Сущность и функции бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика государства определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации бюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1. Экономическое содержание и функции бюджета государства…………..4
1.1. Экономическое содержание бюджета государства…………………..4
1.2. Функции бюджета государства………………………………………..6
II. Практическая часть…………………………………………………………...10
2. Составление проекта бюджета района…………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 87.15 Кб (Скачать файл)





Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Теоретическая часть…………………………………………………………….4

    1. Экономическое содержание и функции бюджета государства…………..4

        1.1. Экономическое содержание бюджета государства…………………..4

1.2. Функции бюджета государства………………………………………..6

II. Практическая часть…………………………………………………………...10

      2. Составление проекта бюджета района…………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная политика государства определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации бюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступают бюджетные отношения. На их основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития и успеха реализации бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое  содержание и функции бюджета  государства

1.1. Экономическое содержание  бюджета государства

Возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства, использующего его  в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической  политики.

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

По экономической сущности государственный бюджет – это  денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу распределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для  финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

По материально-вещественному  воплощению – это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса  доходов и расходов.

Бюджетная система РФ — это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение следующих задач:

  • перераспределения внутреннего валового продукта;
  • государственного регулирования экономики;
  • финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • стабилизации кредитно-денежной системы государства;
  • удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка;
  • регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;
  • обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;
  • контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно — территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, которые существуют в стране. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны.

1.2. Функции бюджета государства

Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда.

Бюджетный механизм включает в себя:

  • бюджетную систему страны;
  • административные органы;
  • правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны;
  • систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые  проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

  • распределительная функция бюджета;
  • перераспределительная функция ВВП;
  • регулирующая функция;
  • стимулирующая функция;
  • социальная функция;
  • функция планирования;
  • функция организации;
  • контрольная функция.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция: бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

 

 

Функция планирования бюджетов предполагает:

  • определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
  • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
  • определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
  • разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике;
  • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

  • определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
  • определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
  • выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
  • разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
  • определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
  • определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
  • контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Проект бюджета  района

Доходы бюджета

1. Налог на имущество  физических лиц.

В текущем году данный налог  начислен в сумме 32000 тыс. руб. До конца  года указанная сумма поступит полностью. На следующий год налог на имущество  физических лиц планируется с  ростом на 25% против уровня текущего года.

Сумма налога на доходы физических лиц в следующем  году составит:

32000*(1+0.25) = 40000 тыс. руб.

2. Земельный налог.

По данным Комитета по земельным  ресурсам и землеустройству поступление  земельного налога за земли городов  и посёлков по району в текущем  году – 168 000 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в текущем году – 65%. Коэффициент увеличения ставки земельного налога в следующем году – 1.8.

Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году – 1500 тыс. руб. Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в следующем году – 100%. Ожидаемое исполнение в текущем году на уровне плана.

Сумма земельного налога на текущий год:

168000*0,65 = 109200 тыс. руб.

Сумма земельного налога на следующий год определяется по формуле:

Ni =(Hнi *Ки – Ппзи)*Нс.г.н.,

где Ni – прогноз поступлений земельного налога в бюджет района;

Hнi – сумма начисленного земельного налога в предыдущем году на территории района;

Ки – коэффициент, учитывающий  индексацию ставок земельного налога;

Ппзи – сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района;

Информация о работе Сущность и функции бюджета