Ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
Особенности ценообразования в разных моделях рынка……….…. 4
Рыночное равновесие и цена в условиях рынка совершенной конкуренции……………………………………………………………… 4
Ценообразование в условиях рынка несовершенной конкуренции……………………………………………………………… 5
Цена и ее функции. Система цен………………………………………10
Государственное воздействие на ценообразование…………………16
Заключение…………………………………………………………………21
Библиографический список………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь и взаимозависимость  цен, образующих единую систему, объясняются  следующими причинами:

  1. существует единый процесс формирования цен на производство. То есть все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах;
  2. хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой - они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции;
  3. имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Существует многообразие цен, среди которых главную роль играет рыночная цена. Свободная цена свойственна рынку совершенной конкуренции, когда много покупателей и продавцов участвуют в ее формировании. При отсутствии контроля цена складывается стихийно под воздействием спроса и предложения.

На свободной основе устанавливаются договорные (контрактные) цены  – цены, величина которых определена в договоре (контракте), и которые зависят от партнерских отношений в процессе купли-продажи товаров. В договорных ценах различают:  

1) твердую цену, которая устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменениям в течение краткосрочного периода.

2) подвижную цену, которая в отличие от твердой фиксируется при заключении контракта, но пересматривается при последующем изменении текущих рыночных цен или других условий.

3) скользящую, которая исчисляется в момент исполнения контракта с учетом изменений в издержках производства за период осуществления контракта.

В системе цен следует  выделить особенности установления лимитных цен, которые определяют верхний предел цены на данную продукцию на стадии проектирования новых видов изделий, товара.

В зависимости от сфер торговли (масштабы торговых операций и характер реализуемого товара) различают  оптовые и розничные цены.

Оптовые цены характерны при реализации крупными партиями. Они ниже розничных цен на сумму, достаточную для заинтересованности торговца.

Розничные цены – цены, по которым реализуются товары конечным потребителям в розничной торговой сети. Розничные цены выше оптовой цены на величину торговой надбавки, в которую входят издержки обращения розничной торговли и прибыль торгового предприятия.

Закупочные цены –  цены государственных закупок продукции  у предприятий, организаций, населения.

Цены, диктуемые единым изготовителем (покупателем), есть результат  экономической власти монополии, исключающей конкуренции. Монопольная цена устанавливается произвольно в интересах товаропроизводителя ради высокой прибыли. Цена монополии устанавливается единым покупателем в его интересах. Трансфертные  (передаточные) цены, которые устанавливаются внутри крупных компаний.

По степени и способам регулирования различают два  вида цен.

Жёстко фиксированные, твёрдые цены назначаются органами ценообразования или другими  государственными органами, их уровень  фиксируется документально, никто  не может изменить величину такой цены.

Регулируемые (изменяемые) цены – регулируются государством, но воздействие государства носит  ограниченный характер, т.е. регулирование  сводится к ограничению величины цен на определённые группы товаров  верхним пределом, устанавливать цены выше которого запрещено.

Существуют и другие виды цен, выделяемые по самым разнообразным  признакам

Сопоставимые (неизменные) цены применяются в экономическом  анализе, планировании, прогнозировании, в исследовательских целях: так  как цены изменяются, а существует необходимость сопоставлять их в различные периоды, используются индекс цен, т.е. коэффициент перерасчёта, отражающий изменение цен, а при скачкообразном росте цен используется показатель уровня инфляции.

Проектные – в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства новых видов товаров, имеют приближенный, ориентировочный характер, что даёт возможность определить предельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

Сметная стоимость (вид  цены)  исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.

Расчётные – все виды цен, определяемые с учётом расчётов.

Прейскурантные –  цены, фиксированные в указателе  цен.

Прогнозные и плановые цены – на основе их составляются  бизнес-проекты, бизнес-планы фирм, государственные планы.

Мировые цены – цены мирового рынка, могут быть либо реально действующими на всемирном рынке, цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определённый период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах.

  Цены «чёрного» или «теневого» рынка – цены на запрещённые в открытой продаже товары. 

 

 

3 Государственное воздействие на ценообразование

Регулирование ценообразования  необходимая часть государственной  политики. В зависимости от состояния  экономики степень такого воздействия  государства на цены меняется, позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики. Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования.

      Для  повышения эффективности ценообразования  в естественных монополиях  государственное регулирование должно быть направлено на осуществление следующих задач:

1. Обеспечение баланса  интересов потребителей (доступные  цены) и компаний-монополистов (финансовые  результаты, привлекательные для  кредиторов и инвесторов). 

2. Определение тарифов для различных групп потребителей на основе реальных затрат.

3. Создание экономических  условий, при которых предприятиям  естественных монополий выгодно  сокращать издержки, внедрять новую  технику и технологии, повышать  эффективность использования инвестиции.

4. Использование ценового механизма государственного регулирования деятельности естественных монополий при проведении макроэкономической политики.

5. Выравнивание или дифференциация тарифов в отдельных регионах с целью обеспечения их рационального развития.

    Государственное  регулирование – это воздействие  на цены таким образом, чтобы  способствовать стабильному развитию  экономической системы в целом.  Выделяются три уровня в регулировании  ценообразования: установление государством  фиксированных цен; установления условий ценообразования для предприятий; свободные (договорные) цены. Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс.

Различают прямое и косвенное  воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики  регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям. Можно выделить восемь основных форм прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

Государство в лице своих  органов управления определяет порядок  исчисления уровня затрат — калькуляции  себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Решение о необходимости  регулирования цен принимается  на основе анализа деятельности субъектов  ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие  формы прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования:

  1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.
  2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются.
  3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита. Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
  4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
  5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
  6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
  7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
  8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное воздействие  на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  1. с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  2. путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  3. путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  4. путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Государственное регулирование  процесса ценообразования в России:

Что касается России, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товары государством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.

В настоящее время  в Российской Федерации вопросами  ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: органы ценообразования Минэкономразвития РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба.

Государственное регулирование  цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».

Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны: консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.

Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике