Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.
Задачи:
• Рассмотреть понятие цены, ценообразования, рыночной цены.
• Рассмотреть сущность и основные функции цены.
• Изучить методологию ценообразования, изучить основные виды цен и факторы ценообразования.
• Выявить проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики.
• Рассмотреть , какую ценовую политику должно проводить государство и основные задачи по регулированию цен.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность ценообразования в условиях рыночной экономики…………………………………………………..5
1.1 Определение и экономическая сущность цены……………5
1.2 Виды и этапы ценообразования на предприятии…………..9
1.3 Принципы ценообразования……………………………….14
Глава 2. Ценовая политика фирмы……………………………………17
2.1 Задачи и виды ценовой политики ………………………………17
2.2 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики фирмы…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая).docx

— 63.95 Кб (Скачать файл)

Архангельский филиал Федерального Государственного

Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего

Профессионального образования  «Московский

государственный университет  экономики, статистики и

информатики (МЭСИ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

ЭКОНОМИКА ОРГПНИЗАЦИИ

 

Тема: Ценообразование  в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Экономика и  бухгалтерский учет, 2011 г.

(специальность,  год обучения)

                                                Преподаватель:

Оценка________

 

 

 

 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………….3

Глава 1. Экономическая сущность ценообразования в условиях рыночной экономики…………………………………………………..5

    1. Определение и экономическая сущность цены……………5
    2. Виды и этапы ценообразования на предприятии…………..9
    3. Принципы ценообразования……………………………….14

Глава 2. Ценовая политика фиры……………………………………17

2.1 Задачи и виды ценовой  политики ………………………………17

2.2 Стратегические и тактические  аспекты ценовой политики фирмы…………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………26

Список литературы…………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

   Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.

   В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

   На ценообразование в России наряду с правительственным влиянием воздействует большое количество различных факторов, в основном финансового порядка. Многое зависит от состояния государственных финансов и государственного бюджета, политики Центрального Банка России. Огромное значение имеет состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. Но в первую очередь особенности формирования механизма цен в экономике зависят от состояния народного хозяйства страны и мирового рынка.

   Переходный характер  российской экономики, трудности  в проведении рыночных преобразований налагают свой отпечаток на особенности образования цен в России. Воздействие на переходный период исходит из многих составляющих, в том числе рынка ценных бумаг, товарных и фондовых бирж, внешнеэкономических отношений, взаимосвязи страхования, а также налоговой деятельности государства и процессов инфляции в условиях конкуренции, монополии государства и транснациональных компаний из-за рубежа.

 

Цель данной курсовой работы - выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.

 

Задачи:

  • Рассмотреть понятие цены, ценообразования, рыночной цены.
  • Рассмотреть сущность и основные функции цены.
  • Изучить методологию ценообразования, изучить основные виды цен и факторы ценообразования.
  • Выявить проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики.
  • Рассмотреть , какую ценовую политику должно проводить государство и основные задачи по регулированию цен.

 

Объект исследования - взаимосвязь  и взаимозависимость цен и  тарифов различных видов, возникающих  как на различных стадиях вопроизводственного  процесса, так и в процессе реализации товаров и услуг, сферы государственного воздействтия на процессы ценообразования, возможности влияния государства  на уровень и динамику цен  и  тарифов.

 

Методы:

Монографический

Абстрактно-логический

Экономико-статичесий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая  сущность ценообразования в условиях рыночной экономики.

    1. Определение и экономическая сущность цены.

 

   В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:

  • цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;
  • цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;
  • рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

 

   Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

   Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.

   Цена является  одной из важнейших и наиболее  сложных экономических категорий  товарного производства. Цена как  экономическая категория отражает  экономические отношения между  производителем и потребителем, между продавцом и покупателем  товара по поводу его производства  и реализации. Существует несколько  теоретических подходов к объяснению  экономической сущности (природы)  цены. Наиболее разработанными являются  два подхода. Первый подход  можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный).

   В соответствии  с первым (затратным) подходом  цена представляет собой результат  действия закона стоимости. Именно  в цене проявляет свое действие  закон стоимости. Стоимость, являясь  категорией товарного производства, находит свое выражение в форме  цены. Исходя из этого, сущностную  основу цены составляет стоимость,  а соответственно, «цена есть  денежное выражение стоимости  товара». В соответствии с этим  цена формируется под влиянием  производственных затрат, связанных  с производством и реализацией  конкретных товаров. Иными словами,  стоимостная теория рассматривает  сущность цены в первую очередь  с позиций производителя товара. Во главу угла ставится производство  товара, его предложение. Однако  цены конкретных товаров могут  не совпадать с их стоимостями.  Это вызвано тем, что в рыночных  условиях величина цены конкретного  товара формируется не только  под действием затрат на его  производство, но и целого ряда  других факторов. Среди них особое  место занимает величина потребности  в данном товаре, которая на  практике конкретизируется в  виде платежеспособного спроса. Зависимость затрат на производство  товара как основы цены от  величины потребности в нем.

   В соответствии  со вторым подходом оценка  товара (блага) осуществляется в  рыночных условиях каждым конкретным  потребителем на основе субъективной  ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены  представлена в виде «теории  предельной полезности» либо  «субъективной теории ценности».  Субъективная теория ценности  раскрывает экономическую сущность  цены с позиции потребителя.  То есть потребитель предъявляет  спрос только на тот товар,  который, по его субъективному  мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией  сущностную основу цены составляет  ценность (полезность) товара. Определение  же цены в этой теории следующее:  «цена это форма выражения  ценности благ (товаров), проявляющаяся  в обмене».

   В последнее время  рассмотрение сущности цены опускается  в практическую плоскость, на  микроуровень. А цена определяется  как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец  согласен продать, а конкретный  покупатель готов купить данный  товар». Однако данная формулировка  цены не противоречит рассмотренным  выше определениям цены. Здесь  акцент смещен лишь на конкретные  рыночные условия.

   Экономическая сущность  цены в конечном счете проявляется  в функциях цены. Функции цен  это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории  цены и которые характерны  для любого вида цен и для  каждой конкретной цены. Цене  присущи четыре функции: учетно-измерительная, стимулирующая, перераспределительная и сбалансирования спроса и предложения.

   Учетно-измерительная функция цены является основной функцией, так как она в наибольшей степени отражает экономическую сущность цены. Именно в цене отражаются затраты на производство и реализацию товара. Цена является, наряду с деньгами, стоимостным измерителем практически всех экономических процессов.

   Являясь измерителем экономических процессов, цена учитывает не только затраты, но и результаты производства.

   Цена не просто  пассивно учитывает затраты и  результаты. Цена является носителем  важнейшей информации о затратах  и результатах, на основе которой  участники рыночных процессов  могут принимать оптимальные  экономические решения.

   Стимулирующая функция цены заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены практически на все стороны воспроизводственного процесса и все уровни управления и хозяйствования. Выполняя стимулирующую функцию, цена может как поощрять, так и сдерживать экономические процессы. Причем поощрительное и сдерживающее воздействия цены, как правило, идут одновременно, параллельно. К примеру, увеличение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили в конечном счете приводят к росту внутренних цен на них. Этим самым цена стимулирует сдерживание (сокращение) притока иностранных автомобилей в страну. С другой стороны, создаются благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения, то есть цена поощряет отечественного производителя. Поэтому для усиления стимулирующей функции цены необходимо наиболее полно использовать различные формы как поощрительных, так и сдерживающих мер.

   Перераспределительная функция цены выражается в конечном счете в перераспределении доходов между производителем и потребителем. Посредством цены можно перераспределять доходы между странами, регионами, отраслями и сферами экономики, социальными группами населения и др. Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца.

  Функция балансирования спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение.

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики