Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа
В СССР банковская система 90-х годов характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур.
Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждений, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий и организаций. Госбанк СССР был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Государственный банк осуществлял все краткосрочные кредитования народного хозяйства (кроме строительных организаций), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.
Введение
1 Этапы реформы банковской системы в России.
1.1 Первый этап реформы банковской системы.
1.2 Второй этап реформы банковской системы.
2 Методы регулирования банковской деятельности.
3 Стратегия банковской реформы в России за 2003—2010 г
Заключение
Список использованной литературы
Давно известно, когда говорят об экономическом чуде, имеют в виду, что оно не приходит внезапно — его фундамент закладывается заранее, главным образом, через политику долгосрочных инвестиций. Сейчас это начали осознавать, поэтому инвестиционной политике уделяется определенное внимание. К сожалению, здесь больше декларативного. В стране катастрофически не хватает долгосрочных ресурсов. Нужны конкретные меры по их изысканию. В настоящее время видится четыре источника: деньги населения, ресурсы коммерческих банков, деньги хозяйствующих субъектов, оседающие в офшорах, и иностранные инвестиции. Как бы банки ни зазывали население хранить деньги у них, это дает малый эффект, поскольку потеряна вера в их стабильность. Ее можно восстановить только через гарантии государства, однако наши депутаты мало об этом заботятся, мусоля вот уже несколько лет закон о страховании депозитов. Здесь мог бы помочь ЦБ РФ, создав под своим крылом собственный страховой фонд. Почему большинство людей держат свои сбережения в Сбербанке? Потому что они считают его государственным, хотя это не так и хотя Сбербанк не раз обманывал население. Сбербанк мог бы быть по-настоящему инвестиционным, однако он далек от государственного подхода к делу, представляет собой чрезвычайно забюрократизированную организацию, расходующую деньги населения на строительство шикарных офисов по всей стране. ЦБ РФ и Правительство в силах направить сбережения населения во все коммерческие банки, создав тем самым определенную конкуренцию на инвестиционном рынке. Сейчас собственные ресурсы коммерческих банков огромны, но все они краткосрочные — 3,6 месяцев, от силы 1 год. Их можно дополнить долгосрочными ресурсами, во-первых, за счет денег населения и, во-вторых, введя мировую практику переучета векселей клиентов коммерческих банков в ЦБ РФ. Для этого ему потребуется создать специальное подразделение по мониторингу финансово-экономического положения клиентов коммерческих банков за счет ликвидации, по моему мнению, ряда его совершенно бесполезных структур. Переучет векселей ЦБ РФ позволил бы создать полноценный рынок векселей, часть из которых вполне могли бы быть инвестиционными.
Россия из-за своих масштабов исторически была и осталась малоуправ-ляемой. Более или менее эффективно руководить ею из одного центра можно только с помощью диктатуры. He случайно некоторые депутаты ставят в пример времена Ивана Грозного, Екатерины II, Сталина. В условиях демократии такого руководства можно добиться только через децентрализацию управления. Но здесь есть опасность распада государства, которая была вполне реальна некоторое время назад, когда был провозглашен лозунг "провинция может брать столько самостоятельности, сколько осилит". Территория США также не маленькая. Поэтому для эффективного управления ее банковской системой и финансовыми потоками внутри страны было создано 12 округов, каждый во главе с центральным банком, входящим в единую Федеральную резервную систему США. Россия уже начала двигаться в этом направлении. Сначала дали чрезмерную самостоятельность регионам, затем попытались ее существенно ограничить, создав семь территориальных округов. Однако должная цель не была достигнута, так как не были найдены нужные рычаги, используя которые можно было бы совмещать интересы Центра и периферии. Для этого нужна кардинальная реформа ЦБ РФ-создание семи территориальных центральных банков по России, Федерального совета территориальных центральных банков в Москве, а на местах — отделений территориальных центральных банков. Территориальные центральные банки могли бы быть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Центральный аппарат ЦБ РФ должен быть резко сокращен и превращен в технический орган Федерального совета территориальных центральных банков, а штат отделений территориальных центральных банков, которые должны заменить собой главные управления ЦБ РФ, приведен в соответствие с количеством и качеством коммерческих банков, расположенных на территориях отделений. При строгой подчиненности решениям Федерального совета территориальные центральные банки должны выполнять все функции центрального банка, включая эмиссионную, кредитора последней инстанции и др. Такая структура позволит не только значительно усилить контроль за деятельностью коммерческих банков в регионах, но и лучше изучать финансово-экономическое положение их клиентов, что даст возможность тщательнее подходить к переучету их векселей. Особый контроль со стороны ЦБ РФ нужен за утечкой капитала из России. Основной отток капитала происходит через импортные операции и операции по различным видам услуг, совершаемым через коммерческие банки. Ведь не в чемоданах же вывозятся миллиарды долларов. Поэтому лицемерно звучат все "ахи" и "охи" со стороны чиновников ЦБ РФ по поводу нелегального по сути вывоза капитала за рубеж. Вместо этих воеклицаний ЦБ РФ должен ввести строгий норматив, по которому коммерческие банки наказываются за незаконность коммерческих операций, в том числе и материально. Подобных "липовых" операций могло бы быть значительно меньше, если бы ЦБ РФ либерализовал выдачу разрешений на легальный экспорт капитала и помогал направлять этот вывоз в желательное для России русло. Для этого ЦБ РФ достаточно заключить соглашения с центральными банками других стран о приведении в соответствие с западными стандартами правил надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в России. Вызывает удивление спокойное отношение Правительства России и ее ЦБ РФ к тому факту, что рубль продолжает оставаться на положении ущербной валюты. Россия имеет возможность превратить свою валюту, как в резервную, так и в валюту международных расчетов. Начать можно со стран СНГ. Если ввести правила оплаты наших энергоносителей и других сырьевых товаров в рублях, то страны СНГ вынуждены будут зарабатывать эти рубли за счет экспорта товаров в Россию, а их центральные банки держать рубли в своих резервах или обменивать иностранную валюту на рубли, если не удастся заработать последние в должном количестве.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что реализация планов Правительства РФ и ЦБ РФ по наращиванию темпов экономического роста, привлечению долгосрочных ресурсов, реформированию ЦБ РФ, контролированию утечки капитала за рубеж и мероприятия по превращению рубля в резервную и валюту международных расчётов может улучшить в будущем положение банковского сектора России, если только эти планы не останутся на бумаге.
Заключение
Стратегия развития банковского
сектора Российской Федерации, принятая
Правительством и Центральным банком
в декабре 2001 г., способствовала реализации
основных направлений совершенствования
банковской системы и укреплению
российского банковского
Для достижения указанной
цели Правительством и Центральным
банком Российской Федерации в апреле
2005 года принята Стратегия развития
банковского сектора Российской
Федерации на период до 2008 года, которой
предусматривалось
По состоянию на начало
2005 года соотношение активов
Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу стало повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора, прежде всего преодоление сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.
Основными задачами развития банковского сектора стали:
-усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
-повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
-повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
-предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
-развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
-укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
После достижения стратегических целей, предусмотренных стратегией развития банковского сектора до 2008 г. на следующем этапе (2009-2015 годы) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 12.04.95 № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации".
2.Федеральный закон от 03.02.96 № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности".
3.Вестник Банка России, ЦБ РФ, № 2, 2008 г.
4. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года"
5.Реструктуризация банковской системы: опыт, проблемы и перспективы // Деньги кредит, 1999, №6.
6.Банковская система России: проблемы реструктуризации // Деньги кредит, 1998, №2.
7.Закон РСФСР от 02.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР".-М.,1990.
8.Агапов Ю.В., Лаврушин О.И. Банковский кризис вошел в открытую форму// Деньги и кредит 1995.-№10.-с.15.