Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:28, автореферат

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке комплекса методических экономико-организационных мероприятий, направленных на построение и адаптацию процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией, поиска инновационных технологий решения задач управления посредством мониторинга результативности функционирования страхового бизнес-процесса.

Файлы: 1 файл

Автореферат_чистый.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

Кугушева Татьяна Вячеславовна

 

РАЗРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ

ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ  БИЗНЕС-МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ  КОМПАНИЕЙ

 

Специальность:

05.13.10

- Управление в социальных и экономических  
системах (экономические науки)


 

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону –  2008

Диссертация выполнена 

в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

 

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Андреева Лариса Юрьевна

Официальные оппоненты:

доктор технических  наук, профессор

Горелова Галина Викторовна

кандидат экономических  наук

Грищенко Ольга  Викторовна

Ведущая организация:

 

ГОУ ВПО «Донской государственный  технический университет»


 

Защита состоится «03» декабря 2008 г. в 11-00 часов на заседании  объединенного диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 88, ауд. 302.

 

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 148.

 

Автореферат разослан «01» ноября 2008 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, региональный диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                      С.В. Гриненко

 

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Особенности формирования и продвижения страховых продуктов и услуг в условиях финансового кризиса определяют необходимость качественных изменений системы управления страховым бизнесом как социально-экономической системой на основе разработки новых инструментов и технологий поддержки принятия управленческих решений. В условиях роста неопределенности экономики и обусловленными этим ограничениями динамики роста российского страхового рынка первостепенное значение для систем менеджмента страховых компаний приобретает построение таких бизнес-моделей управления, которые в условиях финансового кризиса и роста конкуренции обеспечивают финансовую устойчивость, ликвидность и эффективность работы организации на оперативном и стратегическом уровне.

Мировой финансовый кризис изменил  основные тренды выявления и оценки рисков, оказал негативное влияние на развитие рынка страховых услуг, сократив платежеспособный спрос со стороны клиентов, а также определил необходимость перехода к новой модели управления страховыми компаниями. Глобальные и национальные страховые компании, испытавшие на себе риски финансового кризиса, изменяют планы и инструменты развития, исходя из сокращения объема поступлений, разрабатывают меры управления ликвидностью, которые позволят сохранить бизнес.

Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия в рамках проблематики управления социально-экономическими системами в отечественной и зарубежной научной литературе исследуются вопросы построения эффективной бизнес-модели управления организациями, и, в частности, страховыми компаниями.

Вопросы разработки процессно-ориентированных  бизнес-моделей управления организацией исследовались такими зарубежными  учеными как М. Браун, А. Бьерн, М. Робсон, Ф.Уиллах, М. Ротр, Д. Шук, М. Хаммер, Дж.Чампи, Т.Питерс, Р.Уотерман, Р.Каплан, Д. Нортон, А.-В. Шер и др.

Исследования этих и других ученых являются, по сути, фундаментальными и направленными на анализ бизнес-моделей управления организацией «как есть» и формирование эффективных технологий менеджмента на основе реинжиниринга, совершенствования и оптимизации бизнес-процессов.

В отечественной экономической  литературе такие исследования проводили ученые Н.М. Абдикеев, В.Г. Баринов, Т.П. Данько,  
В.А. Елиферов, М.А. Иванова, С.В. Ильдеменов, Г.Н. Калянов, Г.Б. Клейнер, А.Д. Киселев, В.В. Репин, Ю.Ф.Тельнов, С.В.Черемных, П.В.Шингарев, Г.В.Широкова.

Исследования в области построения системной бизнес-модели управления организацией проводили такие зарубежные и отечественные ученые как В.Н. Бурков, В.Н. Гришин, В.А.Гоберман, Л.А. Гоберман,  
С.К. Китрар, М.А. Краплин, С.В. Крюков, А.В. Кузнецов, Н.Н. Лябах,  
Л.Г. Матвеева, Е.Е. Панфилова, Д.В.Сироткин, О. Фюрст, Н.И. Холод,  
С.Л. Чернышев и др.

Исследования вопросов функционирования и развития национального института  страхования представлены в работах Л.Ю. Андреевой,  
К. В. Балдина, А.А. Гвозденко, В.В. Глущенко, О.В. Губарь, Е.А. Кургина, И.О. Крюгер,  Ю. Н. Тронина, Г.В. Черновой, В.В. Шахова,  Р.Т. Юлдашева.

Анализ проблем и особенностей функционирования национальной бизнес-модели управления страховыми компаниями локальных рынков представлены в работах Н.Г. Адамчук, А.В. Диваева, Ю.С. Зарубина,  
С.Г. Журавина, Е.Ю. Интинина, А.А. Ищенко, А.М. Качановой, Е.В. Коломина, Д.С. Кошкина, А.Ю. Лайкова, Н.П. Николенко, Е.В. Рузанова, М.М. Сухорукова.

Однако комплексные исследования в данной предметной области остаются в настоящее время недостаточно проработанными, что не позволяет реализовывать стратегии разработки и адаптации  процессно-ориентированной бизнес-модели управления в отечественных страховых организациях. В этой связи, представляется важным проведение подобных исследований с учетом специфики функционирования национального страхового рынка и новых императивов управления.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке комплекса методических экономико-организационных мероприятий, направленных на построение и адаптацию процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией, поиска инновационных технологий решения задач управления посредством мониторинга результативности функционирования страхового бизнес-процесса.

Данная цель обусловила решение  комплекса взаимосвязанных задач:

  • исследовать понятие «бизнес-модель управления организацией» и осуществить ее экономическую, математическую и графическую интерпретацию, что позволить провести интегральный анализ существующей модели управления;
  • представить эволюцию процессно-ориентированного подхода к управлению организацией и становление его как новой парадигмы управления социально-экономическими системами микроуровня. Все это необходимо для разработки технологии построения и внедрения процессно-ориентированной бизнес-модели управления организацией,  в том числе, страховой;
  • выявить основные тенденции развития отечественного страхового рынка как внешней среды формирования управленческих решений на микроуровне, определить особенности построения бизнес-модели управления страховой компанией как социально-экономической системой и идентифицировать проблемы функционирования бизнес-модели управления страховыми компаниями национального рынка, что необходимо для разработки модели сквозного бизнес-процесса страховой компании, обеспечивающей эффективность управления;
  • разработать инструментарий ранжирования управленческих решений в области процессно-ориентированного управления бизнес-процессами страховой организации, что необходимо для создания комплексной методики определения деформационных разрывов в бизнес-модели управления страховой компанией;
  • разработать регламент управления страховым бизнес-процессом, позволяющим осуществить сертификацию системы менеджмента качества согласно действующим национальным стандартам;
  • предложить систему показателей мониторинга результативности управления страховым бизнес-процессом, обеспечивающих управление рисками трансакций, продвижение страховых продуктов с помощью реализации конкурентных технологий менеджмента.

Объект и предмет  исследования. Объектом исследования в диссертационной работе выступает бизнес-модель управления страховой компанией с учетом специфики развития национального рынка и особенностей функционирования страхового бизнеса в условиях кризиса ликвидности, роста глобальной конкуренции. Предметом исследования является совокупность методов и инструментов принятия управленческих решений в страховых компаниях как социально-экономических системах.

Область исследования соответствует  следующим пунктам паспорта специальности: 05.13.10 – управление в социальных и экономических системах: п. 3 – Разработка моделей описания и оценок эффективности решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах; п. 9. – Разработка проблемно-ориентированных систем управления, принятия решений и оптимизации экономических и социальных систем.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепции и гипотезы, изложенные в трудах зарубежных и отечественных ученых в рамках теории управления социальными и экономическими системами по вопросам построения бизнес-моделей управления организациями на основе процессного подхода, концепций функционирования и развития бизнес-модели управления страховой организацией. В качестве методического инструментария была использована совокупность методов экономического моделирования, системологии, статистики, информатики, прикладных экономических дисциплины.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные Росстата и его региональных отделений, Федеральной службы страхового надзора, Всероссийского союза страховщиков, фактологические сведения российских страховых компаний, информационно-аналитические материалы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных исследований по проблемам регулирования страхового рынка, материалы конференций, экспертные оценки, авторские материалы обследования функционирования и развития региональной бизнес-модели управления страховой компанией.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы Федеральной службы страхового надзора (ФССН), государственные стандарты Российской Федерации в области систем менеджмента качества.

Инструментально-методический аппарат. Исследование проводилось методами системного анализа, экспертно-аналитического и графического моделирования. При изучении бизнес-модели управления страховой организацией использованы методы теоретического исследования, (анализа и синтеза, индукции и дедукции), эмпирического наблюдения и сравнения, экономической статистики. При разработке методики ранжирования бизнес-процессов страховых компаний, регламента управления страховым бизнес-процессом и оценки результативности функционирования процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией использовались методы финансового анализа, инструментальные технологии и методы графического и табличного отображения моделей.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что результативность деятельности страховой компании в части выполняемых ею функций по удовлетворению потребности клиентов в обеспечении качественной экономической защиты может быть обеспечена путем разработки и дальнейшей адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией в условиях кризиса ликвидности на глобальном финансовом рынке; механизм построения процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией должен быть основан на выявленных закономерностях развития организационного капитала, обеспечивающего управление рисками трансакций, продвижении страховых продуктов с помощью реализации конкурентных технологий менеджмента.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. В условиях нестабильности финансового рынка разработка стратегии управления развитием страховой компании на основе использования информационно-финансовых инструментов, нацеленных на поддержку и принятие управленческих решений, требует построения эффективной бизнес-модели с целью оценки возможных деформаций развития бизнеса; современным концептуальным подходом к построению эффективной системы управления страховой компанией с развитой филиальной сетью выступает процессно-ориентированный подход. 
  2. Основой построения модели управления страховыми компаниями является сетевой принцип, основанный на том, что их филиальные сети развиваются на базе единой интегрированной бизнес-модели. Структурно-функциональный анализ оценки систем управления страховых компаний позволил сделать вывод, что их организационно-штатная структура является линейно-функциональной. Объединение сетевой и линейно-функциональной структур построения бизнес-модели управления страховой организацией приводит к информационной асимметрии и стагнации информационного пространства локального страхового рынка.
  3. Особенностью страхового бизнес-процесса является двойственный характер его выходов: первым выходом является заключение договора страхования и осуществление выплаты страховой премии страхователем; вторым выходом страхового бизнес-процесса являются оказанные страховые услуги по оценке нанесенного ущерба и выплата страховой суммы, которые осуществляются только при наступлении страхового случая. Это позволило выделить особенности модели управления бизнес-процессами страховой компании, которые отличаются дихотомией функций: на этапе продажи страховых продуктов и на этапе риск-менеджмента страховой организации, к основному бизнес-процессу начинают подключаться элементы управления финансовыми ресурсами (административный бизнес-процесс). Дихотомия функций управления вызвана взаимозависимостью показателей финансовой устойчивости, платежеспособности компании и эффективности инвестирования, как средств страховых резервов, так и собственного капитала страховщика.
  4. Переход сетевой формы построения организации на процессно-ориентированную сопровождается определенными деформациями системы управления и способствует возникновению институциональных разрывов в сетевых структурах управления бизнесом, при этом в качестве методического инструментария выявления слабого звена сетевой структуры используется ранжирование бизнес-процессов на основе экспертных оценок как внешними, так и внутренними экспертами. Проводимая оценка осуществляется экспертами страховой компании по двум ключевым факторам: важность процесса для достижения стратегически приоритетных целей и задач организации посредством выделения критически важных факторов успеха (КФУ); проблемность работы бизнес-процессов. Результатом работы является матрица ранжирования управленческих решений относительно бизнес-процессов компании, позволяющая оценить необходимость реинжиниринга, оптимизации или постоянного совершенствования существующей бизнес-модели управления страховой компанией.
  5. Инструментом гибкой трансформации бизнес-модели страховой организацией в систему процессно-ориентированного управления выступает документирование страхового бизнес-процесса; универсальный регламент управления страховым бизнес-процессом является общим для всех структурных единиц страховой компании, при этом в филиалах страховой компании на основе универсального регламента проектируется собственный типовой регламент, содержащий следующие разделы: область применения и нормативная база; определения терминов, обозначений и сокращений; входы процесса и поставщики; выходы процесса и потребители; ресурсы процесса; схему выполнения процесса; показатели оценки процесса; документирование и архивирование; порядок внесения изменений; рассылку по сетевым отделам, вовлеченным в осуществление процесса.
  6. Построение и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией требует оценки результативности внедряемых изменений. С целью постоянного аудита и оценивания бизнес-процессов необходимо разработать показатели результативности регламентированного бизнес-процесса, обеспечивающие мониторинг степени его выполнения, эффективность принятия управленческих решений для улучшения функционирования. Проектирование и развитие информационной системы управления бизнес-процессами позволяет обеспечить внутренний аудит управленческой деятельности филиальной сети силами специалистов головной компании, отвечающими за систему менеджмента качества во всей организации.

Информация о работе Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией