Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности жилищно-коммунального хозяйства, необходимость его реформирования, рассмотреть проблемы жилищно-коммунальной сферы и найти пути их решения.
Данная цель предполагает следующие задачи исследования:
раскрыть теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики;
определить необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
рассмотреть реформу жилищно-коммунальной сферы РФ;
проанализировать состояние жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе;
выявить проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики и найти пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики……………………………………….5
1.1. Сущность, состав и структура жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики………………………………………………5
1.2. Необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства: основные задачи и направления…………………………….......9
Глава 2. Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения……………………………………………………………………………..15
2.1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе…………………………………………………………..15
2.2. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг….17
2.3. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики и пути их решения………………………………………………….….21
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы……………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по системе ГМУ.docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

 В жилищно-коммунальном  хозяйстве Российской Федерации  уже созданы определенные предпосылки  для широкомасштабной реализации  государственно-частного партнерства.

 Принимаются меры по  разработке эффективных мер, направленных  на достижение наиболее сбалансированного  сотрудничества между государственными  властями и частными компаниями  в целях улучшения строительства  и эксплуатации общественных  инфраструктур и повышения качества  коммунального обслуживания.

 Сегодня можно с  уверенностью сказать, что в стране  сформировался слой собственников  жилья, доля жилищного фонда, находящегося  в собственности граждан, постоянно  увеличивается, что дает возможность  активнее развивать договорные  отношения [13, с. 256].

 Государству необходимо  предпринимать шаги по реформированию жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации: заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ; разработка комплекса мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; принятие Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Реализация этих мер не дала существенных преобразований в данной сфере.

 Меры, принимаемые государством  по привлечению в отрасль инвестиций  и частного бизнеса, уже дают свои определенные позитивные результаты.

Банковское сообщество, частные операторы могли бы оказать большую финансовую поддержку отрасли, если бы законодательство, нормативная правовая база в данной сфере были усовершенствованы и соответствовали масштабу решаемых задач. В федеральной Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства необходимо закрепить порядок финансовой поддержки муниципального образования при наличии у него качественной предпроектной документации и понятной программы развития. Это делает проект привлекательным для частного инвестора [26, с. 38].

 Среди мер по созданию  благоприятных условий для более  широкого вовлечения частного  бизнеса в ЖКХ важнейшими являются  совершенствование тарифного регулирования, изменение механизма ценообразования, переход к экономически обоснованным  и долгосрочным тарифам при  одновременной социальной поддержке  малоимущих граждан [10, с. 193].  

Упомянутая программа определила цели, стратегию дальнейшего развития жилищно-коммунального хозяйства. Однако технология достижения обозначенных целей недостаточно продумана, не созданы необходимые условия для решения поставленных задач.

Необходимо изжить сложившийся стереотип, что бизнес придет в сферу ЖКХ только тогда, когда выгода будет очевидна: после того как государство с участием граждан капитально отремонтирует жилфонд, заменит сети, установит приборы индивидуального и коллективного учета, ликвидирует ветхое и аварийное жилье, выстроит систему платежей. Либо придет сейчас, но ненадолго, с целью приватизации функций, установления монопольно высоких цен на локальных рынках услуг ЖКХ, получения возможно большего дохода с последующим его размещением в другой, более доходной рыночной нише, при этом не вкладываясь в модернизацию. Важно создать такие правовые и экономические условия, при которых бизнес рассматривал бы отрасль ЖКХ как направление диверсификации своей деятельности, приходил всерьез и надолго, разделяя с государством и гражданами риски и трудности модернизации этой сферы. Бизнес должен способствовать повышению качества образования, добиваться соответствия требованиям рынка труда. Необходима государственно-частная поддержка и регулирование отраслевых систем обучения и переподготовки кадров [27, с. 404].

Правительством многие годы предпринимались шаги для преобразования жилищно-коммунальной сферы, но желаемых результатов достичь не удалось. Отрасль имеет массу нерешенных проблем, а аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза национальной безопасности страны.

Рекомендации по скорейшему реформированию ЖКХ:

Главная цель реформы ЖКХ - это улучшение качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Для успешной реализации вышеназванной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.
  2. Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.
  3. Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.
  4. Обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию ЖКХ.
  5. Усиление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ.
  6. Введения системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, а также об участии частного сектора в обслуживании жилья.
  7. Создание системы ресурсосбережения (внедрение передовых технологий, установка приборов учета энергоресурсов (воды, газа и тепла)).

На сегодняшний день, в данной сфере накопилось множество проблем, вызывающих споров и суждений, что накладывает существенный отпечаток на состояние жилищно-коммунального хозяйства. Во избежание этого необходимо создание более комфортной, более полноценной жизни для многих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Настоящая работа была посвящена исследованию такой многофункциональной и многосубъектной сферы как жилищно-коммунальное хозяйство. В результате проведенного нами исследования было выяснено, что жилищно-коммунальная сфера – это многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические, организационно-технические вопросы,  связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием населения.

В данной работе определено, что состояние жилищно-коммунального комплекса в настоящий период можно охарактеризовать как кризисное. Из перечня проблем ЖКХ невозможно выделить самую главную причину нынешнего нестабильного состояния жилищно-коммунального комплекса. Так как все они носят взаимосвязанный характер и порождают одну другую. Поэтому необходима комплексная программа совершенствования системы ЖКХ.

Существуют объективные обстоятельства, накладывающие отпечаток на реформирование ЖКХ, которые можно сгруппировать следующим образом:

-политические, связанные с обстановкой и порядком в стране, с взаимоотношениями между структурами и уровнями власти;

-экономические, определяющие состояние общественного воспроизводства, благосостояния, инфляции, рыночных отношений, роста финансового потенциала, в том числе и за счет внешнеэкономических условий;

Можно сделать вывод, что проблема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной на протяжении многих лет, улучшению состояния ЖКХ уделялось и уделяется в наши дни много внимания и прилагаются множество усилий для стабилизации сложившейся ситуации. Долгий путь начинается с первого шага, и я считаю, что этот первый шаг уже сделан. Есть потенциал для улучшения ситуации, есть программы совершенствования, есть квалифицированные специалисты и на данный момент были достигнуты определенные положительные результаты. Поэтому имеет место говорить о дальнейшем разрешении жилищно-коммунальных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Пчелинцев О. Об социально-экономическом обосновании содержания жилищно-коммунальной реформы // Проблемы прогнозирования. – М., 2008. – Вып. 5.

2. Боголюбов В.С., Васильева  Н.В. Совершенствование экономических  отношений в жилищной сфере: Учеб. пособие. − СПб.: С. – Петерб. гос. инж.-экон. акад., 2009.

3. Болотин В.В. Финансовые проблемы реформы ЖКХ // Финансы. − 2009. − №2.

4. Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы: Учеб. пособие. − М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Журнал ЖКХ-Инфо. – 2011. – Апрель-май. – №3-4.Доклад министра регионального развития Российской Федерации В. Басаргина на 10 Всероссийском форуме жилищно-коммунального хозяйства.

6. Варнавский В. Реформирование жилищно-коммунальной сферы // Федерализм. − 2009. − №4.

7. Воронин А.Г. Основы управления  муниципальным хозяйством: Учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. − М.: Дело, 2008.

8. Галямов Ю.Ю. Реформирование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства города в условиях рынка. − 2007.

9. Горина А.П. Концептуальные  и методологические основы реформирования  жилищно-коммунального хозяйства. –2007.

10. Гутман Г.В. Совершенствование  системы управления жилищно-коммунальным  комплексом в условиях рыночных  реформ. –2007.

11. Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1. Об основах федеральной жилищной политики.

12. Жакиянов Г.Б. Жилищно-коммунальная реформа: механизм реализации // Регион: экономика и социология. − Новосибирск, 2008. − №3.

13. Ильин И. Условия осуществления  жилищной реформы // Экономист. −  М., 2008. − №5.

14. Карпенко Н.Б. Муниципальное  хозяйство: Учеб.-метод. пособие / Сев. Междунар. ун-т. – Магадан: СМУ, 2006. 15. Киселев В.В. Реформирование ЖКХ требует инициативы и творчества // Жилищ. и коммун. хоз-во. – 2008. − №8.

15. www.donland.ru

16. Косарева Н., Сиваев С. Проблемы реформирования жилищного сектора // О-во и экономика. − М., 2009. − №1.

  17. Локтионов В.М. Этапы и особенности реформирования жилищно-коммунального хозяйства // Федеральные отношения и региональная социально– экономическая политика. − М., 2009. − №5.

18. Максимова Н.С. Реформа  жилищно-коммунальной сферы –  важный резерв сокращения бюджетных  расходов // Финансы. − 2008. − №1.

19. Матеюк В.И. О проблемах жилищно-коммунального хозяйства // Финансы. – 2007. – №12..

20.Денисов Н. Жилищно-коммунальный комплекс: концепция реформирования // Экономист. − 2008. − №5.

21. Минаков Н.Н. Социальные  основы жилищно-коммунальной реформы. – Тула: Инфра, 2007.

22. Митрохин С. ЖКХ рискует  попасть в руки олигархов // Рос. газ. – 2007. – 10 апр.

23. Нефедов В.Н., Шостак  О.И. Реформа жилищно-коммунального  хозяйства: Структура и управление - 2009.

24. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М.: Дело, 2004.

25. Закон от 30.12.2004г. № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

26. Зотов В.Б. Система муниципального  управления: Учебник для вузов. 4-е  изд. – СПб.: Питер, 2008.

27. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: Теория, практика, новые подходы. – М.: Госстрой России. Серия Градостроительство и городское планирование», 2005.

28. http://www.gkh-reforma.ru

29. Система муниципального  управления: Учебник для вузов. 4-е  изд. / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Питер, 2008. – с. 180-183.

30.Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации”.

31.Концепция реформы жилищно-коммунального  хозяйства в Российской Федерации.

 

 

 


Информация о работе Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения