Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование теории и практики ценообразования в Беларуси.
Для достижения основной цели в работе выдвигались к решению следующие задачи:
- изучить функции и виды цен;
- исследовать механизм образования;
- рассмотреть методы прогнозирования цен в рыночной экономике
- раскрыть сущность государственного регулирования ценообразования в рыночной экономике и выявить его основные особенности в Республике Беларусь.
- прогноз цен, и положение Республики Беларусь на 2012г.

Содержание работы

Введение…………….……………………………………………………………
1 Цена в рыночной экономике: функции, виды, механизм образования…….
2 Прогнозирование цен в рыночной экономике……………………………….
3 Государственное регулирование ценообразования в рыночной экономике
и его особенности в Республике Беларусь……………………………………..
4 Полная неопределенность - главная черта периода 2009-2012……………..
5 Причины возрастания цен, кризис 2011г…………………………………….
6 Что ожидает Беларусь в 2012г………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

          Эти деньги тратятся, в основном, на приобретение товаров, так как рублевые депозиты в банках за данный период выросли на намного, то есть идут на повышение ВВП. Но валютные ресурсы населения не безграничны, и, по-видимому, в течение нескольких месяцев будут исчерпаны. То есть, в текущем году население продаст банкам (на чистой основе) около $1 млрд, да и в следующем вряд ли намного больше.

        То есть через несколько месяцев белорусская экономика, скорее всего, потеряет приток валюты населения в таком размере, который имеет сейчас, и экономия на цене газа как раз только компенсирует эту потерю.

        Таким образом, если по итогам 2012 года Беларусь выйдет на нулевой прирост ВВП, это будет очень хорошо. А обеспечить рост ВВП может, похоже, только чудо. Ситуация станет яснее только тогда, когда станет известна глубина падения ВВП в IV квартале 2011 года.

        Улучшить результат можно, пожалуй, только возобновив продажу валюты из резервов на поддержку курса белорусского рубля. Но этого никто делать не собирается. Нового кредита от Сбербанка и доходов от продажи второй половины Белтрансгаза хватит только для обслуживания внешнего долга государства в течение года.

        Конечно, хотелось бы, чтобы сделанный довольно грустный прогноз не сбылся, но существует вероятность, что он еще чрезмерно оптимистичен, так как в Евросоюзе начинается рецессия, что грозит возникновением проблем и у России - основного торгового партнера Беларуси.

Курс доллара на допсессии побил рекорд Белорусскую экономику ждет «жесткая посадка»

После высоких темпов экономического роста в первом полугодии  началось их снижение. Во второй половине 2011-го, как ожидают эксперты, белорусский  ВВП продолжит снижение – в  сравнении с началом года. Основной вопрос – где нащупает дно главный макроэкономический показатель, на который в первую очередь обращает внимание наше правительство.

 

 

 

 

6.5 Жесткая посадка белорусской экономики

 

 Явление, которое  сегодня мы наблюдаем в Беларуси, называют в экономической теории «жесткой посадкой», когда после стремительного экономического роста ВВП начинает падать.

 Эксперты отмечают, что для такого сценария развития  событий в Беларусь сложились  все предпосылки. В связи с  девальвацией белорусского рубля резко упала покупательная способность населения. Если в начале года за среднюю зарплату можно было купить около 500 долларов, то сейчас на черном рынке за полтора миллиона рублей вам продадут чуть более 200 долларов.

«Снижение темпов роста  ВВП связано с тем, что стал сокращаться внутренний спрос. Доходы населения в реальном выражении снижаются, соответственно, и темпы потребления будут ниже», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

 Еще одна причина  снижения ВВП, отмечает эксперт,  – замедление инвестиционной  активности белорусских предприятий.

«Инвестиционный спрос  стал также снижаться. В начале первого  полугодия мы видели в отдельные  месяцы рост инвестиционного спроса на 30 — 40%. Он финансировался за счет банковских кредитов, а также за счет средств бюджета. Возможности и первого, и второго источника сейчас ограничены, соответственно, это влияет на темпы роста ВВП», — говорит Дмитрий Крук.

 

 По мнению эксперта, сейчас Беларусь вынуждена расплачиваться за «перегрев» экономики, допущенный в начале года: «Высокие темпы роста в начале года обеспечивались за счет искусственного спроса. Сейчас обеспечивать искусственный спрос стало достаточно сложно, так как это выливается в проблемы на валютном рынке. С другой стороны, с учетом того, что перегрев экономики в начале года был достаточно существенным, есть вероятность попадания страны в рецессию».

 Теоретически, правительству  в этом году можно было обеспечить  высокие темпы роста ВВП при условии выполнения задания по привлечению прямых иностранных инвестиций. Однако за январь-май задание по инвестициям было обеспечено только на 11%, существенных сумм от приватизации не поступало.

 Поэтому, считает  Дмитрий Крук, избежать снижения  темпов роста ВВП в текущем году не удастся. Хотя приток прямых иностранных инвестиций будет влиять на темпы экономического роста ВВП в будущем. «Сегодняшнее замедление темпов экономического роста объективно и его вряд ли можно предотвратить. Весь вопрос в том, что будет с экономическим ростом в будущем», — говорит эксперт.

 До настоящего времени  правительство финансировало экономический  рост за счет эмиссионного  кредитования – попытки привлечь  инвестиции на миллиарды долларов  не увенчивались успехом. Соответственно, для обеспечения экономического роста в будущем у правительства пока остается лишь традиционный инструмент – эмиссия.

 Финансовый аналитик  Владимир Тарасов считает, что,  если правительство примет решение  финансово поддержать рост ВВП  во второй половине 2011 года, то последствия для страны будут весьма тяжелыми, «это станет основанием для роста инфляции и будущей девальвации».

 Выход из этой  ситуации один: забыть о планах  по высокому росту ВВП до  лучших времен, когда страна сможет  обеспечивать экономический рост, не включая печатный станок.

Не смотря на заверения  представителей Национального Банка  Республики Беларусь, ставка рефинансирования увеличивается на 1,5% и составит 12%.  Ранее утверждалось, что ставка будет  только уменьшаться. Как бы то ни было, экономика в очередной раз доказала то, что политическая воля над естественными экономическими процессами не властна.

По мнению Анатолия Дроздова (начальник управления информации Национального  банка), изменение ставки, сейчас и  в дальнейшем, связано с инфляцией. В идеале повышение ставки рефинансирования замедляет рост инфляции в среднесрочной перспективе. Так, население начинает больше сберегать в виде банковских депозитов (поскольку это становится выгодным) и меньше тратить, что приводит к сокращению денег в обороте, уменьшению предложения национальной валюты, и соответственно к уменьшению ее  обесценивания. Но это теория.

Как известно Беларусь, построила  экономику на своих собственных  уникальных законах, от того классические меры борьбы с неблагоприятными макроэкономическими показателями порой не дают результата. Во – первых, стоит отметить тот факт, что государство признало наличие высоких темпов инфляции, что уже хорошо. За январь – февраль месяцы, цены выросли, в среднем, на 4,7%.  Хватит ли ставки в 12%, для борьбы с инфляцией.  Маловероятно и вот почему.

Корень белорусской  инфляции, скорее кроется, не просто в  росте цен, хотя это и важно. Основной проблемой – является недоверие  к национальной валюте. Несмотря на рост ставок по депозитам в белорусских  рублях, у нас по прежнему сохранялось отрицательное сальдо по валютным операциям среди физических лиц. Растущий спрос на иностранную валюту, провоцирует рост предложения национальной валюты, что приводит к стимулированию инфляции в нашей стране в обход рынка товаров. Вторая причина – отрицательное торговое сальдо. Пока импорт будет превышать экспорт  (импорт оплачивается иностранной валютой), не стоит ожидать ослабления инфляции.

 

Понятна логика увеличения привлекательности вкладов, и соответственно  привлечения инвесторов (населения Республики Беларусь), но непонятны шаги в этом направлении в целом. Если ограничиваться только увеличением ставок, то необходимо ее увеличивать, как минимум, на 20%, хотя и этого может оказать мало. Необходимо так же повышать привлекательность национальной валюты, а это может быть достигнуто путем ее обесценивания до необходимо уровня.

Скорее всего, ставка будет расти в будущем и  уже в мае месяце мы заметим  увеличение ставки рефинансирования до 13,5% – 14%. Но эти меры будут просто пустыми, если параллельно не будет расти доверие к национальной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Заключение

 

В результате проведенного исследования можно отметить, что под ценой понимается денежное выражение стоимости единицы товара. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций: учетную, стимулирующую,  распределительную; балансирующую, функцию цены как средства рационального размещения производства.

Все функции цены взаимосвязаны  и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие.

Система цен очень  подвижна и состоит из ряда их видов  и разновидностей, соотношения между  которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования.

Механизм установления цены на товар можно разделить на 7 этапов.

Вопросы формирования цен в переходный период необходимо рассматривать во взаимодействии макро- и микроуровней. На макроуровне должны производиться прогнозные расчеты изменения цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осуществляться государственное регулирование цен. На микроуровне особая значимость при формировании цен должна придаваться их прогнозированию. При этом необходимо проводить исследования эластичности спроса на продукцию (услуги), изменения издержек под влиянием внешних и внутренних факторов, изучение уровня качества и уникальности своего товара, цен конкурентов и др.

Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы.

Государственное регулирование  цен обычно осуществляется с помощью  косвенного и прямого регулирования. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен".

Основными принципами ценообразования  в Беларуси следующие:

1) определение основ  государственной политики в области ценообразования;

2) сочетание свободных  и регулируемых цен (тарифов);

3) разграничение полномочий  субъектов ценообразования по  установлению и регулированию  цен (тарифов);

4) установление регулируемых  цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

5) государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

В Республике Беларусь процесс  определения или формирования цены отличается сочетанием двух видов цен:

- свободные цены (тарифы) - цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

- регулируемые цены (тарифы) - цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими  государственными органами, осуществляющими  регулирование ценообразования  или определяемые субъектами ценообразования (юридическими лицами, предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

 

Беларуси придется дорого заплатить за социалистический эксперимент.

          - Пятнадцатилетняя инвестиционная беспечность, почивание на лаврах российского энергетического гранта, провал с диверсификацией экономики – за этим стоят конкретные профессора экономики, доктора наук, министры, которые продолжают учить не тому и мучить отечественную экономику. Цену трансформаций можно снизить. За счет реформы системы госуправления издержки бизнеса на содержание номенклатуры сократятся на $2 – 3млрд. Либеральный вариант отличается от кризисного еще тем, что у населения на руках остается на $10 – 12млрд. больше. Пусть лучше они их потратят на себя, чем отдадут в руки очередной партии социальных инженеров из косметически обновленной Вертикали.

сценарии учитывают  прогноз цен на газ и нефть, размер энергетического гранта от России, ценовую динамику на удобрения, металлы, минеральные продукты, доступность кредитов, динамику прямых иностранных инвестиций, специфику монетарной и фискальной политики правительства, в первую очередь, темпы роста рублевой денежной массы, размер госрасходов, а также ценовую динамику на внутреннем рынке. 2009-2012гг. является периодом чрезвычайно высокой неопределенности, когда происходит ломка трендов мировой и региональной экономики, когда происходит адаптация поведения экономических субъектов к новой фазе бизнес цикла, серьезной корректировке подвергаются бизнес планы финансовых и нефинансовых компаний. Поэтому данные цифры являются цифровым выражением оценки тенденций, сценарных развитий, а не попыткой в абсолютных цифрах угадать экономическое будущее.

По мнению декана экономического факультета БГУ Михаила Ковалёва, «глубоких причин для кризиса в экономике Беларуси нет». По его же мнению, рост отрицательного торгового сальдо достигался из-за повышения цен на энергоресурсы, а ещё одним фактором роста импорта стало желание покупать товары иностранного производства.

Президент Беларуси Александр  Лукашенко, придерживающийся мнения, что  кризиса в стране нет, 17 июня заявил, что для удержания курса доллара  на уровне 3100 рублей потребовалось бы 15 миллиардов долларов (золотовалютные резервы Беларуси в 3 раза меньше). 29 октября 2011 года он заявил, что «трудности в финансовой сфере … на 90 % были спровоцированы извне».

Информация о работе Ценообразование