Сотрудничество в сфере производства товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:35, лекция

Описание работы

1. Совместное предпринимательство.
2. Производственная кооперация.
3. Лицензирование.
4. Управление по контракту.
5. Проектное финансирование.

Файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

СЭЗ - часть территории одного государства, на которой ввезенные  товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории.

Для всех СЭЗ характерны: беспошлинный или льготный режим  ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.

Наибольшее распространение  СЭЗ получили в развивающихся  странах. Общая занятость в них достигает 2 миллионов человек. К середине 90-х вдов этот показатель превысил 3 млн. человек.

СЭЗ действуют в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Китае, Венгрии, Болгарии, США.

Первоначально СЭЗ считалась  особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта, выделенная из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.

В течение длительного  времени СЭЗ была присуща преимущественно  коммерческая деятельность. В свободных  экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были надавлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволяло повысить качество. И только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара. Таким образом из собирающих центров и пунктов распределения СЭЗ все чаще становились места обработки и трансформации товаров.

В настоящее время  создание СЭЗ предполагает достижение таких целей:

обеспечение более полной занятости рабочей силы как в  самой СЭЗ, так и за ее пределами;

привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте;

организация в СЭЗ таких производств, продукция вторых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие местные предприятия, действующие на внутреннем рынке.

В практике СЭЗ в настоящее  время применяется широкая гамма  льгот и стимулов для иностранных  вкладчиков капитала. Обычно предусматриваются следующие льготы: отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в СЭЗ, а также полная или частичная отмена налогов на прибыль на определенный срок и в зависимости от ряда условий.

Среди "классических" СЭЗ, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:

1) СЭЗ, порты, транзитные  зоны, в которых отменяются таможенные  пошлины и осуществляется экспортно-импортный контроль над ввозимыми и вывозимыми товарами (для перевалки, переработки и хранения);

2) экспортные промышленные  зоны (создаются для производства экспортной продукции);

3) банковские и страховые  зоны с применением льготных  режимов осуществления банковских операций;

4) технологические зоны (технополисы, технологические парки), базирующиеся на применении различных льгот в области разработки и применения новой технологии, ноу-хау;

5) свободные, "открытые" зоны (город, район).

В странах с рыночной экономикой функционируют три типа СЭЗ: производственные, свободные порты и зоны свободной торговли, зоны экспортной промышленности.

Подавляющее большинство  в существующих ныне СЭЗ составляют предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.

Основной задачей администрации  таких зон должна быть задача обеспечения  в рамках принятого законодательства благоприятных условий для инвесторов и для деятельности всех предприятий. Для этого администрация СЭЗ осуществляет следующие функции: контроль за соблюдением правил, установленных для СЭЗ; регистрацию предприятий, организаций и фирм; взимание платежей с иностранных и национальных вкладчиков капитала; оказание необходимых услуг, включая маркетинговые.

Создание СЭЗ на территории нашей страны позволяет решать следующие  задачи:

1) улучшать отраслевую  структуру производства и ускорять  социально-экономическое развитие  территории, где расположены СЭЗ;

2) включать экономику  СЭЗ в хозяйственную структуру соответствующих регионов;

3) активно внедрять  в производство отечественные  и зарубежные научно-технические  разработки и изобретения, с  последующим их использованием  в экономике Азербайджана и на внешних рынках;

4) развивать экспортную  базу Азербайджана.

При этом СЭЗ могут  быть комплексными, внешнеторговыми  и функциональными. Перечисленные варианты СЭЗ могут выполнять и различные экономические и внешнеэкономические функции. Наибольший интерес представляют комплексные экономические зоны, поскольку они будут функционировать на основе механизма, наиболее приближенного к условиям мирового рынка, и создавать продукцию, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

Оффшорная зона (от англ. off shore - вне берега) — государство  или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности.

В оффшорной зоне:

упрощён и ускорен  процесс регистрации нерезидентов, при котором уплачивается чисто  символическая сумма (например, в  Панаме необязательно указывать  учредителей компании, незначительный сбор уплачивается и при ежегодной перерегистрации);

по заниженным ставкам  уплачиваются нерезидентами налоги с прибыли и подоходный налог  с физических лиц.

гарантируется конфиденциальность деятельности оффшорных компаний, они  освобождены от государственного валютного контроля.

В целях защиты национального  бизнеса оффшорным компаниям  запрещено заниматься любой предпринимательской  деятельностью в пределах оффшорной  зоны. Основные доходы оффшорной зоны складываются от сборов за регистрацию и перерегистрацию, налоговых поступлений, расходов оффшорных компаний на содержание в зоне их постоянных представительств (секретарских бюро). Они включают следующие статьи: аренда помещения, связь, электроэнергия, оплата проживания и питания, транспорт, досуг, заработная плата и некоторые социальные компенсации и выплаты (например оплата лечения и т.п.) работникам бюро.

Во многих оффшорах требуется  обязательное трудоустройство местных  жителей в секретарское бюро, тем  самым решается проблема занятости. Импортируемые для нужд компаний оборудование, автомобили, материалы не облагаются таможенными пошлинами. Число зарегистрированных нерезидентских фирм в одном офшоре может достигать нескольких десятков тысяч.

Компании в оффшорных  зонах являются в основном представителями среднего или крупного бизнеса. Субъектам малого предпринимательства регистрация и содержание оффшорных компаний обходится слишком дорого, поэтому им выгоднее организовывать деятельность в своей стране.

2. Производственная  кооперация.

Производственная кооперация – это форма предпринимательских связей, при которой каждый партнер выполняет свою долю работ в рамках единого производственного процесса, а доход от реализации произведенного товара делится между партнерами согласно доле каждого партнера в общем объеме работ. Производственная кооперация может реализоваться путем создания совместных предприятий.

Совместное  предприятие – это предприятие, уставный фонд которого образован путем внесения паевых взносов двумя или более учредителями, один из которых – иностранное лицо.

3. Лицензирование.

А) Лицензия –  разрешение, выдаваемое компетентным государственным органом на осуществление  определенных видов деятельности.

Б) Лицензия –  как разрешение на использование  изобретения или иного технического достижения, предоставляемая на основании лицензионного соглашения.

Термин “лицензия” используется в двух значениях :

1. Лицензия  – разрешение, выдаваемое компетентным государственным  органом на осуществление определенных  видов деятельности.

2. Лицензия – как разрешение на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемая на основании лицензионного соглашения.

Лицензия (лат.  litentia) —  документ (соглашение), дающий право  на выполнение некоторых действий.

Лицензирование —  процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая  другой стороне - лицензиату право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензиат — юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление  конкретного вида деятельности.

Лицензионные условия  — условия, при соблюдении которых  лицензия действительна.

 

А) Лицензия –  разрешение, выдаваемое компетентным государственным органом на осуществление определенных видов деятельности.

Законом выделяются объекты  лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То есть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Азербайджана требуется получение лицензии в соответствии с  Законом.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов  руководствуется рядом принципов:

·    защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

·    обеспечение единства экономического пространства на территории Азербайджанского государства;

·    утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории государства;

·    гласность и открытость лицензирования;

·    соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование - это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для  защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

В отношении лицензируемых  видов деятельности, требующих специальных  условий для их осуществления, в  лицензионные требования и условия  могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий  в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид  деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства  о государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического адреса, изменения  паспортных данных индивидуального  предпринимателя, утраты лицензии лицензиат  обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Территория, на которой может быть использована лицензия.

Деятельность, на осуществление  которой органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Азербайджана.

Деятельность, на осуществление  которой лицензирующим органом  субъекта государства выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта. На территориях  иных субъектов такая деятельность, по общему правилу, может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов государства.

При нарушении этого  правила, то есть, за осуществление  деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта государства, на территориях иных субъектов без уведомления лицензирующих органов данных субъектов, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством.

Однако следует отметить, что, например, действие лицензии на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией, распространяется только на территорию, подведомственную органу, выдавшему лицензию. Таким органом является органы местного самоуправления. То есть лицензия на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией, распространяется только на территорию, подведомственную органу местного самоуправления. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируются органом лицензирования.

При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.

Информация о работе Сотрудничество в сфере производства товаров и услуг