Производство общественных товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- рассмотреть виды, свойства общественных благ;
- рассмотреть формирование спроса на общественные блага и эффективный объем предложения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Общественные блага как экономическая категория……………….……4
1.1 Понятие общественного блага и его основные свойства…………...4
1.2 Виды и классификация общественных и социально значимых благ..9
2. Особенности спроса и предложения общественных благ………………13
2.1 Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага………………………………………………....13
2.2 Формирование предложения общественных благ………………...15
2.3 Границы предоставления общественных благ…………………….20
3. Проблемы эффективного предоставления общественных благ………21
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.92 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 30 с., 3 рис., 2 табл., 15 источников, 3 прил.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ  БЛАГА…

 

 

Объект исследования - процессы формирования и предоставления общественных благ в современной экономике посредством рынка и государства.

Предмет исследования – регулирующее воздействие государства на предоставление общественных благ.

Цель работы: исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.

Методы исследования: теоретические, сравнительного анализа, экономико-математические.

Исследования и разработки: проведено исследование общественных благ, проанализировано значение и влияние государственного сектора и частного капитала, выявлены проблемы и основные направления развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Общественные блага как экономическая категория……………….……4
    1. Понятие общественного блага и его основные свойства…………...4
    2. Виды и классификация общественных и социально значимых благ..9
  2. Особенности спроса и предложения общественных благ………………13
    1. Особенности спроса на общественные блага и эффективный объем общественного блага………………………………………………....13
    2. Формирование предложения общественных благ………………...15
    3. Границы предоставления общественных благ…………………….20
  3. Проблемы эффективного предоставления общественных благ………21

Заключение…………………………………………………………………..29

Список использованных источников………………………………………30

Приложения…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Результаты  функционирования общественного сектора  воплощаются главным образом  в общественных благах. Доходы и  расходы государства должны как  можно точнее соответствовать предъявляемым  гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно  использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения  ими потребителей и анализировать  возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления  бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны  для обоснования социально-экономической  политики.

Актуальность  данной проблемы заключается в том, что вопросы развития человеческих потребностей и потребления достаточно широко разрабатывались в философии, социологии, психологии, политэкономии, но при этом не проводились разграничения  между потребностями в индивидуальных и потребностями в общественных благах. Кроме того, недостаточно изучена  роль государства в процессе формирования общественных благ.

Основой для рассмотрения данных вопросов являются фундаментальные работы по теории общественных благ и общественного сектора экономики таких зарубежных авторов, как Э. Аткинсон, Д. Бьюкенен, В. Де Витти, Р. Инмэн, Г. Линдаль, Б. Маццола, Р. Майсгрейв, М. Олсон, В. Парето, Д. Стиглиц, Ф. Эджуорт, а также российских ученых Г. Гутман, О. Звягинцева, Е. Егорова, В. Кошкина, А. Морозова, С. Шендерова, Л. Якобсона и другие.

Проблеме  исследования экономических интересов  в сфере производства общественных благ уделялось значительное внимание в работах основоположников экономической теории: У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Ж. Б. Сэя, а также в трудах Р. Арона, Г. Беккера, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, М. Вебера, Т. Веблена, Д. Гэлбрейта, Р. Коуза, В. Леонтьева, А. Маршалла, У. Митчелла, Г. Саймона, П. Самуэльсона, Д. Стиглера, М. Фридмана, Ф. Хайека.

Целью работы является исследование природы общественных благ и изучение экономической роли государства в их формировании и предоставлении.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

- рассмотреть  виды, свойства общественных благ;

- рассмотреть  формирование спроса на общественные  блага и эффективный объем  предложения;

- обосновать  роль государства в предоставлении  общественных благ.

Объектом исследования выступают процессы формирования и предоставления общественных благ в современной экономике посредством рынка и государства.

Предметом исследования является регулирующее воздействие государства на предоставление общественных благ.

Теоретическую и методологическую основу курсовой составляют труды отечественных  и зарубежных ученых в области  институциональной теории, экономической  теории благосостояния, теории общественного  сектора экономики, а также научные работы по экономике и социологии. При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати, а также экономико-статистический метод.

Курсовая работа выполнена на 28 страницах, включает введение, 3 раздела, 5 подразделов, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

1 Общественные блага как экономическая категория

1.1 Понятие общественного блага и его основные свойства

 

Вопросы формирования, согласования экономических  интересов и противоречий в сфере  воспроизводства общественных благ являются достаточно новыми, слабо исследованы в качестве самостоятельного предмета в теоретическом аспекте в отечественной научной литературе. Основой для рассмотрения данных вопросов являются фундаментальные работы по теории общественных благ и общественного сектора экономики таких зарубежных авторов, как Э. Аткинсон, Д. Бьюкенен, В. Де Витти, Р. Инмэн, Г. Линдаль, Б. Маццола, Р. Майсгрейв, М. Олсон, В. Парето, Д. Стиглиц, Ф. Эджуорт, а также российских ученых Г. Гутман, О. Звягинцева, Е. Егорова, В. Кошкина, А. Морозова, С. Шендерова, Л. Якобсона и другие.

Проблеме  исследования экономических интересов  в сфере производства общественных благ уделялось значительное внимание в работах основоположников экономической теории: У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Ж. Б. Сэя, а также в трудах Р. Арона, Г. Беккера, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, М. Вебера, Т. Веблена, Д. Гэлбрейта, Р. Коуза, В. Леонтьева, А. Маршалла, У. Митчелла, Г. Саймона, П. Самуэльсона, Д. Стиглера, М. Фридмана, Ф. Хайека.

Исходной  предпосылкой всех методологических постановок вопросов, связанных с проблемой  воспроизводства общественных благ, является определение самого понятия «общественные блага». [15, с. 477]

Еще Смит в своей книге «Исследования  о природе и причинах богатства  народов») (1776) из состава экономических  выделил группу благ, потребление  которых связано с функционированием  общества в целом. «Согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнять только три обязанности весьма важного значения, но ясные и понятные для обычного разумения: во-первых, обязанность ограждать общество от насилия и вторжения других независимых обществ; во-вторых, обязанность ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов; и, в-третьих, обязанность создавать и содержать определенные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или групп, потому что прибыль от них не сможет никогда возместить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет, зачастую с излишком, возместить их большому обществу». [16, с. 651]

«Большой  экономический словарь» дает следующее  толкование: «Общественные блага - это  товары и услуги, предоставляемые  государством на нерыночной основе». [1, с. 91]

Удовлетворение  экономических потребностей осуществляется с помощью материальных, духовных и иных благ. Благо — это все  то, посредством чего реализуются  человеческие потребности. [21, с. 36]

Общественные  блага - блага, к которым имеют  доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение  парков, музеев и т.п.

Общественные  блага занимают в национальной экономике  значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом  эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага - это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты. [7, с. 144]

В теоретической  и учебной литературе отсутствует  однозначное определение общественного  блага. Анализ работ различных ученых-экономистов (К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Н. Г. Мэнкью, Д. Стиглиц, М. И. Скваржинский) позволяет выделить два существенных признака, характеризующих общественные блага.

1. Неконкурентность, или несоперничество в потреблении,  означающее, что увеличение числа  потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них.

Неконкурентность  — это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей  совместно или одновременно пользуются общественным благом и поэтому невозможно отделить основного приобретателя от лиц, получателей внешнего эффекта. [22, с. 26]

  1. Неисключаемость, т. е. ограничение доступа потребителей к такому благу практически неосуществимо.

«Как  следствие этого - трудно или вовсе  невозможно назначить плату за пользование  неисключаемыми товарами - ими можно  пользоваться без прямой оплаты». [13, с. 742]

Следует, однако, отметить, что указанные  выше свойства не дают однозначного определения  общественных благ. Даже такие классические примеры, как национальная оборона и научные знания, подвергаются критическому анализу с точки зрения свойств неисключаемости и неконкурентности. Так, например, Р. Нельсон пишет: «Вооруженные силы могут быть способны защитить одни регионы, но не способны защитить другие, а при ограниченности ресурсов защита одной группы людей может осуществляться за счет защиты другой». Национальная оборона — это благо, которое нельзя назвать полностью не соперничающим при использовании. Знания - это благо неисключительное до определенного предела, так как «создатель этого знания может запатентовать его и предъявлять иск любому за использование его лицензии». [10, с. 47]

Изначально  концепция общественного блага  выделяла два основных свойства общественного  блага, которые делают его отличным от частного блага – конкурентоспособность  и исключаемость. Конкурентными  блага будут в том случае, когда  получение выгод от потребления  данного товара одним экономическим  субъектом не делает невозможным  получение этих выгод в том  же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим  субъектом. Следовательно  любой  может пользоваться благом, не мешая  другим. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг  национальной правовой системы как  общественного блага не уменьшает  и не ухудшает положение населения  в связи с появлением на свет новых  граждан страны.

Рассмотрим  использование скоростного шоссе  во время незначительного транспортного  движения. Так как шоссе уже  существует и на нем нет «пробок», дополнительные издержки проезда по нему равны нулю. Или другой пример — использование маяка. Когда  он построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно ничего не прибавляет к эксплуатационным расходам.

  Большинство  благ конкурентно в потреблении.  Например, когда вы покупаете  какую-то мебель, исключается возможность купить ее еще кем-нибудь; таким образом, мебель — товар конкурентный. Конкурентные товары распределяются среди отдельных лиц. Неконкурентные товары должны быть доступны каждому независимо от возможности отдельного лица оплатить их потребление.

Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами.

Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация штата или города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа. Большинство благ, конечно, являются исключаемыми. Автомобили, например, исключаемы (и конкурентны). Если магазин продает новый автомобиль одному потребителю, тогда он исключает возможность других лиц купить данную машину.

Так же принято  различать техническую невозможность  и экономическую не целесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо то практически  невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости  общественного блага слишком  высоки, ислючаемость может оказаться  экономически неоправданной. Обычно неисключаемость  имеет не абсолютный, характер; просто исключение любого потребителя из процесса потребления этого блага связано  с запретительно высокими издержками.

Информация о работе Производство общественных товаров и услуг