Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа
В СССР банковская система 90-х годов характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур.
Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждений, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий и организаций. Госбанк СССР был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Государственный банк осуществлял все краткосрочные кредитования народного хозяйства (кроме строительных организаций), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.
Введение
1 Этапы реформы банковской системы в России.
1.1 Первый этап реформы банковской системы.
1.2 Второй этап реформы банковской системы.
2 Методы регулирования банковской деятельности.
3 Стратегия банковской реформы в России за 2003—2010 г
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Этапы реформы банковской системы в России.
1.1 Первый этап реформы банковской системы.
1.2 Второй этап реформы банковской системы.
2 Методы регулирования банковской деятельности.
3 Стратегия банковской реформы в России за 2003—2010 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В СССР банковская система 90-х
годов характеризовалась
Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждений, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий и организаций. Госбанк СССР был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Государственный банк осуществлял все краткосрочные кредитования народного хозяйства (кроме строительных организаций), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.
Государственный банк проводил
кредитное и кассовое планирование.
Составление и исполнение кредитного
плана производилось на основе народнохозяйственного
плана и по мере его выполнения.
Кредитный план, в свою очередь, использовался
для воздействия на ход выполнения
народнохозяйственного плана, для
выявления и мобилизации
Стройбанк СССР, осуществлявший
через свои учреждения, число которых
достигало 800, расчетное и долгосрочное
кредитное обслуживание предприятий
и отраслей капитального строительства.
Он обслуживал капитальное строительство
всех отраслей, кроме сельского хозяйства.
Стройбанк аккумулировал
Внешторгбанк СССР со своими учреждениями (около 20), который обслуживал юридических лиц, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств Он осуществлял кредитование внешней торговли, проводил валютные операции, проводил расчеты по экспорту и импорту товаров и оказанию услуг.
В составе Госбанка СССР находились Гострудсберкассы СССР, выполнявшие через свою сеть, насчитывавшую более 4500 отделений и около 40 000 филиалов, хранение денежных средств населения, расчетное и кассовое обслуживание отдельных категорий юридических лиц Сберегательные кассы обслуживали население по операциям с государственными займами.
1 Этапы реформы банковской системы в России
Банковская реформа в
России проводилась в несколько
этапов. На первом этапе произошли
разукрупнение Государственного банка
СССР, реорганизация его
В июле 1987 г. была создана
новая система банков, в состав
которой вошли: Государственный
банк СССР (Госбанк СССР) и 5 специализированных
банков - Банк внешнеэкономической
деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР),
Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк
СССР), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк
СССР), Банк жилищно-коммунального
Госбанк СССР был провозглашен главным банком. Он выполнял следующие функции: управление денежно-кредитной системой страны, координацию всей банковской деятельности, организацию расчетов между банками, организацию и укрепление денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета, проведение единой валютной политики, определение официального курса иностранных валют по отношению к советскому рублю, аккредитацию в СССР представительств иностранных банков. На Госбанк СССР были возложены разработка кредитного плана в целом по стране, распределение ресурсов и кредитных вложений по специализированным банкам Госбанк должен был осуществлять контроль за работой спецбанков.
В задачу Внешэкономбанка
СССР входили организация и
Операциями Промстройбанка
СССР являлись кредитование основной
деятельности, финансирование и кредитование
капитальных вложений, расчеты в
промышленности, строительстве, на транспорте
и в связи, в системе снабженческо-
В соответствии с первым
этапом реформы Агропромбанк СССР стал
осуществлять кредитование основной деятельности,
финансирование и кредитование капитальных
затрат, расчеты объединений, предприятий
и организаций
Жилсоцбанк СССР был призван организовать кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты в жилищно-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в местном хозяйстве, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Деятельность данного банка была направлена на стимулирование через денежные и кредитные отношения программы жилищного строительства, производства товаров народного потребления, развития коммунального хозяйства и сферы услуг населению, объектов социально-культурного назначения (школ, больниц, пансионатов, клубов и др.), кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.
Задача Сберегательного
банка СССР состояла в том, чтобы
осуществлять расчеты и кассовое
обслуживание населения (в случае необходимости
- также предприятий и
В первый период реформы помимо банков государственного происхождения в стране начала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков. Идея децентрализации банковской системы получила свою реализацию на практике. Вместо трех банков в стране стали работать шесть банков государственного типа, впервые было разрешено создание самостоятельных коммерческих кредитных учреждений. Значение проведенной децентрализации, однако, было относительным, по-прежнему централизм доминировал. Специализированные банки напоминали те же министерства, только размером поменьше. Управление все так же осуществлялось из центра (сверху вниз). Экономически Правление специализированного банка было зависимо от Правления Госбанка СССР, который, как и раньше, забирал ресурсы, собранные низовыми периферийными специализированными банками, и на платной основе наделял ими то или иное специализированное кредитное "министерство". Логика централизованного управления еще какое-то время была живучей. Ни Правление Госбанка, ни правления специализированных банков не были заинтересованы в передаче власти местным органам, командный стиль продолжал сохраняться.
Необходимость более глубокой реформы банковского дела была вызвана условиями развивающегося рынка, требующими внедрения в широкую практику нового порядка управления денежно-кредитными отношениями, введения рыночных, коммерческих отношений между банками и клиентурой. Необходима была банковская система, адекватная развивающимся рыночным отношениям. В связи с этим было принято решение о создании в России двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой находится Центральный банк России, а на втором - широкая сеть коммерческих банков. На верхнем уровне должны решаться вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита. В связи с этим Центральный банк России, как правило, освобождался от операций с клиентурой и начинал осуществлять операции с коммерческими банками. Необходим был следующий шаг в сторону более глубокого преобразования банковского дела в стране
1.2 Второй этап реформы банковской системы
Второй этап реформы банковской
системы в России начался с
принятием 13 июля 1990 г. Верховным Советом
России Постановления "О государственном
банке РСФСР и банках на территории
республики”.2 декабря 1990 г. Верховный
Совет России принял Закон "О Центральном
банке России” и Закон "О
банках и банковской деятельности на
территории России”. Эти два закона
создали правовую основу для формирования
двухуровневой банковской системы.
В числе основных задач образовавшегося
Центрального банка РСФСР было содействие
формированию сети самостоятельных
коммерческих банков. Порядок образования
коммерческих банков был определен
Методическими указаниями, утвержденными
Центральным банком РСФСР и Порядком
регистрации и лицензирования коммерческих
банков, оформленным в виде письма
Центрального банка РСФСР от 1 октября
1991 г. Политика Банка России в отношении
коммерческих банков в тот период
состояла в том, чтобы "упростить
порядок образования
Большинство коммерческих банков было создано путем преобразования филиалов и отделений бывших государственных специализированных банков (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк) в самостоятельные коммерческие банки. Исключение составил Сбербанк, который в основном сохранил свою филиальную сеть. Немало новых банков возникло под эгидой министерств и ведомств (например, Радиотехбанк, Газпромбанк, Авиабанк, Химбанк и др.). Создание таких банков позволяло контролировать движение внутриотраслевых финансовых потоков, обеспечивало контроль министерств и ведомств за предприятиями отрасли через расчетное обслуживание и кредитование, в том числе и за счет централизованных ресурсов. Некоторые банки создавались предприятиями и организациями. Для предприятий - учредителей появилась возможность привлекать средства для собственных нужд, получать льготные кредиты от "своего” банка. Как правило, значительная часть уставного капитала таких банков формировалось за счет средств самих предприятий.
13 июля 1990 г. на базе
Российского республиканского
2 декабря 1990 г. Верховным
Советом РСФСР был принят
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи
с образованием Содружества Независимых
Государств и упразднением союзных
структур Верховный Совет РСФСР
объявил Центральный банк РСФСР
единственным на территории РСФСР органом
государственного денежно-кредитного
и валютного регулирования
20 декабря 1991 г. Государственный
банк СССР был упразднен и
все его активы и пассивы,
а также имущество на