Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке в новой информационной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
1) анализ теории современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО и характера изменения их свойств под влиянием внешней электронной среды, а также для обоснования комплексного характера рассматриваемого вида деятельности;
2) выявить новые направления развития СБА;
3) рассмотреть СБФ как одну их основных составляющих СБО;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке в новой информационной среде………………………………………………….8
Справочно-библиографический аппарат как одна из составляющих СБО……………………………………………………………….8
Справочно-библиографический фонд и фонд выполненных справок – важный элемент СБО………………………………………………...15
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание: новое веяние в СБО……………………………………………………………………..22
Глава 2. Программа исследования…………………………………………...31
2.1. Методологические аспекты программы исследования………………31
2.1.1. Объект исследования………………………………………………31
2.1.2. Предмет исследования……………………………………………..31
2.1.3. Цели и задачи исследования………………………………………32
2.2. Процедурные аспекты программы исследования…………………….32
2.2.1. Метод опроса в изучении СБО…………………………………….32
2.2.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..37
2.3. Пилотажное исследование………………………………………………..39
2.3.1. Опрос в изучении справочно-библиографического обслуживания…………………………………………………………………….39
2.3.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая целиком.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Анкетный опрос, по мнению Г. Г. Бакумовой,  – это обращение за исходной информацией к различным людям (специалистам той или иной деятельности; представителям половозрастных групп, поселенческих структур и т.д.)

Его применение позволяет в сжатые сроки регистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессе и результатах их деятельности.

Популярность анкетирования особенно велика среди начинающих социологов: его достоинство – это внешняя простота и кажущаяся безотказность метода привлекательны для быстрого получения определенных результатов.

Однако самый распространенный метод еще не означает самый простой, так как изначальное преимущество той или иной процедуры сбора данных может быть сведено на нет неизменным ее применением.

Достоинства анкетирования очевидны:

  • Высокая оперативность получения информации.
  • Жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты.
  • Анонимность респондентов повышает объективность и искренность получаемых ответов.
  • Возможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных.
  • Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов.
  • Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.
  • Невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Недостатки анкетирования заключаются в том, что в анкете фиксируются не реально происходящие события, а только мнения о них. В ходе анкетного опроса обычно предполагается, что высказывания опрашиваемого респондента полностью соответствуют если истина, то хотя бы его подлинному мнению о ней. Исследователь же должен учитывать возможность искажения в том числе преднамеренного, истиной позиции анкетируемого и, строя анкету, суметь создать пути для выяснения подлинного мнения респондента. Кроме того, анкетный метод, будучи прост на стадии сбора данных, очень сложен на стадии составления анкеты. Вряд ли вообще можно сделать анкету без недостатков. И не смотря на все это, преимущество его все же гораздо значительнее, чем недостатки [11, с. 32].

 

 

2.2.2. Анализ фонда  выполненных справок

 Как отмечает И. Г. Васильев, в библиотечных исследованиях для изучения читателей широко используются методы анализа документации.

При правильной постановке этот метод позволяет получить объективные сведения о составе читателей, о массовых мероприятиях библиотеки, о динамике книговыдач в целом, о значимости тех или иных книг и т.д., а также о проявлениях общественного читательского мнения.

Методы анализа документации многообразны. Постоянно совершенствуются старые, появляются новые методы. Этот процесс вызван практическими потребностями, особенностями документов, направлениями и целями исследований.

Все методы изучения документации можно разделить на две большие группы: традиционные и формализованные, количественные. Различаясь между собою, они не исключают, а дополняют друг друга. Традиционные методы подразделяются на общие (понимания, инструкция, осмысление) и специальные (источниковедческие, психологические, юридические и т.д.). Сюда же относятся библиотековедческие методы анализа документов, используемые для изучения читателей.

Специальным библиотечным методом изучения читателей может служить анализ материалов справочно-библиографической работы, поскольку библиографические запросы отражают потребности читателей в литературе, раскрывают читательские интересы и цели чтения.

Объем справочно-библиографической работы и средства их учета бывают различными. В массовых библиотеках библиографические запросы учитываются в дневнике, а в библиографических отделах и читальных залах крупных библиотек – на бланках учета.

Разновидностью источников специальной библиографии является фонд выполненных справок. Он представляет: собой собрание копий ранее выполненных письменных библиографических справок. Эту часть СБФ называют также архивом выполненных справок или фондом неопубликованных библиографических пособий. Многие библиотеки, особенно крупные, в процессе обслуживания читателей организаций и учреждений выполняют тематические письменные справки.

Справки представляют собой списки литературы или картотеки, насчитывающие достаточно большое количество названий, детально структурированные. Из них и формируется фонд выполненных справок, пополняемый иногда путем получения копий таких же справок из других библиотек или органов информации. По читательскому назначению они могут быть как научно-вспомогательными, так и рекомендательными библиографическими материалами.

Несмотря на то, что тематические справки являются составной частью библиографических источников, они требуют особой организации хранения и размещаются отдельно от опубликованных изданий. Обычно они хранятся в специальных папках или конвертах, нумеруются по мере поступления и организуются в обратнохронологическом порядке. На обложке списка указываются тема справки, дата выполнения, виды, хронологические границы и языки изданий, включенных документов, фамилия исполнителя. Такой способ хранения требует создания специального поискового аппарата, то есть своеобразного тематического каталога или алфавитного предметного указателя, на карточках которого размещаются те же сведения, что и на титульном листе списка с указанием его номера. Это облегчает нахождение нужной тематической справки при необходимости ее использования в ответ на повторные запросы. Имеющаяся на титульном листе дата выполнения при повторном использовании принимается во внимание, так как указывает на необходимость дополнения списка новой литературой. Точно так же используется запись о видах включенных документов, языке их издания и фамилии исполнителя (то есть при повторном запросе литературы по данной теме выполнение справки поручается тому же библиографу).

При небольшом количестве выполненных справок они могут храниться на карточках, в этом случае на разделителях указываются тема и другие данные, о которых говорилось выше. Выполненные справки могут быть использованы при подготовке книжных выставок, тематических конференций, библиографических обзоров, мастер-классов. Часть справок представляет собой предварительные варианты будущих библиографических пособий [12, с. 90-91].

 

2.3. Пилотажное  исследование

2.3.1. Опрос в  изучении справочно-библиографического  обслуживания

Для выявления оценки качества справочно-библиографического обслуживания было проведено пилотажное исследование среди читателей-пользователей библиотеки.

С помощью четко сформулированных и специально подобранных вопросов анкеты была сделана попытка лучше узнать современного читателя библиотеки, его интересы и потребности, отношение к сотрудникам справочно-библиографического отдела.

При ответе на вопросы респонденты могли выбрать готовый ответ или дать свой собственный.

Почти половина опрошенных респондентов (47 %) посещают отдел регулярно, т.е. являются постоянными читателями.

В то же время значителен процент посещений в первый раз (28 %) и по мере необходимости (26 %). Это говорит о том, что нужно уделять должное внимание популяризации библиотечно-библиографических знаний среди читателей.

Согласно ответам на вопрос «Где Вы предпочитаете работать?» основным местом для получения и удовлетворения информационных потребностей пользователей стали: читальный зал библиотеки – 49 %; зал автоматизированного доступа – 27 %; зал открытого доступа – 25 %.

Полученные данные свидетельствуют не только о востребованности электронной информации, но и о правильности принятого ранее решения организовать самостоятельный читальный зал автоматизированного справочно-библиографического обслуживания.

В то же время ответы на вопросы: «Какие информационные ресурсы отдела Вы используете чаще всего?» укрепили мнение в том, что автоматизация библиографического поиска не является самой главной. По результатам опроса ранжирование информационно-библиографических источников следующее: каталоги и картотеки – 58 %; справочные издания – 36 %; Интернет-ресурсы – 33 %; библиографические издания – 24 %.

При анализе анкет выяснилось следующее: на вопрос «Как Вы предпочитаете работать?» 64 % ответили: «С помощью консультаций библиографа/библиотекаря»; самостоятельно предпочитают работать 36 %. А на вопрос: «Удовлетворены ли Вы результатами поиска в отделе СБО необходимой Вам информации?» 71 % респондентов ответили положительно.

В заключение респондентам было предложено высказать предложения по улучшению работы. Чаще всего высказывались пожелания: увеличить количество сотрудников, дежурящих в читальном зале; расширить парк компьютеров в залах; оказывать больше внимания читателям со стороны дежурных библиографов.

Проведенное анкетирование помогло оперативно выявить и изучить потребности читателей. Его результаты подтвердили целесообразность внедрения и использования в отделе СБО новейших форм справочно-библиографического обслуживания, а также необходимость поиска новых путей повышения спроса на информационные, библиографические ресурсы и услуги.

Было также проведено исследование работы сотрудников справочно-библиографического отдела. Большой суммарный показатель объясняется тем, что респонденты в перечне предложенных вариантов выделяли не один, а несколько показателей.

Данное исследование показало следующее: на вопрос «Какие поисковые ресурсы Вы используете для выполнения справок?» 38 % респондентов ответили, что используют каталоги и картотеки библиотеки и электронные ресурсы; 23 %  – используют только справочные издания; 39 % используют наряду с каталогами и картотеками еще и Интернет-ресурсы.

Респондентам был также задан вопрос о том, «Какие электронные поисковые ресурсы чаще всего используются при выполнении справок» 90 % библиотекарей, принявших участие в исследовании, пользуются справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс» и «Гарант». 85 % пользуются Интернет-ресурсами, 20 % – электронными ресурсами библиотеки и 5 % – другими ресурсами (электронным каталогом, электронными базами данных).

На вопрос: «Как часто Вы используете электронные ресурсы при выполнении справок?

65 % библиотек, принявших  участие в анкетировании, пользуются  ими ежедневно по 1-2 раза; 25 % –  ежедневно по 5-10 раз; не каждый  день пользуются электронными ресурсами 15 % библиотек.

На вопрос о том, «Какие информационные ресурсы библиотеки Вы используете для выполнения справок?», были получены следующие ответы: 85 % библиотекарей, принявших участие в исследовании, отметили, что используют справочные ресурсы и столько же – каталоги и картотеки библиотеки. 40 % библиотекарей отметили электронный каталог, 15 % – электронные картотеки статей. 35 % респондентов отметили справочно-правовую систему «Гарант», «КонсультантПлюс».

Практика показывает, что повышение качества информационного и справочно-библиографического обслуживания невозможно без квалифицированных специалистов и без использования библиотекарями/библиографами всех информационных ресурсов библиотеки.

 

 

2.3.2. Анализ фонда  выполненных справок

В целом процент выполнения библиографических справок соответствует нормам. Характеристика библиографических запросов пользователей в основном связана с изучением дисциплин в образовательных учреждениях. Лидируют запросы по природоведению, экологии, естественным наукам (45%) и истории (30%). По литературоведению – 15%, другим темам – 10%. Из общего количества справок 14% составляют краеведческие. При выполнении библиографических запросов используются источники: книжный фонд, каталоги, картотеки, библиографические пособия, справочный фонд, тематические папки, рекомендательные списки, периодические издания, Интернет.

В результате анализа выполненных библиографических справок было выявлено, что наибольшее количество справок выполняется в помощь подготовке докладов, рефератов, творческих работ.

Прослеживается тенденция увеличения количества обращений к Интернету. Примеры сложных запросов, которые потребовали обращения к этому источнику: «Архитектура в период губернаторства Карафуто», «Рассказ М. Зощенко «Колдун», «Олимпиада 2012 года в Лондоне», «Герои паралимпийских игр», «Гимн сочинской олимпиады-2014», «Олимпийская символика», «Рок-опера», «Как появились письма-треугольники во время Великой Отечественной войны», «Боевые шахматы кингчесс». 

Библиографические запросы читателей в библиотеке характеризуются универсальностью, большим разнообразием и сложностью. Все чаще учащиеся школ, особенно младших классов, пишут исследовательские работы, что тоже отражается на темах запросов. В числе выполненных справок большинство тематических, адресных. Характер запросов читателей по-прежнему связан с обучением. Для эффективной работы по выполнению справок используются базы правовой информации «КонсультантПлюс», «Гарант». Снизилось количество отказов благодаря использованию Интернета.

В настоящее время, фонды выполненных справок – редкость в традиционном виде (в условиях Веб 2.0 информационный мир перестал быть библиотекоцентричным и читатели массу справок (хорошо или плохо) выполняют сами).

Кроме того, для читательских запросов последних 15 лет свойственна динамичность, изменчивость (в силу уплотнения социального времени) и заинтересованность в полуфабрикате (полнотекстовой подборке или подборке ссылок на полнотекстовые ресурсы), а не в библиографических заготовках. Современной формой фонда выполненных справок, по сути, являются архивы виртуальных справочных служб. Архив выступает уже не как подборка отдельных справок, а как система, ценность которой больше, чем ценность суммы ее частей. Особую ценность архиву придают гипертектовые связи с мировыми ресурсами Интернета – источник нетривиальной поисковой читательской стратегии.

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке в новой информационной среде