Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности жилищно-коммунального хозяйства, необходимость его реформирования, рассмотреть проблемы жилищно-коммунальной сферы и найти пути их решения.
Данная цель предполагает следующие задачи исследования:
раскрыть теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики;
определить необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
рассмотреть реформу жилищно-коммунальной сферы РФ;
проанализировать состояние жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе;
выявить проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики и найти пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики……………………………………….5
1.1. Сущность, состав и структура жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики………………………………………………5
1.2. Необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства: основные задачи и направления…………………………….......9
Глава 2. Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения……………………………………………………………………………..15
2.1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе…………………………………………………………..15
2.2. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг….17
2.3. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики и пути их решения………………………………………………….….21
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы……………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по системе ГМУ.docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Концепцией реформирования ЖКХ для исполнения субъектами Федерации и муниципальными образованиями были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемые ежегодно по экономическим регионам России.

Федеральный стандарт стоимости ЖКУ на 1 кв. м устанавливает оптимальную величину экономически необходимых затрат на производство услуг ЖКХ с учетом предусмотренных Концепцией реформы ЖКХ организационно-технических мероприятий по снижению издержек (ценовое регулирование на основе финансовой и технологической экспертизы тарифов, энергосбережение и учет потребляемых и отпускаемых ресурсов, создание эффективных собственников жилья, формирование договорных отношений на основе конкурсного отбора подрядчиков и др.) [22, с. 50].

Федеральный стандарт уровня оплаты ЖКУ населением применяется исключительно как инструмент межбюджетных отношений и стимулирует территории к поэтапному переходу отрасли в бездотационный режим функционирования [23, с. 122].

Федеральный стандарт доли платежей граждан в совокупном доходе семей устанавливает предельную величину затрат, которая может быть направлена домохозяйствами на оплату % ЖКУ и является инструментом предоставления малоимущим и гражданам субсидий (компенсаций) по оплате ЖКУ.

В соответствии с методическими документами по формированию федеральных стандартов и разработанной Концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве в период проведения реформы ЖКХ была сформирована нормативная база ценовой и тарифной политики [25].

Рассмотрим  динамику изменения тарифов для населения на основные виды жилищно-коммунальных услуг за период с 2004 по 2011 г. [Приложение 2].

Как видно из таблицы, за указанный период наблюдался неуклонный рост тарифов для населения на основные виды ЖКУ, в том числе по видам услуг: плата за электроэнергию - в 42,7 раза; за отопление - в 144,9; за сетевой газ - в 148,6; за водоснабжение и водоотведение - в 226; за жилье - в 333 раза.

С 2004 г. изменение тарифов на основные виды ЖКУ шло опережающими темпами по сравнению с общим изменением потребительских цен, т.е. жилищно-коммунальные услуги становились для населения относительно дороже по сравнению с другими товарами и услугами на протяжении всего периода экономических реформ. При этом, необходимо отметить, что разница в темпах роста, а также в дифференциации уровня тарифов для населения по основным ЖКУ внутри субъектов Федерации во многом объясняется отсутствием на региональном и муниципальном уровнях системы регулирования цен (тарифов).

Рассмотрим изменения в структуре платежей населения за основные виды ЖКУ [Приложение 3].

Период с 2004 по 2011 г. в структуре платежей населения увеличилась (в 3 раза) доля оплаты жилья и сократилась доля оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций. Стоимость, основных ЖКУ возросла с 6, 33 руб. в 2004 г. до 118,25 руб. в 2010 г. в расчете на 1 чел. в месяц.

Структура доходов за последние годы претерпела значительные изменения. Таким образом, темпы роста доходов населения значительно опережают увеличение платы населения за жилье и коммунальные услуги по федеральным стандартам.

Вместе с тем необходимо отметить, что политика ценообразования на услуги, оказываемые предприятиями жилищно-коммунальной сферы, проводимая на местах, характеризовалась значительно более низкими темпами роста тарифов и ставок оплаты населением по сравнению с темпами роста доходов населения.

Проводимая ценовая и тарифная политика в области ЖКХ направлена на снижение нагрузки на население и бюджет, ревизию обоснованности величины этой нагрузки и выполнение комплекса мероприятий по снижению издержек, влияющих на стоимость содержания 1кв.м. жилья.

Положительные результаты достигнуты в работе по снижению непроизводительных расходов и потерь в рамках проводимых в ходе реформы ЖКХ мероприятий по ресурсоэнергосбережению [27, с. 128].

Сегодня сформирован комплексный подход в энергосбережении, который охватывает не только стадию эксплуатации жилищного фонда, но и проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкцию. В строящихся и реконструируемых домах применяются новейшие технологии, оборудование и материалы, реализующие идею энергоэффективного строительства, реконструкции, и как результат - снижение приведенной стоимости жилья. Такой подход позволяет, экономить до 30 % энергоресурсов.

Согласно Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в России при поэтапном переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг создана уникальная система социальной защиты населения. Низкодоходным категориям граждан предоставляются адресные компенсации (субсидии) по оплате ЖКУ [11, ст. 16].

Программа предоставления адресных жилищных субсидий имеет важное значение при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и в настоящее время успешно реализуется во всех регионах страны. Уровень охвата населения программой чрезвычайно различается по регионам, составляя от 1-2 % (Орловская, Белгородская области, Республика Марий Эл) до 14-17 % (Омская, Камчатская, Магаданская и ряд других областей) и даже более 18 % (Хабаровский край). Это зависит от уровня ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг, доходов населения на территории, а также эффективности работы служб жилищных субсидий. В Приморском крае субсидиями охвачено лишь 3,5 % семей.

Реальное число получателей жилищных субсидий в течение последних трех лет в 3-4 раза ниже расчетной величины (25 %), определенной на основе статистических данных о доходах. Таким образом, опасение, что в условиях сегодняшней ситуации с учетом доходов населения службы жилищных субсидий захлестнет поток заявителей, не подтверждается практикой [28].

Потенциальная возможность населения полностью оплачивать потребляемые ЖКУ подтверждается тем, что в ряде регионов Российской Федерации, например в Хабаровском крае, высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг, обусловленная географическими и климатическими факторами, сочетается с достижением наиболее высокого уровня покрытия издержек за счет платежей населения (Хабаровский край - 60 % от полной стоимости услуг). Ставки и тарифы, установленные на сегодня в Якутии, Хабаровском крае или на Сахалине, были бы достаточны для покрытия 100% затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в большинстве регионов Европейской России.

Оценивая критическое положение в отрасли, нельзя не отметить, что предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства, не получая в полной мере компенсаций в связи с предоставлением льгот, несут финансовые потери, достигающие 25 % от их доходов.

В Российской Федерации насчитывается около 40 категорий граждан, пользующихся льготами по оплате ЖКУ. Практически более 60 % населения пользуются указанным видом социальной защиты.

Представляется целесообразным внести поправки в систему действующего законодательства и перевести большую часть льгот на оплату ЖКУ в компенсации (субсидии). Эти субсидии должны предоставляться в пределах социальной нормы площади жилья и в зависимости от дохода семей с учетом федеральных стандартов. При таком подходе возможно оказывать в дальнейшем адресную поддержку этих семей из федерального бюджета [31, с. 87].

 

 

2.3. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики и пути их решения

 

Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, создающего, необходимые условия для жизнедеятельности человека является средним из приоритетных направлений социально-экономических преобразований в стране. На сегодняшний день в данной сфере накопилось множество проблем, вызывающих споров и суждений, что накладывает существенный отпечаток на состояние жилищно-коммунального хозяйства [23, с. 563].

Каждого человека постоянно беспокоят проблемы комфортности и безопасности проживания, чистоты окружающей среды, стабильности и надежности микромира, в котором он обитает. Правительство неоднократно поднимало вопрос о незыблемости государственных социальных программ: «Приоритеты остаются прежними: развитие нашего государства, исполнение наших планов до 2020 г., решение социальных задач. То есть просто необходимо создание более комфортной, более полноценной жизни для многих людей - вот высший приоритет» [19, с. 49].

Кризис российского жилищно-коммунального хозяйства характеризуется недоступностью основных жилищно-коммунальных услуг, низким качеством и нестабильностью их предоставления, что в значительной степени обусловлено недостаточным вниманием государства к проблемам его развития. Дальнейшее ослабление государственной поддержки отрасли, тем более в условиях мирового финансового кризиса, может привести к ограничению и дальнейшему ухудшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, невыполнению планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», потере устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения [26, с. 211].

 Сегодня две трети  россиян хотели бы улучшить  свои жилищные условия, около  полутора миллионов ждут жилья  в порядке выполнения государством  своих обязательств, еще 4,5 млн. граждан стоят в очереди десятилетиями (15-25 лет) на получение социального жилья. Каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м., для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46% . Более 300 млн. кв. м. (11% всего жилищного фонда) послевоенной постройки нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн. кв. м (9%) - в реконструкции. В неблагоустроенных квартирах проживает более 40 млн. человек, а 5 млн. человек вынуждено жить в аварийном или ветхом жилищном фонде, объем которого превысил, по официальным данным, 100 млн. кв. м, а по некоторым оценкам приближается к 500 млн. рубежу. Именно в этом фонде ежегодно происходит по несколько не только крупных аварий, но и техногенных катастроф. Электропроводка в таких домах давно является причиной многочисленных возгораний и пожаров. Сегодня более 45% лифтов уже отслужило свой срок. Ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется от 30 до 35 млн. кв. м жилья или 1% от всего жилищного фонда. Но за этот же период 5 млн. кв. м жилья становится аварийным. Около 15% всех домохозяйств нуждаются в предоставлении социального жилья и не могут самостоятельно решить жилищную проблему[17, с. 116].

 Особенно остро кризисное  состояние отрасли проявляется  в осенне-зимний период. В среднем  за отопительный период происходит  около 250 тыс. различных нарушений  в системах теплоснабжения, около 200 тыс. в системах водоснабжения, среди которых более ста крупных  аварий. И это только те аварии, которые приобрели широкую известность.

За последние годы аварийность на объектах ЖКХ, а также количество техногенных разрушений с тяжелыми последствиями удвоилась, возросло в 2-3 раза время ликвидации последствий аварий и катастроф. Это значит, что снизилась надежность, устойчивость и безопасность работы систем жизнеобеспечения населения.

Как правило, в начале каждого отопительного периода, сразу после завершения широкомасштабной кампании по подготовке объектов ЖКХ к зиме, происходит десятки аварий на объектах ЖКХ, вследствие которых многие россияне лишаются услуг систем жизнеобеспечения. Зачастую не только жилые дома, но и целые кварталы, населенные пункты и даже районы остаются без жизненно важных услуг [12, с. 90].

 Статистика, хоть и  избирательно, но констатирует высокую  динамику роста общего числа  аварий, пострадавших населенных  пунктов и групп граждан. По  причине ветхости и «человеческого  фактора» в последние годы  значительно возросло количество  пожаров, взрывов бытового газа, разрушений жилых домов, школ  и других объектов социально-бытового  назначения. Незначительное понижение  температуры наружного воздуха  приводит к резкому увеличению  количества отключений, повреждений, порывов сетей и других инцидентов, вплоть до крупных аварий и  техногенных катастроф.

 Анализ показывает, что  основными причинами аварийности  в системах жизнеобеспечения  населения являются: высокая степень  износа (исчерпан ресурс) оборудования; отсталые технологии; недостатки  эксплуатации и ошибки персонала; дефекты, допущенные при его ремонте; неисправность или отключение  приборов безопасности и предохранительных  устройств; нарушения водно-химического  режима; использование непроектных  видов топлива и др. В свою  очередь, эти причины обусловлены  дефицитом финансовых средств, банкротством  многих предприятий, ошибками менеджмента, тарифной политики и ценообразования, отсутствием системы подготовки и переподготовки кадров. Все это свидетельствует о кризисном состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны, порождает протестные действия различных групп населения, повышает социальное напряжение в обществе [26, с. 35].

 Поэтому федеральным  органам власти необходимо в  приоритетном порядке принять  неотложные меры по реформированию  и модернизации жилищно-коммунального  хозяйства, найти новые эффективные  механизмы по осуществлению прогрессивных  преобразований в этой отрасли. Одним из таких механизмов  является государственно-частное  партнерство.

 Государственно-частное  партнерство (ГЧП) - совокупность форм  средне- и долгосрочного взаимодействия  государства и бизнеса для  решения общественно значимых  задач на взаимовыгодных условиях. По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется  как «новая технология развития  экономики» [16, с. 304].

Информация о работе Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения