Ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:35, лекция

Описание работы

1. Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования.
2. Экономическое содержание цены.
3. Виды цен.
4. Методы формирования цен.
5. Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

Файлы: 1 файл

Цена.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Ценообразование  

Тема 1. Ценообразование

  1. Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования.
  2. Экономическое содержание цены.
  3. Виды цен.
  4. Методы формирования цен.
  5. Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

 

  1. Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования.

 

Переход к рыночным элементам хозяйствования коренным образом меняет место цен в экономических процессах. Цена является одной из экономических категорий, которую не может отторгнуть ни одна общественная формация, имеющая денежное обращение.

 

Ценовая политика – это механизм принятия решений о поведении предприятия для достижения поставленных целей.

 

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:

  1. Сбор и анализ информации о рынке
  2. Обоснование основных целей ценовой политики предприятия
  3. Выбор метода ценообразования
  4. Установление конкретного уровня цены
  5. Корректировка ценового поведения предприятия в зависимости от положения дел на рынке

Цели ценообразования:

  1. Обеспечение сбыта, выживаемости предприятия
  2. Максимизация прибыли
  3. Расширение доли рынка
  4. Максимальное увеличение сбыта

Обоснованная методика установления цен, разумная ценовая политика являются необходимыми условиями эффективного функционирования предприятий в жестких условиях рыночной экономики. Правильное установление цен определяет лицо предприятия в той же мере как и качество его товаров.

 

  1. Экономическое содержание цены.

 

Цена является денежным выражением стоимости товара.

 

При определении сущности цены как экономической категории существуют два основных подхода.

Первый подход основан на теории трудовой стоимости, в соответствии с которым, цена – это денежное выражение стоимости, а стоимость – это овеществленный в товаре общественно-необходимый труд.

Второй подход – маржиналистский, основанный на теории предельной полезности. В соответствии с этой теорией цена – это такое количество денег, которое покупатель готов отдать за товар. Цена, по определению американского экономиста Филиппа Котлера представляет собой конкретную денежную сумму, по которой покупатель готов купить товар  (у него есть необходимая сумма денег), а продавец может продать (у него будет прибыль, а не убыток)

 

Цена - экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, то есть является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а, следовательно, между ценой и стоимостью.

 

Цена выполняет следующие функции:

    1. Учетная, т.е. в цене отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции.
    2. Стимулирующая, используется для ресурсосбережения, улучшения качества товаров и внедрения новых технологий.
    3. Распределительная, заключается в том, что в цены на товары включаются косвенные налоги, которые поступают в бюджет государства.

 

  1. Виды цен.
    1. По степени регулируемости:
      1. Регулируемые, т.е. цены, складывающие под влиянием спроса и предложения, но и испытывающие воздействие государства.
      2. Свободные, т.е. цены, складывающие под влиянием только спроса и предложения.
      3. Фиксированные, устанавливаются государственными органами управления на ограниченный перечень товаров.
    1. По характеру обслуживания:
      1. Оптовые - цены, которые используются производителями товаров и оптовыми предприятиями
      2. Розничные – цены, по которым товар реализуется конечному потребителю (населению, предприятиям или организациям)
      3. Закупочные – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами, населением
      4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта
    2. Цены, связанные с торговлей:
      1. Аукционная цена – цена товара, проданного на  аукционе
      2. Биржевая цена – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже
      3. Договорная (контрактная) цена – цена реализации товара в соответствии с заключенным договором
    3. По территориальному признаку:
      1. Единые или поясные цены – цены, на которые распространяется государственное регулирование  (единые по всей стране)
      2. Региональные (местные) цены – действующие только в данном регионе

 

  1. Методы формирования цен.
  2. «Средние издержки плюс прибыль», заключается в определении полных издержек и предполагает суммирование всех издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить. Самый популярный метод.
  3. Получение целевой прибыли (метод безубыточности) – предприятие стремится установить на свой товар такую цену, которая обеспечит получение желаемого объема прибыли
  4. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара – затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателями товара. Приемы воздействия: сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, торговая марка.
  5. Установление цены на уровне текущих цен – цены устанавливаются на основе анализа цен конкурентов

 

    1. Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

В ходе ценообразования необходимо помнить о ценовой эластичности спроса, которая показывает, на сколько % изменится количество реализуемой продукции, при изменении цены на товар на 1%.

В условиях рынка ценовая конкуренция (состязательность) является нормальным явлением и каждое предприятие при методе ценообразования, а затем при расчете цены на единицу конкретного товара должны помнить об этом, чтобы не потерять покупателей.

Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым ценам. Такими являются цены на товары и тарифы на услуги субъектов естественных монополий, на социально-значимые товары и т.п. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий закреплено Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Приняты также нормативные документы по тарифам на электро- и тепловую энергию, которые регулируются региональными энергетическими компаниями.


Информация о работе Ценообразование