Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Дорожное хозяйство является важнейшим элементом производственной и социальной инфраструктуры России. Его эффективное функционирование и устойчивое развитие – необходимые условия для стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечение целостности и национальной безопасности страны, а также для повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Все это требует реализации программы создания качественно новой дорожной сети за счет строительства, реконструкции, повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса региона……...5
1.1. Единая транспортная система, ее значение в экономике региона…….…..5
1. 2. Анализ состояния автомобильно-дорожного комплекса региона………12
1. 3. Понятие и классификация автомобильных дорог………………………..19
1.4 Финансирование дорожной деятельности………………………….……...24
1.5. Дорожное хозяйство Воронежской области………..……………………..27
Часть 2. Анализ экономического развития субъекта………………………….29
2.1. Административно-территориальное устройство России………………...29
2.2. Анализ отраслевой структуры промышленности и сельского хозяйства региона……………………………..…………………………………………….32
2.3. Общая характеристика Воронежской области……..……………………..34
2.4. Экономика Воронежской области……..…………………………………..35
2.5. Прогноз показателей обеспеченности автомобильными дорогами……..40
Часть 3. Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства Воронежской области…..……………………………………………………….44
3.1. Расчет потребности региона в автомобильных дорогах………………….44
3.2. Определение ресурсного обеспечения программы……………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

kurbatov_planirovanie_Mareev_12.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 2 330 377 чел. (2013). Плотность населения — 44.63 чел./км2 (2013). Городское население — 66.3 % (2013).  Наиболее крупные города: Воронеж – 920,4 тыс. человек, Борисоглебск – 65,4 тыс. человек, Россошь – 62,1 тыс. человек, Лиски – 54,8 тыс. человек. Административным центром области является городской округ город Воронеж.

2.4. Экономика Воронежской области.

За последние два года отставание Воронежской области в экономике от основных конкурентов и партнеров увеличилось, особенно в темпах роста промышленного производства — ключевой отрасли для развития и оценки состояния экономики любого региона. Рост ИПП области за 2011 год примерно вдвое ниже среднероссийского.  Плохо начала воронежская промышленность и 2012 год - ИПП в первом квартале составил 95.3%. Разумеется, необходимо, сделать скидки на мировой кризис 2009 года, но через него прошли все регионы.

Основные итоги развития экономики Воронежской области за 2010-11 гг. и динамики решения ключевых ее проблем подведем на фоне развития соседей по ЦЧР и среднероссийских показателей. Вышла очередная новая статистика по ВРП за 2011 год (выходит по субъектам РФ с задержкой на год). Тут у Воронежской области некоторые успехи — область поднялась в рейтинге с 52 на 47 место по ВРП на душу населения в текущих ценах. И это - пока высшее достижение Воронежской области за последние 10 лет. В 2001 году область занимала 64, а в 2005 году — 58 место в рейтингах по ВРП на душу населения.

В 2011 году ВРП на душу населения Воронежской области в текущих ценах вырос в основном за счет государственных инвестиций в строительство НАЭС-2 и огромного неформального сектора экономики, в котором было занято 37.9% экономически активного населения. Напомним, что продукцию и услуги неформального сектора Росстат включает в ВРП.

Показатель ВРП Воронежской области на душу населения в текущих ценах (без учета инфляции) вырос на 9%.

Основной вклад в ВРП Воронежской области в 2011 году внесли торговля — 13,7%, обрабатывающие производства — 15.6%, с/х — 17,7%, транспорт и связь — 8,0%, операции с недвижимостью — 9.7%, строительство — 5,7% и госуправление — 7.1%. На долю самых «неформальных» видов деятельности (торговля, с/х, транспорт, строительство) приходится около половины ВРП области, что и определяет, наряду с другими факторами, стабильное лидерство Воронежской области в РФ по неформальному сектору среди регионов с преимущественно русским населением. 
         Валовой Региональный Продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Рассчитывается в текущих основных ценах и рыночных ценах (номинальный объем ВРП), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП).

ВРП представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенную на территории региона и определенную как разница между выпуском и промежуточным потреблением. Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Однако между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница.

Сумма валовых региональных продуктов по России неравнозначна ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и т.д.), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.

В структуре валового регионального продукта основными видами экономической деятельности являлись: обрабатывающие производства; транспорт и связь; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Индекс физического объема валового регионального продукта – относительный показатель, характеризующий изменение объема валового регионального продукта в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает на сколько увеличился физический объем ВРП (т.е. исключается влияние изменения цен).

Структура ВРП Воронежской области, рис 2.4.

 

Таблица 2.1.

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Российская федерация

 

Валовой региональный  продукт:

всего, млн. руб.

10742423,3

13964305,4

18034385,2

22492119,6

28254787,5

32007228,1

37398520,1

39675504,2

на душу населения, руб.

74884,9

97864,8

126014,2

157853,5

198816,5

224163,3

261803,7

285412,5

Индекс физического объема валового регионального продукта,

в % к предыдущему году

107,4

107,6

108,3

108,3

105,7

92,4

104,6

106,8

Московская область

 

Валовой региональный  продукт: всего, млн. руб.

535204,4

708062,1

934328,9

1295649,9

1645753,0

1519446,3

1796535,6

1979353,6

на душу населения, руб.

79833,2

104738,3

137092,1

188565,3

237595,8

217339,7

254279,1

278493,7

Индекс физического объема валового регионального продукта,

 в % к предыдущему году

113,4

107,6

108,7

110,5

108,2

90,4

107,7

109,3

Воронежская область

 

Валовой региональный  продукт: всего, млн. руб.

117197,6

133586,6

166176,5

222811,9

289322,3

265678,4

291439,9

339415,6

на душу населения, руб.

51743,4

59451,7

71898,8

95118,5

119941,8

106635,1

124713,8

158365,8

Индекс физического объема валового регионального продукта,

 в % к предыдущему году

117,3

109,8

107,4

113,7

101,2

96,4

109,3

112,9


Валовой Региональный продукт РФ, Московской области и Воронежской области (в текущих основных ценах) 

Исходя из данных таблицы о ВРП РФ, можно сказать, что ВРП растет из года в год, в общем, с 2004 года ВРП вырос в 4,5 раза и к 2011 году составил 3 967 554,2 млн. руб.

В Московской области ВРП вырос к 2011 году по сравнению с 2004 годом на 369,83 %. В Воронежской области рост также был значительным (289,61 %), хотя и ниже чем в Московской области.

Динамика ВРП на душу населения показывает снижение дифференциации между группами от регионов с высоким уровнем развития, до регионов с низким уровнем развития в рассматриваемом периоде.

ВРП на душу населения по всем представленным регионам также имеет тенденцию к росту в последние годы. ВРП на душу населения в Воронежской области меньше аналогичного показателя по Московской области в 1,76 раз, и ниже, чем ВРП на душу населения в РФ в 1,80 раз.

Индекс физического объема валового регионального продукта  
отражает прирост ВРП в ежегодной динамике. Он показывает, насколько увеличился физический объем ВРП.

Наибольший прирост ВРП по РФ был отмечен в 2006 и 2007 годах (8,3%), в Московской области – в 2004 году (13,4%), в Воронежской области – в 2004 году (17,3 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Прогноз показателей  обеспеченности автомобильными  дорогами

Обеспеченность народного хозяйства транспортом, в том числе автомобильными дорогами, характеризуется системой показателей, определяющих:

  1. уровень развития дорожной сети
  2. уровень использования дорог
  3. уровень сбалансированности сети дорог с потребностями в них народного хозяйства
  4. уровень обеспеченности народного хозяйства и населения автомобильными дорогами

Группа территориальных показателей определяет степень обеспеченности территорий автомобильными дорогами в расчете на 1000 км2.

Таблица 2.2.

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

РФ

 

протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, тыс.км

537037

541134

544201

546353

530528

597420

624194

629373

S, тыс.км2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

17098,2

показатель L/1000 км2

31,41

31,65

31,83

31,95

31,03

34,94

36,51

36,81

         Московская область

 

протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км

16299

16408

16537

16723

16810

21555

24057

24548

S, тыс.км2

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

45,8

показатель L/1000 км2

355,87

358,25

361,07

365,13

367,03

470,63

525,26

535,98

Воронежская область

 

протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км

10368

10404

10382

10495

10490

10636

10689

10812

S, тыс.км2

30,12

30,12

30,12

30,12

30,12

30,12

30,12

30,12

показатель L/1000 км2

344,22

345,42

344,69

348,44

348,27

353,12

354,88

358,96


 

 

 

Дифференциация показателей в группе зависит от протяженности дорог разной значимости, типа покрытия, их технического состояния, определенных для всей территории или экономически активной её части. 

Группа демографических показателей характеризует обеспеченность районов дорогами по отношению к численности, плотности и размещению населения. Показатели группы определяют протяженность дорог в расчете на 1000 жителей.

 

 

 

Таблица 2.3.

Обеспеченность автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием

годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

РФ

 

протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, тыс. км

537037

541134

544201

546353

530528

597420

624194

629373

H, тыс.чел

145649

144964

144168

143474

142754

142221

142009

141904

Показатель км/1000 чел

3,687

3,733

3,775

3,808

3,716

4,20

4,395

4,435

    Московская область

 

протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км

16299

16408

16537

16723

16810

21555

24057

24548

H, тыс.чел

6609

6617

6622

6630

6628

6646

6673

6713

Показатель км/1000 чел

2,46

2,48

2,5

2,52

2,54

3,24

3,6

3,66

Воронежская область

 

протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км

10368

10404

10382

10495

10490

10636

10689

10812

H, тыс.чел

2380,1

2367,9

2358,6

2356,2

2344,4

2339,0

2334,9

2334,8

Показатель км/1000чел

4,36

4,39

4,40

4,45

4,47

4,55

4,58

4,63


 

 

 

Качественные показатели развития сети дорог

Определяются различными факторами, характеризующими тип покрытия, техническое состояние дорог, условия проезжаемости, уровень загрузки и др.

Уровень обеспеченности дорогами потребности народного хозяйства может оцениваться показателями, устанавливающими зависимость между протяженностью автомобильных дорог и развитием производственных сил. К таким показателям относится коэффициент Энгеля:

где L – длина дорог общего пользования с твердым покрытием, км.

S – площадь территории, тыс. км2

H – численность населения, тыс. чел.

Таблица 2.4.

Коэффициент Энгеля в РФ, Московской и Воронежской областях

годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Российская Федерация

Кэ

10,76

10,87

10,96

11,03

10,74

12,12

12,67

12,78

 

Московская область

Кэ

29,62

29,81

30,03

30,35

30,51

39,07

43,52

44,27

 

Воронежская область

Кэ

38,72

38,96

38,95

39,40

39,48

40,07

40,31

40,77


 

Также рассчитываются следующие показатели для РФ, Московской области и Воронежской области:

Информация о работе Разработка региональной программы развития дорожного хозяйства в Воронежской области