Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем. Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы ценообразования на АТП в условиях рыночной экономики и освоить методику расчета основных показателей работы предприятия.
Для этого ставятся следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание ценообразования, функции цен;
- тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика, методика расчета.
Содержание
Введение
Глава 1
1.1
1.2
Глава 2
2.1
2.2
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.
Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние нарост соответствующих железнодорожных тарифов.
Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.
В результате формирования
современного рынка транспортных услуг
роль транспортных тарифов повышается.
В связи с этим актуальна информация,
связанная с происходящими изме
Для этого ставятся следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание ценообразования, функции цен;
- тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика, методика расчета.
Глава 1 Ценообразование в рыночной экономике.
1.1 Экономическое содержание. Виды цен, их структура
Цена в конечном счете
отражает, насколько правильно была
разработана и успешно
Через цену реализуются основные результаты деятельности предприятия и, следовательно, определяется эффективность его деятельности в целом.
Цена — фактор, непосредственно влияющий на прибыльность, так как прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами. Кроме того, от уровня цен зависит объем продаж.
Ценообразование — сложный процесс, поскольку цена является многофакторным явлением. Минимальный уровень цены устанавливается с учетом издержек производства и расходов на реализацию продукции. Издержки производства подразделяются на постоянные, переменные и валовые. Постоянные издержки — та часть затрат, которая остается неизменной независимо от размеров производства (плата за аренду помещений, теплоснабжение и т. п.). Переменные издержки — часть затрат, которая трансформируется в зависимости от масштаба производства. Валовые издержки — сумма постоянных и переменных издержек.
Цена должна возмещать валовые издержки и обеспечивать некоторую прибыль.
Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют систему. Система цен характеризует собой взаимоотношения различных видов продукции. Она складывается из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производства в целом и отраслей друг от друга, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируются по ряду признаков.
В зависимости от сферы оборота определяются внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым компании реализуют продукцию потребителям.
Внутренние цены используются для оборота средств внутри предприятий и являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений. Они делятся на следующие виды:
Внутрихозяйственные цены, по
которым осуществляют
Внутрифирменные цены, по которым самостоятельные предприятия (юридические лица) производят поставки внутри объединения. Внутрифирменная цена включает в себя переменные расходы и доход, который направляется на покрытие постоянных расходов подразделения предприятия и всей фирмы.
Трансфертные цены — внутрифирменные цены, которые обслуживают оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.
Трансфертная цена как бы поглощает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.
Отпускная (оптовая) цена отражает верхний предел внутренней цены и определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.
Таким образом, во-первых,
внутрифирменное
По розничным ценам товары реализуются в розничную торговую сеть. По этим ценам обычно продают товары народного потребления прежде всего населению, в меньшей степени предприятиям, организациям и предпринимателям. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
По степени
и способу регулирования
- Регулируемые цены — устанавливаются под контролем государства или отдельных субъектов Российской Федерации. Выделяются прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены посредством изменения налогов и процентных ставок.
- Договорно-контрактные цены определяются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.
- Фиксированные твердые цены — устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.
- Свободные цены — освобождены от ценового вмешательства государства. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
Наряду с перечисленными основными видами цен в практике хозяйствования применяется ряд других видов цен, которые выделяются по самым разнообразным признакам.
По степени обоснованности различают:
- Базисные цены — применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, с процессами инфляции.
- Прейскурантные цены — фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен.
- Фактические цены сделок — в них учитывается применение различных надбавок, скидок к базисной цене.
С учетом фактора времени выделяют:
- Постоянные цены, срок действия которых заранее не оговорен.
- Сезонные цены — вид закупочных или розничных цен на товары. Носят сезонный характер. Такая цена определяется путем применения скидок (надбавок) с первоначальной продажной цены и действует в течение определенного периода времени (сезона).
- Ступенчатые цены — ряд последовательно снижающихся цен, которые уменьшаются в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
По способу получения информации об уровне цен среди них обособляют:
- Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе. Они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.
- Прейскурантные цены — особый вид справочных цен, которые публикуются в прейскурантах фирм-продавцов.
- Расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, которое изготовляется по индивидуальным заказам. Такие цены рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.
В зависимости от вида рынка различают:
- Аукционные цены от публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот). Они устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.
- Биржевые котировки — цена стандартизированного однородного товара (в том числе ценных бумаг), который реализуется через биржу.
- Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли. Эта форма торговли основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
В зависимости от территории продаж бывают:
- Единые цены — действуют на всей территории страны; устанавливаются и регулируются государством.
Региональные цены — формируются на отдельных территориях страны. К ним относятся иены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, газ, электроэнергию.
- Местные цены — устанавливаются на продукцию, которая как производится, так и потребляется в данном регионе.
По условиям поставки и продажи выделяют:
- Цены-нетто — цены на месте купли-продажи.
- Цены-брутто (фактурные) — цены, которые определяются с условием купли-продажи (т. е. с учетом вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, условий страхования).
Классификация цен позволяет выработать эффективные методы ценообразования, которые реально отвечают требованиям как производителя, так и потребителя.
В системе цен можно выделить три основных вида: договорные, государственные и мировые цены.
- Договорные цены устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар.
- Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, базовые ресурсы для экономики данной страны, социально-значимые товары.
- Мировые цены применяются в международной торговле. Их уровень отражает цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте.
Для уточнения цены необходимо учесть реакцию потребителей на ее изменение (ценовую эластичность спроса).
Если колебания цены на 1% вызывает большие процентные изменения количества продаваемой продукции, то предприятие реализует изделия, спрос на которые по ценам эластичен. Этот факт позволяет сделать следующий вывод: увеличение выручки предприятия в условиях эластичного спроса возможно только за счет снижения цен или такой модернизации продукции, которая приведет к уменьшению эластичности спроса.
Если заданное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества продаваемой продукции, то предприятие реализует продукцию, спрос на которую неэластичен. Такой характер спроса заставляет руководство предприятия наращивать цены в целях увеличения общей выручки.
Некоторые цели могут достигаться противоположными путями. Так, рост прибыли АТП будет обеспечен за счет введения более высоких тарифов на перевозки, но прибыль может возрастать и при увеличении объема перевозок при пониженных тарифах. Устанавливая цены, предприятие должно стремиться получить максимум прибыли по всем видам перевозок. Для этого необходимо разработать систему тарифов для различных условий перевозок.