Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.
Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:
- изучить функции и виды цен;
- исследовать механизм образования;
- рассмотреть методы прогнозирования цен в рыночной экономике
- раскрыть сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и выявить его основные особенности в Республике Беларусь.
- прогноз цен, и положение Республики Беларусь на 2012г.

Содержание работы

Введение…………….……………………………………………………………
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования…….
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике……………………………….
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике
и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
4 Полная неопределенность - главная черта периода 2009-2012……………..
5 Причины возрастания цен, кризис 2011г…………………………………….
6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

Статистическая теория игр и ее применение при принятии решений по ценам. Статистическая теория игр предполагает обоснование оптимальных  решений по ценам в конкурентных ситуациях. Например, предприятие производит товар и знает, что он подвержен быстрому изменению моды. Если своевременно не продать товар, то в будущем возникнут затруднения с его реализацией. Поэтому предприятие может принять решение о снижении цен, чтобы вызвать дополнительный спрос на данный товар. Причем решение о размере снижения цен при сезонной распродаже товаров должно быть продуманным и принести предприятию минимум потерь.

Может рассматриваться  несколько вариантов снижения цены на определенный товар (на 20, 30, 40 и 50 %). При этом должна учитываться предполагаемая реакция покупателей на сезонное снижение цен, которая измеряется эластичностью спроса от цены. На основе коэффициентов эластичности можно сделать вывод о степени возрастания спроса на товар при снижении цен на него [7, с. 211].

Таким обазом, вопросы  формирования цен в переходный период необходимо рассматривать во взаимодействии макро- и микроуровней. На макроуровне должны производиться прогнозные расчеты изменения цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осуществляться государственное регулирование цен. На микроуровне особая значимость при формировании цен должна придаваться их прогнозированию. При этом необходимо проводить исследования эластичности спроса на продукцию (услуги), изменения издержек под влиянием внешних и внутренних факторов, изучение уровня качества и уникальности своего товара, цен конкурентов и др.

 

 

 

 

3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике и его особенности в Республике Беларусь

 

Важное место в экономических  преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование  цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

Государственное регулирование  цен обычно осуществляется с помощью  косвенного и прямого регулирования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению  с непосредственным (прямым) их регулированием.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Политика "ценового потолка"

 

Примечание – Источник [8]

 

Они формируют так  называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q2 > Q1). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1< Q0). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 2). На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > Q1), которые государство вынуждено скупать и каким-то образом, затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

Рисунок 2.2 Политика "ценового пола"

 

Примечание – Источник [8]

 

Политика "коридора цен" заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис. 3).

 

 

Рисунок 2.3 – Политика "ценового коридора"

Примечание – Источник [8]

 

Такая система регулирования цен  используется, например, в странах  Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Эффективность системы  государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий.

В Республике Беларусь публично-правовое регулирование цены включает несколько  составляющих, к числу которых  относятся регламентация процесса ценообразования и непосредственное установление фиксированных и предельных цен (тарифов). Процесс ценообразования трактуется как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования. Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Регулирование ценообразования реализуется в двух формах:

- форме прямого (административного)  воздействия;

- форме косвенного воздействия,  т.е. через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики регулирования [9].

Основными принципами ценообразования  в Законе о ценообразовании названы:

1) определение основ государственной  политики в области ценообразования;

2) сочетание свободных и регулируемых  цен (тарифов);

3) разграничение полномочий субъектов  ценообразования по установлению  и регулированию цен (тарифов);

4) установление регулируемых цен  (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

5) государственный контроль за  соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

В качестве принципа можно также  обозначить норму Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 "О  некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" о том, что на территории Республики Беларусь не допускается рост цен (тарифов) на товары (работы, услуги) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения [10].

В то же время в Концепции  ценообразования в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2005 N 799 "О Концепции ценообразования в Республике Беларусь", важнейшими принципами ценового регулирования должны стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.

В Республике Беларусь процесс определения или формирования цены отличается сочетанием двух видов цен:

1) свободные цены (тарифы) - цены (тарифы), складывающиеся под  воздействием спроса и предложения  в условиях свободной конкуренции;

2) регулируемые цены (тарифы) - цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования или определяемые субъектами ценообразования (юридическими лицами, предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

Действующая Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 N 183 (далее - Инструкция N 183), устанавливает правила определения  цен, надбавок и иных элементов ценообразования на товары, перечень которых содержится в приложении 1 к Инструкции N 183. В данный перечень входят важнейшие социально значимые продовольственные товары, товары для детей, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также отдельные товары массового потребления. В отношении иных товаров, работ, услуг цена формируется с учетом конъюнктуры рынка. Таким образом, при формировании цен на товары, не включенные в приложение 1 к Инструкции N 183, предусмотрено применение торговых надбавок с учетом конъюнктуры рынка, т.е. по принципу свободного ценообразования.

Можно заключить, что, за исключением названных выше случаев, в договорных правоотношениях расчеты  сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. Таким образом, денежная сумма договора (цена) определяется соглашением сторон, если по конкретному виду товаров, работ, услуг, в отношении которых заключена сделка, законодательством Республики Беларусь не установлено применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), определяемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.

Кроме того, следует отметить, что существует ряд сфер, где не применяются нормы законодательства о ценообразовании. Например, как отмечено в заключении Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.02.2002 N З-137/2002 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений)", сдача в аренду нежилых зданий (помещений) не регулируется законодательством о ценообразовании, поскольку не является услугой для целей включения в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, можно сделать вывод о том, что при установлении арендной платы неприменимы положения Инструкции N 183. Применительно к отдельным разновидностям договора аренды с учетом предмета договора со стороны государства может устанавливаться особый порядок определения арендной платы. Например, Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом", установлены правила определения арендной платы при сдаче в аренду указанных объектов недвижимости, находящихся в республиканской собственности.

Информация о работе Ценообразование