Ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем. Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы ценообразования на АТП в условиях рыночной экономики и освоить методику расчета основных показателей работы предприятия.
Для этого ставятся следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание ценообразования, функции цен;
- тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика, методика расчета.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

Глава 1

1.1

1.2

 

 

 

 

Глава 2

2.1

2.2

 

 

 

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правильная  тарификация работ и услуг, выполняемых  транспортом, — задача достаточно сложная  и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.

Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние нарост соответствующих железнодорожных тарифов.

Транспорт как  систему можно представить в  различных видах и формах построения.

В результате формирования современного рынка транспортных услуг  роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем. Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы ценообразования на АТП в условиях рыночной экономики и освоить методику расчета основных показателей работы предприятия.

Для этого ставятся следующие  задачи:

- рассмотреть экономическое содержание ценообразования, функции цен;

-  тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика, методика расчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Ценообразование в рыночной экономике.

1.1 Экономическое содержание. Виды цен, их структура

 

Цена в конечном счете  отражает, насколько правильно была разработана и успешно осуществлена та или иная программа. Если товар реализуется по намеченной цене, то данный факт свидетельствует об успехе; если же потребитель отказывается приобретать продукцию по предложенной цене, то это уже неудача.

Через цену реализуются основные результаты деятельности предприятия и, следовательно, определяется эффективность его  деятельности в целом.

Цена — фактор, непосредственно влияющий на прибыльность, так как прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами. Кроме того, от уровня цен зависит объем продаж.

Ценообразование — сложный процесс, поскольку цена является многофакторным явлением. Минимальный уровень цены устанавливается с учетом издержек производства и расходов на реализацию продукции. Издержки производства подразделяются на постоянные, переменные и валовые. Постоянные издержки — та часть затрат, которая остается неизменной независимо от размеров производства (плата за аренду помещений, теплоснабжение и т. п.). Переменные издержки — часть затрат, которая трансформируется в зависимости от масштаба производства. Валовые издержки — сумма постоянных и переменных издержек.

Цена должна возмещать валовые  издержки и обеспечивать некоторую  прибыль.

   Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют систему. Система цен характеризует собой взаимоотношения различных видов продукции. Она складывается из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производства в целом и отраслей друг от друга, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от сферы оборота  определяются внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым компании реализуют продукцию потребителям.

Внутренние цены используются для оборота средств внутри предприятий и являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений. Они делятся на следующие виды:

 Внутрихозяйственные цены, по  которым осуществляют внутренние  поставки цехи, участки, отдельные  производства внутри одного предприятия. Внутрихозяйственная цена — это сумма переменных расходов и прибыли подразделения.

           Внутрифирменные цены, по которым самостоятельные предприятия (юридические лица) производят поставки внутри объединения. Внутрифирменная цена включает в себя переменные расходы и доход, который направляется на покрытие постоянных расходов подразделения предприятия и всей фирмы.

Трансфертные  цены — внутрифирменные цены, которые обслуживают оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

Трансфертная цена как  бы поглощает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального  характера.

Отпускная (оптовая) цена отражает верхний предел внутренней цены и определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.

Таким образом, во-первых, внутрифирменное ценообразование является существенным фактором, влияющим на отпускную (оптовую) цену предприятия; во-вторых, внутрифирменная цена, отличаясь от цены предприятия, более объективна, поскольку не является результатом взаимодействия интересов производителя и конечного потребителя, т. е. не подвержена субъективной оценке. Наряду с внутренними ценами предприятия и оптовыми ценами в зависимости от характера оборота выделяются также закупочные цены, по которым реализуют сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим организациям.

По розничным ценам товары реализуются в розничную торговую сеть. По этим ценам обычно продают товары народного потребления прежде всего населению, в меньшей степени предприятиям, организациям и предпринимателям. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

По степени  и способу регулирования различаются:

- Регулируемые цены — устанавливаются под контролем государства или отдельных субъектов Российской Федерации. Выделяются прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены посредством изменения налогов и процентных ставок.

- Договорно-контрактные цены определяются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

- Фиксированные твердые цены — устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.

- Свободные цены — освобождены от ценового вмешательства государства. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Наряду с перечисленными основными видами цен в практике хозяйствования применяется ряд  других видов цен, которые выделяются по самым разнообразным признакам.

По степени  обоснованности различают:

- Базисные цены — применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, с процессами инфляции.

- Прейскурантные цены — фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен.

- Фактические цены сделок — в них учитывается применение различных надбавок, скидок к базисной цене.

С учетом фактора времени  выделяют:

- Постоянные цены, срок действия которых заранее не оговорен.

- Сезонные цены — вид закупочных или розничных цен на товары. Носят сезонный характер. Такая цена определяется путем применения скидок (надбавок) с первоначальной продажной цены и действует в течение определенного периода времени (сезона).

- Ступенчатые цены — ряд последовательно снижающихся цен, которые уменьшаются в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По способу получения  информации об уровне цен среди них  обособляют:

- Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе. Они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.

- Прейскурантные цены — особый вид справочных цен, которые публикуются в прейскурантах фирм-продавцов.

- Расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, которое изготовляется по индивидуальным заказам. Такие цены рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.

В зависимости от вида рынка  различают:

- Аукционные цены от публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот). Они устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.

- Биржевые котировки — цена стандартизированного однородного товара (в том числе ценных бумаг), который реализуется через биржу.

- Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли. Эта форма торговли основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

В зависимости от территории продаж бывают:

- Единые цены — действуют на всей территории страны; устанавливаются и регулируются государством.

Региональные цены — формируются на отдельных территориях страны. К ним относятся иены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, газ, электроэнергию.

- Местные цены — устанавливаются на продукцию, которая как производится, так и потребляется в данном регионе.

По условиям поставки и продажи выделяют:

  - Цены-нетто — цены на месте купли-продажи.

  - Цены-брутто (фактурные) — цены, которые определяются с условием купли-продажи (т. е. с учетом вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, условий страхования).

Классификация цен позволяет  выработать эффективные методы ценообразования, которые реально отвечают требованиям как производителя, так и потребителя.

В системе цен  можно выделить три основных вида: договорные, государственные и мировые цены.

- Договорные цены устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар.

- Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, базовые ресурсы для экономики данной страны, социально-значимые товары.

- Мировые цены применяются в международной торговле. Их уровень отражает цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте.

Для уточнения цены необходимо учесть реакцию потребителей на ее изменение (ценовую эластичность спроса).

Если колебания цены на 1% вызывает большие процентные изменения количества продаваемой продукции, то предприятие  реализует изделия, спрос на которые по ценам эластичен. Этот факт позволяет сделать следующий вывод: увеличение выручки предприятия в условиях эластичного спроса возможно только за счет снижения цен или такой модернизации продукции, которая приведет к уменьшению эластичности спроса.

Если заданное процентное изменение  цены ведет к меньшему процентному  изменению количества продаваемой  продукции, то предприятие реализует  продукцию, спрос на которую неэластичен. Такой характер спроса заставляет руководство предприятия наращивать цены в целях увеличения общей выручки.

Некоторые цели могут  достигаться противоположными путями. Так, рост прибыли АТП будет обеспечен за счет введения более высоких тарифов на перевозки, но прибыль может возрастать и при увеличении объема перевозок при пониженных тарифах. Устанавливая цены, предприятие должно стремиться получить максимум прибыли по всем видам перевозок. Для этого необходимо разработать систему тарифов для различных условий перевозок.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике