в виде заработной платы, спрос— в форме потребности отрасли, региона, предприятия в рабочей силе, предложение — в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов. Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов, оказывающей влияние на спрос, предложение труда и уровень цен (заработной платы). 
   Равновесие на рынке труда достигается при равенстве количества рабочих мест количеству рабочей силы. Неоклассическая модель равновесия на рынке труда подразумевает стабильную полную занятость, при которой достигается соответствие рабочих мест количеству рабочей силы; кейнсианская — наличие безработицы, которая является следствием превышения количества рабочей силы, т. е. предложения труда, над количеством рабочих мест — спросом на труд. 
   Рынок труда характеризуется постоянно меняющимся соотношением спроса на рабочие руки со стороны разнообразных нанимателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Соотношение спроса и предложения изменяет конъюнктуру рынка. При совпадении спроса и предложения конъюнктура будет равновесной, при превышении спроса над предложением — трудодефицитной, при превышении предложения над спросом — трудоизбыточной. Как правило, в сфере обращения всегда имеется определенный резерв рабочей силы, который сосуществует с вакантными рабочими местами. Это является следствием объемного или структурного несоответствия спроса и предложения на рынке труда. 
   Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия и состояния других факторов производства, качества рабочей силы (образование, профессиональный уровень), величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. 
   Предложение труда зависит от численности трудоспособного населения, соотношения занятого и незанятого населения, продолжительности рабочего дня, производительности и интенсивности труда, квалификации работников, миграции рабочей силы, особенностей пенсионного обеспечения и др. 
   Рынок труда подразделяется на внешний (профессиональный) и внутренний. 
   Внешний рынок труда предусматривает свободное перемещение рабочей силы из одних фирм и предприятий в другие. Он предполагает наличие у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами и предприятиями. 
   Внутренний рынок труда основывается на движении кадров внутри предприятия. Такое движение происходит либо по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру прежней работы с предыдущим, либо по вертикали, когда осуществляется перевод на более высокие должности. Внутренний рынок труда нацелен на подготовку работников по профессиям и на выполнение специфических для данной фирмы работ. Для того, чтобы удержать работников на предприятии, фирма вкладывает в мероприятия по их подготовке и повышению квалификации значительные средства. Регулирование производственных отношений основывается на гарантиях занятости и стимулировании длительного стажа работы на предприятии. 
   Рынок труда выполняет следующие функции: 
   •  согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; 
   •  обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса; 
   •  поддержка равновесия между спросом и предложением рабочей силы; 
   •  формирование резерва трудовых ресурсов в сфере обращения для нормального хода процесса общественного воспроизводства; 
   •  опосредование распределительных отношений и стимулирование труда; 
   •  содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры; 
   •  воздействие на условия реализации личного трудового потенциала. 
   Субъектами отношений на рынке труда выступают: 
   •  партнеры трудовых отношений — работодатель и наемный работник; 
   •  посредники между работодателями и наемными работниками (органы власти и представители государства, вырабатывающие основы правовой регламентации отношений занятости, осуществляющие увязку спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях, контроль за соблюдением законов); 
   •  представители интересов наемных работников и работодателей (общественные организации — профсоюзы, ассоциации или союзы, осуществляющие защиту интересов каждого из субъектов трудовых отношений и снимающие противоречия в их взаимоотношениях). 
   Работодатель и работополучатель — основные субъекты рынка труда. В качестве первого выступает предпринимательская фирма, испытывающая потребность в рабочей силе как факторе производства и готовая оплатить подобную услугу; в качестве второго — домашнее хозяйство, предоставляющее при определенных условиях услуги труда как фактора производства. 
   В рыночной экономике особое место занимают профсоюзы, союзы предпринимателей и государство. 
   Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства. 
   В условиях развития рыночных отношений, изменяющих характер и содержание труда, рынок труда должен постоянно развиваться, приспосабливаться к экономическим и социальным условиям. Интересы государства в данном случае состоят в том, чтобы трудовые отношения между работником и работодателем были максимально эффективными с производственной точки зрения, чтобы труд использовался наиболее рационально. 
   На рынке труда, как и на товарных рынках, действуют законы спроса и предложения, формируется равновесная цена рабочей силы — заработная плата, которая рассматривается в качестве денежного выражения стоимости товара — рабочей силы или цены труда. 
   Следует различать цену труда и стоимость рабочей силы. Последняя определяется стоимостью средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы. На стоимость рабочей силы оказывает влияние целый ряд факторов: естественные потребности человека в пище, одежде, жилище; климатические и погодные условия; культурные и профессиональные потребности; уровень социально-экономического и культурного развития страны; стоимость жизненных средств, необходимых для содержания семьи наемного работника; рост производительности общественного труда; вовлечение в процесс производства женщин и детей; рост квалификации наемных работников и расширение их потребностей в новых товарах и услугах; рост интенсивности труда. 
   Рынок труда имеет ряд особенностей, влияющих на цену этого ресурса. Специфика реализуемого на нем товара — рабочей силы — связана с личностью работника, его способностями к труду, психофизиологическими чертами, социальными и культурными запросами. Спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги, воздействующего на цену труда. Цена рабочей силы — это не просто равновесная цена данного ресурса. Она обеспечивает воспроизводство рабочей силы и не может опускаться ниже определенного минимума. Цена труда непосредственно определяет жизненный уровень работника, социальный престиж, благополучие его семьи. 
   Таким образом, на уровень заработной платы — цены ресурса труда влияют соотношение спроса и предложения труда и неценовые факторы, втом числе социально-психологические. 
   На совершенно конкурентном рынке труда определение ставки заработной платы (цены единицы труда) является вопросом соотношения спроса и предложения труда и формирования равновесной цены. При этом равновесная ставка заработной платы равна предельной доходности ресурса (W=MRPl). Предложение труда абсолютно эластично: каково бы ни было число занятых рабочих, ставка заработной платы остается неизменной. Фирма будет нанимать работников до тех пор, пока предельный доход от ресурса не станет равным его предельным издержкам: MRPl = MRCl. 
   Объясняется это следующим. 11а уровень заработной платы оказывают влияние спрос и предложение труда. Известно, что спрос на труд или любой другой ресурс зависит от его производительности. В целом чем выше производительность, тем выше спрос на труд, а при данном совокупном предложении труда чем больше спрос, тем выше средний уровень заработной платы. 
   Следует учитывать, что все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны, они не могут использоваться раздельно. Для производства товаров необходимы все три основных фактора (труд, земля, капитал), причем в определенном соотношении. Возможность взаимозамещения различных факторов производства позволяет сочетать их в соотношении, которое обеспечивает наименьшие издержки и наибольшую прибыль. 
   Для того чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. 
   В анализе рынка факторов производства применяются понятия предельной доходности фактора производства (или предельного продукта в денежном выражении) и предельных издержек на ресурс. 
   Предельная доходность фактора производства (MRP)— это прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства. 
   Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек, называется предельными издержками на ресурс (MRC). 
   Конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами: 
   • большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкурентного вида труда; 
   • многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда; 
   • ни фирмы, ни рабочие не контролируют рыночную ставку заработной платы, т. е. ни те, ни другие не “диктуют заработную плату” (рис. 10.3). 
   На конкурентном рынке труда равновесная заработная плата Wc и количество нанимаемых рабочих Le определяются рыночным предложением труда SL и спросом на труд DL как показано на рис. 10.3, б. Поскольку данная ставка заработной платы относится к отдельной фирме, нанимающей работников на рынке труда, кривая предложения труда для этой фирмы SL = MRCL и совершенно эластична (рис. 10.3,  а). Фирме наиболее выгодно нанимать рабочих до точки MRPL= MRCL Площадь OWcELc представляет собой совокупные издержки на заработную плату. 
   В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т. е. рынок находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату Wc, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате Wc. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости. 
   При любых других уровнях заработной платы, отличных от Wc, равновесие на рынке труда нарушается. 
   В случае превышения заработной платы над уровнем равновесия Wc предложение на рынке труда превышает спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при данной зарплате. Возникает избыток предложения труда. 
   В случае снижения заработной платы по сравнению с равновесной спрос на рынке труда превышает предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. 
   Предложение труда увеличивается под воздействием эффекта замещения свободного времени рабочим. Согласно эффекту замещения каждый час свободного времени оценивается работниками как упущенная возможность получения дополнительного заработка. Такой эффект возникает при недостаточной насыщенности потребностей работника. Отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Поэтому при повышении заработной платы работник стремится к выполнению большего объема работ.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Ценообразование"