Анализ и оценка системы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Ценообразование является важным элементом системы управленческого учета. Оно подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях.

Файлы: 1 файл

анализ.doc

— 536.98 Кб (Скачать файл)

 


2. Анализ и оценка системы ценообразования в ООО «Совет»

 

    1. Общая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «Совет» создано 3 декабря 1992 года и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности Общества не ограничен.

В активе ООО «Совет» порядка 10 торговых точек общей площадью почти 500 кв. метров. Предприятие имеет годовой товарооборот более 20 млн. рублей. В его штате 36 работников, средний размер заработной платы которых составляет около 5,5 тыс. рублей. Последние годы ООО «Совет» стабильно развивается, инвестируя все больше средств в свое развитие. Внедряются новые формы обслуживания на объектах. Особое внимание в магазинах уделяется уровню наценок на товары социально значимой группы (на хлеб 5 %, молоко 10 %, подсолнечное масло, куриное яйцо и крупяные изделия 15 %). В традициях предприятия - оказание спонсорской помощи и участие в профессиональных конкурсах. Недавно предприятие заняло 3 место в областном конкурсе как одно из лучших в продовольственной торговле регионального рынка.

Полное фирменное наименование Общества в русской транскрипции: Общество с ограниченной ответственностью «Совет», сокращенное наименование в русской транскрипции: ООО «Совет».

Место нахождения Общества: 433130, Россия, Ульяновская область, Майнский район, р.п. Майна, ул. Красноармейская д.69.

В соответствии с Уставом основными видами деятельности Общества является:

- поставка продукции общественного питания;

- деятельность розничной торговли пищевыми продуктами;

- деятельность розничной торговли строительными материалами.

Фактическим видом деятельности предприятия является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.

Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1:

 

Таблица 2.1 Основные экономические показатели деятельности ООО «Совет»

Показатели

Значение показателя

Отклонения

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Абсолютное

Относительное

Выручка от продаж, тыс. руб.

4560

5830

6105

1545

133,88

Себестоимость продаж, тыс. руб.

2145

3201

4257

2112

198,46

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1853

2026

1134

-719

61,20

Среднесписочная численность работников, чел.

16

18

20

4

125,00

Чистая прибыль, тыс. руб.

1442

1547

869

-573

60,22

Основные фонды, тыс. руб.

1358

1857

1920

562

141,38

Производительность труда, тыс. руб./чел.

285,00

323,89

305,25

20,25

107,11

Фондоотдача, тыс. руб.

3,36

3,14

3,18

-0,18

94,69

Фондоемкость, тыс. руб.

0,30

0,32

0,31

0,01

105,60

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

84,88

103,17

96,00

11,12

113,11

Затраты на 1 руб. выручки, тыс. руб.

0,47

0,55

0,70

0,23

148,24

Рентабельность продаж, %

31,63

26,53

14,23

-17,40

44,98


 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2009 году выручка от продаж относительно 2007 г. возросла на 33,88%, как и себестоимость, которая возросла в большей степени - на 98,46%. Темп роста себестоимости, превышающий темп роста выручки от продаж повлек снижение прибыли от продаж на конец 2009 г. относительно 2007 и 2008 гг.

Рост численности персонала значителен - в течение периода исследования и составил 4 человека. Чистая прибыль предприятия за счет роста себестоимости и прочих расходов, не связанных с основной деятельностью снизилась в 2008 г. относительно 2006 г. до 60,22%.

За период 2006-2008 гг. стоимость основных фондов возросла на 41,38%, что является результатом приобретения новых основных фондов - в частности, нового кухонного оборудования.

Фондоотдача ОФ снизилась до 94,69%, а фондоемкость, как обратный показатель фондоотдачи увеличилась на 5,6%, что отрицательно характеризует деятельность предприятия. Фондовооруженность возросла за счет роста стоимости ОФ. Производительность труда возросла на 7,11%, что является положительным результатом деятельности предприятия.

Показатели затрат на 1 руб. выручки в период исследования возросли на 23 коп., что свидетельствует о росте расходов предприятия - нерационального планирования материальных затрат, общехозяйственных расходов, затрат на оплату труда.

В период 2006-2008 гг. наблюдается снижение рентабельности продаж с 31,63% до 14,23%, но показатель близок к желаемой норме (15-25%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Система ценообразования в ООО «Совет»

 

Ценообразование является важнейшим качественным показателем работы ООО «Совет», осуществляющего розничную торговлю салатами и другими блюдами, в котором находят отражение все стороны его деятельности.

В ООО «Совет» в условиях работы на рынке общественного питания и получения всех исходных факторов производства, организована специальная системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемые предприятием блюда, так и на факторы производства, приобретаемые предприятием на рынке - средства производства, природные ресурсы, труд. Эту работу осуществляет заведующий производством ООО «Совет».

Необходимо отметить, что стоимость готовой продукции ниже на 10% уровня цен за аналогичную продукцию других предприятий, при этом ООО «Совет» гарантирует высокое качество еды; качество и высокую скорость обслуживания, широкий ассортимент товаров.

Ценовая политика ООО «Совет» позиционируется в сегменте недорогой кухни с демократичными ценами. Цены на салаты и другие блюда варьируются от 17 до 65 руб. за 100 гр.

Планирование рыночной цены на продукцию ООО «Совет» осуществляется по следующим этапам:

1. Планирование оптовой цены. Оптовая цена на продукцию ООО «Совет» - цена, с которой товар выходит с кухонного блока. Она состоит из полной себестоимости и прибыли.

2. Планирование отпускной цены. Отпускная цена ООО «Совет» - это цена, которая включает в себя помимо полной себестоимости и прибыли налог на добавленную стоимость - 18%.

3. Планирование рыночной цены. Рыночная цена - это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Она отличается от отпускной цены предприятия 10% торговой наценки, необходимое для содержания работников и покрытия транспортных расходов в размере 5% на блюда ООО «Совет» (всего 15%).

Во многом решения по установлению рыночной цены на продукцию ООО «Совет» определяется внешними причинами по отношению к предприятию. В одних случаях эти причины значительно уменьшают свободу предприятия в установлении цен, в других случаях - не оказывает заметного влияния на свободу ценообразования либо значительно расширяют эту свободу. Поэтому, конечным результатом первого этапа процесса планирования рыночной цены должно быть выявление границ предприятия в установлении рыночных цен на продукцию.

Специалисты ООО «Совет» при планировании рыночных цен своей продукции используют метод ценообразования «издержки + прибыль» потому, предприниматели всегда лучше знают свои издержки, чем спрос покупателей и цены конкурентов. Так же этот метод уменьшает ценовую конкуренцию, когда все фирмы используют его в своей практике ценообразования. В данной ситуации их цены очень близки друг к другу.

В совокупности рыночная цена конкретного блюда ООО «Совет» определяется взаимным действием трёх групп факторов: издержек производства, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке услуг общественного питания.

Рис. 2. Влияние каналов товародвижение на формирование рыночных цен в ООО «Совет»

 

Особенностью ценообразования на продукцию ООО «Совет» является то, что данная продукция реализуется населению и на нее формируются розничные цены, уровень которых складывается из стоимости сырья по розничным ценам и наценок, предназначенных наряду с торговыми наценками для возмещения совокупных издержек данных предприятий, уплаты налогов и неналоговых платежей согласно действующему законодательству, образования прибыли.

Особенность ценообразования в сфере общественного питания, представителем которой является ООО «Совет», состоит еще и в том, что в этой отрасли не определяется себестоимость единицы выпускаемой продукции. На каждое изделие собственного производства рассчитывается цена реализации.

Исчисление продажных цен на блюда и изделия в ООО «Совет» осуществляется в калькуляционных карточках, которые нумеруются и регистрируются в специальном журнале. В калькуляционных карточках указывают наименование блюда, номер рецептуры, название Сборника рецептур, дата составления калькуляции или ее изменения, выход блюда в готовом виде и цена порции. Расчет стоимости блюда производится исходя из стоимости сырья (с учетом наценки), расходуемого на 100 порций блюд или 10 кг изделий. Затем делением общей суммы стоимости набора сырья на 100 (или 10) определяется цена одной порции.

Основными документами при калькуляции блюд в ООО «Совет», регламентирующими нормы закладки сырья являются Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

В процессе планирования рыночной цены ООО «Совет» используется метод ориентации на издержки, который предполагает построение цены по принципу «издержки + ресторанная наценка», а также через получение общего объема прибыли и безубыточности.

Динамика и структура издержек ООО «Совет» представлена в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 Динамика и структура издержек производства ООО «Совет» за 2006-2008 гг.

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

сумма

уд. вес, %

В % к обороту

сумма

уд. вес,

%

сумма

уд. вес, %

2007/

2006

2008/

2007

Материальные расходы

183,792

8,57

622,64

19,45

1246,12

29,27

678,01

200,13

Заработная плата

1420,8

66,24

1836

57,36

2088

49,05

146,96

113,73

Отчисления на социальные нужды

369,408

17,22

477,36

14,91

542,88

12,75

146,96

113,73

Амортизационные отчисления

46

2,14

54

1,69

68

1,60

147,83

125,93

Прочие расходы

125

5,83

211

6,59

312

7,33

249,60

147,87

Итого расходов

2145

100,00

3201

100,00

4257

100,00

198,46

132,99


 

Материальные расходы предприятия в общей структуре расходов составили в 2007 г. - 8,57%, в 2008 г. - 19,45%, в 2009 г. - 29,27%, что свидетельствует о росте материальных затрат предприятия к концу периода исследования, из-за повышения стоимости продукции для приготовления блюд и ростом затрат на топливо и др. расходы.

Расходы на заработную плату персонала составляют основную долю затрат ООО «Совет». В общей структуре затрат удельный вес заработной платы составляет 66,24%, 57,36%, 49,05% в 2007-2009 гг. соответственно. Расходы на оплату труда персонала составляют практически 50% всех расходов предприятия на конец 2009 г. Отчисления на социальные нужды составляют 17,22%, 14,91%, 12,75% в исследуемый период, т.е. эти показатели в структуре расходов ежегодно снижаются.

Амортизационные отчисления в общей структуре затрат составили в 2007 г. - 2,14%, в 2007 г. - 1,69%, в 2009 г. - 1,6% и являются незначительными в общей структуре затрат предприятия.

Прочие расходы составили в 2007 г. - 5,83%, в 2008 г. - 6,59%, в 2009 г. - 7,33%. К этой статье расходов относятся в основном расходы на доставку продуктов и напитков своим транспортном и арендуемым для осуществления производственной деятельности предприятия.

Установление цены в ООО «Совет» по формуле «издержки + наценка» основано на калькуляции полной себестоимости продукции (единицы) с добавлением наценки как процента сверх издержек, т.е. по уровню рентабельности кулинарной продукции, реализуемой предприятием.

При формировании наценки, ООО «Совет» руководствуется документацией о принадлежности к категории, которая является приложением к лицензии на торгово-производственную деятельность предприятия.

В полную себестоимость приготовленного блюда предприятия входят следующие компоненты: сырье и материалы, топливо и электроэнергия, фонд оплаты труда, начисление, амортизация, прочие расходы. На предприятии ведется учет расхода электроэнергии и топлива на каждый месяц. Все эти расходы включаются в калькуляцию цен по видам блюд. Отпускная цена ООО «Совет» включает в себя помимо полной себестоимости и прибыли налог на добавленную стоимость - 18%. Рыночная цена отличается от отпускной цены предприятия 10% торговой наценкой, необходимой для содержания торговых работников и покрытия транспортных расходов в размере 5% (всего 15%).

Так как на предприятии используется всего лишь один метод ценообразования - затратный метод (метод ориентации на издержки), необходимо отметить его плюсы и минусы:

Плюсы затратного метода: ООО «Совет» имеет всегда больше информации о своих издержках, чем о потребительском спросе. Поэтому данный метод чрезвычайно прост для его использованием специалистами экономического отдела предприятия.

Информация о работе Анализ и оценка системы ценообразования