Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:42, курсовая работа
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.
Введение……………………………………………………………………. 3
Особенности ценообразования в разных моделях рынка……….…. 4
Рыночное равновесие и цена в условиях рынка совершенной конкуренции……………………………………………………………… 4
Ценообразование в условиях рынка несовершенной конкуренции……………………………………………………………… 5
Цена и ее функции. Система цен………………………………………10
Государственное воздействие на ценообразование…………………16
Заключение…………………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………………23
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: Экономический
Кафедра: Экономики и менеджмента
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Курсовая работа по экономической теории
Руководитель: доц. Л.Н. Ревуцкая
__________________________
(подпись) (оценка, дата)
Разработал: студент группы 81-1 А.С. Новожеев
__________________________
(подпись)
Красноярск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………23
Введение
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом.
Цены определяют эффективность
внешнеэкономической
На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путём формирования системы налогообложения.
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
В ценовом механизме
следует различать и выделять
две взаимодействующие
Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.
1.1 Рыночное равновесие и цена в условиях рынка совершенной конкуренции
Совершенная (чистая) конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Основными чертами совершенной конкуренции являются:
1) Очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке многим покупателям, которым безразлично у какой фирмы покупать; исключаются соглашения между фирмами;
2) Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции (трудно реализуемое на практике, так как одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и т.д.).
3) Контроль над ценой отсутствует. Цена является внешним фактором по отношению к фирме, т.е. не зависит от нее. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.
4) Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их.
5) Участники имеют
равный доступ ко всем видам
информации о состоянии рынка:
о ценах на товары и ресурсы,
о затратах, качестве товаров,
технике и технологии
6) Неценовая конкуренция отсутствует.
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства. Таким образом, совершенно конкурентная фирма сталкивается с кривой спроса, подобной той, что изображена на рисунке 1.
а)
P P S
D
P0 P0
D
0 0 Q
Q
Рисунок 1― Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы (а) и рынка (б).
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных.
Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешенны на определённом уровне цены, считается равновесным. Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако, равновесие по своей природе нестабильно.
Устойчивость рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.
Учитывая фактор времени, в течение которого более оперативно реагирует на воздействие различных факторов спрос, а предложение приспосабливается медленно к изменяющимся условиям, выделяют три вида равновесия:
1.2 Ценообразование в условиях рынка несовершенной конкуренции
Под несовершенной конкуренцией
понимается рынок, на котором не выполняется
хотя бы одно из условий совершенной
конкуренции. Полной противоположностью
совершенной конкуренции
К основным признакам рынка чистой монополии относятся:
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм.
Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию.
Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рисунок 2).
P
A
P1
B
P2
0 Q
Q1 Q2
Рисунок 2 ― Выбор монополиста
между снижением цен и
Площадь P1AQ1О – валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2BQ2О – валовой доход от реализации Q2 объема продаж. С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход возрастает на величину площади FBQ2Q1 и одновременно уменьшается на Р1АFР2.
Таким образом, при определении, как установить объем выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).
Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:
- по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам;
- по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
- по территориальному принципу – товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;