Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа
В СССР банковская система 90-х годов характеризовалась наличием следующих централизованных государственных структур.
Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждений, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий и организаций. Госбанк СССР был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Государственный банк осуществлял все краткосрочные кредитования народного хозяйства (кроме строительных организаций), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.
Введение
1 Этапы реформы банковской системы в России.
1.1 Первый этап реформы банковской системы.
1.2 Второй этап реформы банковской системы.
2 Методы регулирования банковской деятельности.
3 Стратегия банковской реформы в России за 2003—2010 г
Заключение
Список использованной литературы
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля.
Таким образом, банковская реформа, начавшаяся с середины 1987 г., привела к принципиальным коренным преобразованиям банковской системы и превращению ее в структуру нового типа.
За годы реформы произошли следующие преобразования:
1) ликвидация государственной монополии на банковское дело. После долгого перерыва право на создание банков получили различные экономические агенты - юридические и физические лица;
2) переход к формированию
двухуровневой банковской
3) перевод деятельности
банков на законодательную
4) децентрализация управления
банковской сферой. Вместо Государственного
банка СССР с его
5) акционирование банковского
капитала, формирование банков на
базе многообразных типов
6) коммерциализация банковского
дела. Главным принципом
7) изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу.
Наряду с банками в
стране начали активно функционировать
биржи, появились всевозможные посреднические
организации, аудиторские фирмы
и страховые компании, к лучшему
менялась система кредитования предприятий.
Сложившаяся в то время банковская
система России вместе с тем имела
еще недостроенное "здание". Можно
сказать, что пока был создан определенный
каркас нового банковского комплекса,
впереди, предстояла значительная работа
по модернизации содержания, стиля
и методов банковского
Можно утверждать, что в течение 1992-1995 гг. происходил бурный экстенсивный рост банковской системы России.
Рост количества кредитных учреждений и их филиалов продолжался до 1996 г. Возникновению новых банков не мешали и все более ужесточавшиеся требования Центрального банка РФ к новым банкам. Так, с 1 июля 1993 г. минимальный уставный капитал для вновь регистрируемых банков был увеличен до 100 млн. руб. (94,4 тыс. долл.), а с 1 марта 1994 г. - до 2 млрд. руб. (1,27 млн. долл.). Одновременно были введены поквартальные коэффициенты, обеспечивающие поддержание минимального уставного фонда вновь регистрируемых банков.
Росту числа банков благоприятствовала высокая рентабельность банковских операций в условиях высокой инфляции и нестабильности на валютных рынках. В развитии банков и их филиальной сети в период экстенсивного развития проявились две противоположные тенденции.
Одна отражала стремление крупных по размеру капитала банков открывать филиалы за пределами места регистрации - на территории других областей и регионов. Вторая - состояла в том, что отдельные банки вынуждены были закрывать свои филиалы (путем их ликвидации или преобразования в самостоятельные дочерние банки в доле с другими пайщиками).
Как правило, вторая тенденция была связана либо с ухудшением финансового положения головного банка, либо с его неспособностью наладить эффективное управление филиалами, работа которых начинала выходить из-под контроля и наносить финансовый ущерб головному банку. В сравнении с ведущими западными странами уровень развития филиальной сети банков в России оставался недостаточно высоким. Банки с развитой филиальной сетью (по российским меркам) являлись исключением на общем фоне значительного числа мелких и средних банков. Причина состояла не только в слабости подавляющего большинства банков, не способных "содержать" филиалы. Объяснялось это также и объективными факторами - неравномерным распределением финансовых ресурсов на территории России.
Период экстенсивного роста коммерческих банков, продолжавшегося с начала рыночных реформ до 1996 г. имел свои "плюсы" и "минусы”. "Плюсом” было то, что за сравнительно короткий период времени в России появилась довольно обширная сеть коммерческих банков, что было важно для формирования рыночных отношений. "Минусом" стала содержательная сторона банковской системы, "качество” самих банков. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала, а наличие большого количества мелких и средних банков создало трудности в управлении, обеспечении устойчивости банковской системы России, повышении качества банковских услуг.
Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший с точки зрения истории срок (с 1988 по 1995 гг.) возникло более 2500 самостоятельных банков. В США для создания 1000 банков потребовалось около 80 лет. По числу банков в расчете на 1 млн. граждан Россия обогнала Англию и Японию, существенно уступая Германии и США. Кстати, в Америке, которая сравнима с Россией по территориальным параметрам, насчитывается 13,5 тыс. банков, имеющих 50 тыс. филиалов. При этом сами американцы считают свою банковскую систему оптимальной.
Одновременно происходили крупные структурные изменения в системе коммерческих банков: уменьшалось число банков с небольшим объявленным уставным фондом (до 500 млн. руб.) и, напротив, увеличивалось число банков с крупным уставным фондом. Так, доля банков с уставным капиталом от 5 млрд. до 20 млрд. руб. составила на 1 декабря 1997 г. 35,4%. Уставный фонд 272 банков (15,8%) превышал 20 млрд. руб., в том числе у 189 банков (11%) он превышал 30 млрд. руб. Наблюдался, таким образом, процесс стратификации (расслоения) коммерческих банков, когда выделяется, с одной стороны, небольшая группа мощных банков, а с другой, - узкая прослойка средних банков и большое количество малых банков с недостаточным капиталом. Именно небольшие банки в определенном смысле цементировали экономику России, особенно в отдаленных ее регионах, куда не дотягиваются "руки" крупных кредитных предприятий. Крупные банки имели около 400 филиалов (без учета филиалов Сбербанка), а административных районов в Российской Федерации - около 2 тыс.
2.Методы регулирования банковской деятельности
Основные инструменты, при помощи которых Центральный банк России проводит кредитно-денежную политику:
Процентная ставка по операциям ЦБР - официальная учетная ставка, по которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам, т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные государственные бумаги, векселя, гарантии и поручительства).
Регулирующие кредиты
ЦБР размещаются в банках с
целью поддержания ликвидности.
С этой целью ЦБР проводит аукцион,
на который допускаются
1) действующие на финансовом рынке более одного года;
2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР;
3) соблюдающие все нормативы;
4) выполняющие резервные требования.
Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на срок до 30 дней - 14% , до 90 дней - 10%, свыше 90 дней - 8%, по валютным вкладам - 8%). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно. В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).
Операции на открытом рынке - операции ЦБР по купле-продаже ценных бумаг.
Формирование общих внутренних нормативов для кредитных учреждений.
Участие в деятельности международных банковских организаций.
ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объемом денежной массы.
РЦБ организует налично-денежное обращение.
Официальные отношения между
рублем и драгоценными металлами
не устанавливаются. Банкноты и монеты
являются безусловным средством
расчетов и обязательными к приему
на всей территории России, а также
обеспечиваются всеми активами ЦБР.
Банкноты и монеты не могут быть
объявлены недействительными
ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.
Количественное и качественное
стимулирование, или сдерживание
в развитии определенных отраслей и
территорий при полном объеме кредита
процентов и сроков кредитования.
Инвестиционные кредиты предоставляются
под разработанную и
ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных организаций.
ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений.
3 Стратегия банковской реформы в России за 2003—2010 гг.
30 декабря 2001 года Правительство
РФ и ЦБ РФ утвердили "
Что же делать для наращивания темпов экономического роста? За основу усилий по наращиванию темпов экономического роста наиболее целесообразно взять теорию спроса, благодаря которой президенту Рузвельту не только удалось вывести США из экономического кризиса, но и быть переизбранным еще три раза подряд. Названная теория предлагает целый ряд мероприятий со стороны правительства, но свою лепту в это может внести и ЦБ РФ. Речь идет о его валютных резервах, которые, с определенным допуском лежат в сейфах западных банков. Эти резервы вполне можно было бы сократить в два раза без ущерба для стабильности рубля и направить на погашение внешнего долга, освободив от этой нагрузки национальный бюджет, деньги которого следовало бы использовать для повышения уровня заработной платы и своевременного погашения задолженности по ней. Опыт Южной Кореи, Тайваня и других государств, вышедших за короткое время в разряд новых индустриальных стран, говорит о том, что кратчайший путь к высоким темпам экономического роста лежит через мелкие и средние предприятия, доля которых в национальном доходе и обеспечении населения работой, а следовательно, в стимулировании спроса достигает в развитых странах 50 - 90%, у нас же не дотягивает и до 10%. И здесь ЦБ РФ мог бы внести свой вклад. Сделать это можно путем резкого увеличения количества мелких и средних банков. Японцы давно поняли решающую роль банков - с 60-х годов у них зарубежный промышленный бизнес идет за банками. ЦБ РФ следует разделить все коммерческие банки на три категории: мелкие - с уставным капиталом до 10 млн. руб., средние - до 60 млн. руб. и крупные - с капиталом свыше 60 млн. руб. Для каждой группы должны быть свои нормативы - чем меньше банк, тем большая техническая и материальная помощь ему должна оказываться. Конечно, в ЦБ РФ должны работать более квалифицированные и опытные кадры.