Сотрудничество в сфере производства товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:35, лекция

Описание работы

1. Совместное предпринимательство.
2. Производственная кооперация.
3. Лицензирование.
4. Управление по контракту.
5. Проектное финансирование.

Файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения государственных  органов страны пребывания со смешанными обществами сводятся, в основном, к следующему:

• контроль за деятельностью  общества со стороны государственных финансовых органов;

• контроль за своевременным  и в полном объеме предоставлением  определенной информации в соответствующие инстанции (баланса общества, общего счета прибылей и убытков, обо всех изменениях капитала и его распределения).

СО платят налоги государственным  и местным органам управления. В налоговой политике западных государств сказывается их отношение к иностранным инвестициям. Определенные налоговые льготы предоставляются в тех странах, которые заинтересованы в иностранных вложениях. В этих странах налоги взыскиваются лишь с той части прибыли, которая получена от деятельности общества на их территории. В большинстве же стран (США, Англии, Франции, ФРГ, Японии) налогами облагаются все прибыли общества, в том числе и полученные от операций за границей, если нет двустороннего соглашения между странами об освобождении от двойного налогообложения.

В западных странах существуют различные виды налогов (на основной капитал, на имущество общества, на инвестиции, на деятельность, на прибыль). В своей практической деятельности смешанные общества сталкиваются также с необходимостью выплаты и других постоянных налогов, в том числе страхового налога, на автотранспортные средства.

Налоговое законодательство всегда соответствует социально-политической структуре общества и уровню его экономического развития.

Прекращение деятельности СО может быть осуществлено добровольно  или принудительно. Добровольное прекращение деятельности наступает по решению самого общества в результате слияния нескольких фирм или до совместному желанию большинства акционеров или пайщиков. Принудительное прекращение деятельности производится по решению суда или административных органов. Наиболее распространенным основанием в этих случаях является несостоятельность или банкротство, а также истечение срока деятельности общества, осуществление противозаконной деятельности, уменьшение числа членов ниже установленного минимума.

В) Совместные предприятия (СП).

Сущность понятия  СП.

Совместные предприятия (СП) - это хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран.

Государства участников СП не отвечают по их обязательствам, а  СП не отвечают по обязательствам государства. В финансовой и организационной структуре СП и СО нет принципиальных различий.

СП могут создавать  филиалы на правах дочерних компаний, которые являются хозяйственно независимыми юридическими лицами и не несут ответственности по обязательствам в отношении третьих лиц.

При создании СП азербайджанские и иностранные участники делают вклады в общий уставный фонд, размеры которого определяются исходя из необходимости финансирования материально-технической базы СП и образования оборотных средств. Соотношение долей участников в уставном фонде СП определяется по договоренности.

Основной смысл привлечения  иностранного партнера к созданию СП может состоять в следующем:

1) получение передовой  технологии и оборудования;

2) получение средств  в свободно конвертируемой валюте (в счет вклада иностранного партнера) для приобретения вышеупомянутых технологий и оборудования;

3) если вы, создавая  СП, собираетесь осуществлять операции  на внешнем рынке, иностранный партнер нужен для того, чтобы вы могли использовать торговые каналы и средства на этом рынке, которыми он располагает.

Основными целями участия  иностранного партнера в создании СП па территории Азербайджана являются:

1) увеличение производства  товара с помощью экспорта  капитала и снижение издержек  производства за счет:

• освобождения своей продукции от пошлин;

• более низкой оплаты труда азербайджанских рабочих;

• приобретения сырья  и энергоносителей на более благоприятных  условиях;

• получения полуфабрикатов при незначительных транспортных расходах и беспошлинно;

• географической близости рынков сбыта;

• использования благоприятного уровня налогообложения прибыли,

2) утверждение на внутреннем  рынке Азербайджана. При решении вопроса о создании СП в Азербайджане иностранный партнер учитывает целый ряд обстоятельств:

а) политическую обстановку в стране;

б) способность экономики  смягчать кризисные явления;

в) уровень инфляции;

г) объем международной  задолженности;

д) валютную политику Азербайджана;

е) гарантии защиты иностранного капитала.

В зависимости от целевых  установок СП могут быть следующих видов:

• СП научно-исследовательского характера;

• СП производственного  характера, при создании которых  зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции;

• закупочные СП, создаваемые  с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

• сбытовые СП, создаваемые  с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения СП, так и в третьих странах;

• комплексные СП, в  которых сочетаются различные виды деятельности.

Естественно, могут существовать и существуют СП смешанного типа.

В развитых капиталистических  странах СП могут создаваться  в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных товариществ, холдингов.

Условия работы СП на территории Азербайджана.

Созданные и функционирующие  на территории Азербайджана СП имеют определенные льготы. Им разрешено:

иметь манатные счета;

создание иностранных  предприятий, т.е. предприятий со 100%-ным иностранным капиталом;

приобретение азербайджанских акций и других ценных бумаг;

приобретение права  на пользование землей;

участие в приватизации;

переводить доходы в  инвалюте за рубеж;

покупать валюту на аукционах за счет манатной прибыли;

создание дочерних предприятий, филиалов и представительств у нас  в стране и за рубежом;

самим СП определять цену на свою продукцию.

Структура СП и последовательность его создания.

В соответствии с Законом Азербайджана «0б иностранных инвестициях» в нашей стране предприятие с иностранными инвестициями может быть создано путем его учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

Приобретение иностранным  инвестором доли участия (пая, акций) в  ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а также приобретение такого предприятия полностью осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территории Азербайджана.

При создании предприятий  с иностранными инвестициями, связанных с введением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза.

В необходимых случаях  создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения  соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы.

Учредительные документы  предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, размер и порядок формирования уставного капитала, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, (порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положения, не противоречащие действующему на территории Азербайджана законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.

Вклады в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется договоренности участников. Оценка может осуществляться как в манатах, так и в валюте. Создание совместного предприятия требует технико-экономического обоснования.

Поиск иностранного партнера. Он должен проводиться на конкурсной основе в несколько этапов:

1) выявление общего  круга потенциальных участников  СП;

2) технико-экономический  анализ показателей хозяйственной  и финансовой деятельности отобранных фирм для подготовки запросов о возможном сотрудничестве в СП;

3) оценка конкурентоспособности продукции выявленных зарубежных фирм;

4) запрос предложений  от фирм и сравнительная оценка  этих предложений;

5) запрос справки из  банка о финансовом положении  фирм;

6) окончательный выбор  партнера СП на основе проведенного  анализа.

Подготовка протокола  о намерениях. Протокол о намерениях отражает:

цели и характер будущего СП (вид  продукции, направления реализации, этапы развития СП);

обязательства сторон относительно процесса подготовки и согласования учредительных документов СП;

ориентировочные экономические и  организационные требования, учет которых  партнеры считают обязательным при создании СП, (например, предельная сумма возможного вклада иностранного партнера в уставный фонд, нижняя граница рентабельности затрат по участию в СП).

Регистрацию предприятий с небольшой  долей иностранного капитала осуществляют региональные органы юстиции.

Предпринимательская деятельность СП.

Деятельность СП осуществляется в рамках полного хозрасчета. В  работе СП всегда присутствует риск, поэтому часто СП называют рисковыми. Для учета этого в СП создается рисковый фонд, из которого выплачиваются убытки в случае утери товара при перевозках (рис. 2).

Рис.2. Схема деятельности СП.

Разница между выручкой от реализованной  продукции СП и себестоимостью произведенной продукции (все расходы, которые несет СП, в том числе и управленческие) составляет его балансовую прибыль. Из балансовой прибыли производятся отчисления в резервный фонд. Размеры ежегодных отчислений в последний, как правило, определяются в уставе или договоре о создании СП (или же правление каждый год определяет эти размеры).

Делаются отчисления также в  фонды развития производства, науки  и техники. Таких фондов может  быть несколько. Отчисления в фонд развития не лимитируются. Отчисления в резервный фонд производятся до тех пор, пока они не достигнут 25% уставного фонда СП, а затем прекращаются.

После того как сделаны отчисления в резервный фонд, в фонд развития науки и техники, остается налогооблагаемая часть прибыли.

При ликвидации СП партнеры, вероятно, захотят использовать в дальнейшем разработанную технологию отдельно друг от друга. Поэтому возникает проблема разделения прав на технологию между партнерами. Разделению подлежат также кассовая наличность и другие активы небольших объемов. Прочие активы могут быть проданы за наличные, разделить которые впоследствии не представит затруднений.

СП может прекратить свое существование  путем полной ликвидации либо посредством  выкупа СП одним из партнеров. Последний  путь подлежит налогообложению

Прекращение деятельности СП может быть вызвано различными причинами:

• экономическими;

• банкротством СП,

• нарушением договора отдельными партнерами,

• правовыми, которые возникают  из государственной внешнеэкономической  политики.

К сожалению, в последнее время участились случаи сокрытия СП части своих прибылей. В связи с этим Минфином принято решение об ужесточении финансового контроля деятельности СП и принятия санкций к недобросовестным СП вплоть до их закрытия. СП может быть "принудительно" закрыто в двух случаях:

1) в случае преднамеренного сокрытия  дохода от налогообложения (например, путем отнесения их к издержкам  производства и обращения, не  связанным с основной деятельностью предприятия). Санкция: уплата в бюджет всей суммы заниженной прибыли плюс штраф в размере сокрытой прибыли плюс возможность закрытия СП;

2) в случае несвоевременного  внесения иностранным участником  его доли уставного капитала. Если иностранный участник не  внес свою долю в течение  года со дня образования СП  и иное не оговорено в уставе, то СП считается несостоявшимся и ликвидируется.

Устранение указанных и других барьеров, препятствий и трудностей в создании и функционировании СП путем новых законодательных  актов позволит существенно расширить приток иностранных капиталов в нашу экономику.

Создание СП с фирмами  зарубежных стран в приоритетных отраслях нашего народного хозяйства  дает возможность привлекать новейшие технику и технологию, направлять в капиталистическую часть мира продукцию СП, пользуясь возможностями партнера.

СП является формой сотрудничества, которая должна поддерживаться доверием и честным поведением партнеров между собой.

Г) Свободные экономические зоны.

В развитии СЭЗ можно выделить 4 этапа. Первый этап (середина 16 века - начало 20 века). Это довольно длительный период гаваней и зон свободной торговли. В 1547 году Италия объявила Ливорно свободной гаванью, таким образом, была создана самая первая в истории "свободная экономическая зона". Затем подобные зоны стали создаваться и в других крупных городах Европы, например: Триест в Италии, Гибралтар в Испании. Свободные экономические зоны (СЭЗ) - ограниченные территории, на которых предоставляются исключительные льготы для ведения хозяйства. В конце 80-х годов в мире действовало около 600 подобных зон, торговый оборот которых составляет почти 8% всей мировой торговли.

Целью СЭЗ является создание наиболее благоприятных условий  для активизации хозяйства страны и ВЭД.

Информация о работе Сотрудничество в сфере производства товаров и услуг